Курсы валют
63.79
73.69

Овик Арутюнян: экстремальное путешествие в бизнес по пошиву сумок

09.06.2018 16:49
Краснодарский фотограф Овик Арутюнян рассказал сайту «Деловая газета.Юг», почему он решил начать шить сумки и рюкзаки «для сильных» и с какими трудностями ему пришлось столкнуться
Читайте нас на Яндекс.Новости

- Как у вас вообще родилась идея заняться производством туристических и спортивных сумок? Неужели их не хватает?

- Это был сложный и необычный путь. Чаще всего люди любят рассказывать, как у них с детства была мечта, что они умели шить и решили посвятить этому жизнь. А у меня все произошло совершенно спонтанно и, как обычно бывает, началось с увлечения. Я давно занимаюсь туризмом, походами в горы и активным отдыхом, поэтому просто как потребитель снаряжения начал разбираться в рюкзаках, сумках и материалах, из которых они производятся. Плюс я занимаюсь страйкболом и другими военными играми, где снаряжение также играет важную роль.

В прошлом году мне пришла идея сделать небольшую партию бумажников под сумку – просто для себя, но что-то необычное. Я понял, что особого выбора на этом рынке нет, поэтому решил обратиться к своему однокурснику, у которого был опыт работы в обычном бытовом ателье и который больше разбирался в пошиве.

После небольшого телефонного разговора мы встретились, обсудили и поняли, что для таких вещей проще открыть собственную мастерскую, нежели отдавать заказ в ателье, которое и денег больше возьмет и, вероятно, сделает не совсем то, что хотелось. Сам продукт и материалы здесь специфические – это не совсем трикотакжное производство, поэтому нужны соответствующие машины.

- Что было самым сложным на старте?

- Процесс был долгим, самое сложное – это изучение оборудования и его закупки. С поставщиками извечная проблема: оказалось, что купить хорошие материалы в России – будь то ткань или фурнитура – очень сложно.

Стало понятно, что качественных производителей в России нет, поэтому надо выходить на иностранных. Я писал на заводы в Японии, где делают самые лучшие молнии для сумок, писал на итальянские фабрики, чтобы найти пластиковую фурнитуру. И те, и другие перенаправили меня к своим московским дистрибьюторам, но по большей части это оказался темный лес – находить поставщиков очень сложно.

- Но ведь есть дешевые китайские сумки, а есть, условно, европейские, которые дороже, но качественнее. Сложно было конкурировать?

- В том-то и дело, что китайский производитель с условного AliExpress к нам не имеет вообще никакого отношения. Да, у них низкая цена, но качество продукции не выдерживает никакой критики. Есть альтернативные варианты – какие-то середнячки, даже производящие в России. Либо уже известные бренды с высокой наценкой и так далее.

Но можно занять нишу, даже не пытаясь драться с китайцами. Тут надо понимать, что, конкурируя с их ценой, ты все равно проиграешь: у них дешевле и материалы, и рабочая сила. Поэтому мы решили занять среднюю ценовую нишу, т.к. она самая удобная.

- Неужели в России настолько все плохо с производством подобных изделий, что еще есть свободные ниши?

- Да, с легкой промышленностью у нас давно уже есть проблемы. Есть мелкие предприятия, которые ориентированы на средний или премиальный сегмент, но большая часть фабрик ориентирована на массовое производство и на государственный заказ. Я даже уверен, что именно они формируют рынок некачественного сырья и некачественной фурнитуры.

Большие фабрики работают по принципу тендерной экономии средств. В конечном итоге они начинают экономить на всем и считать каждую копейку, что непременно скажется на качестве продукции. А на персонального потребителя у нас нацелено не так много предприятий.
 


- Где вы брали средства для того, чтобы запустить этот бизнес? И сколько на это потребовалось?
- Вкладывал свои деньги, плюс помогали родители и родственники. Изначально планировалось 300 тыс. рублей, из них 220 тыс. – мои. Сейчас, например, мне надо еще большую сумму, поэтому я продал личный автомобиль, чтобы инвестировать еще 200 тыс. рублей в расширение производства.

- Кредиты не рассматривали?

- Обычные потребительские кредиты я вообще не рассматриваю из-за их сумасшедших процентов. Но у в Краснодарском крае, например, есть фонд микрофинансирования, которые дает дешевые займы на поддержку предпринимателям – всего около 6% годовых. Пока я еще слишком молодой как юридическое лицо, но через три месяца, я думаю, что обращусь к ним. Там порог 700 тыс. рублей или 1 млн рублей. Думаю, что где-то на год этих денег должно хватить – чтобы хотя бы в два-три раза масштабировать и объемы, и производство, а также как-то развиваться, потому что стоять на этом месте нельзя.

- Давно у вас начался непосредственно выпуск продукции? Насколько успешно она продается?

- Выпуск готовой продукции мы начали в первой половине 2018 года. По количеству я счет не веду, но производительность пока маленькая. Это связано с недостатком вложений, нехваткой рабочей силы и маленьким рынком сбыта. Но сбыт – это меньшее, что меня беспокоит. Я сформировал базу магазинов в нескольких городах, но я пока на них не выхожу, так как еще нет критической массы продукции, которой просто хватило бы для того, чтобы раскидать на реализацию.
Оказывается, если ты будешь производить какой-то качественный продукт и давать об этом всем знать, то продавец сам к тебе придет. Некоторые магазины сами с нами уже связались и уже закупили товар на реализацию. Например, недавно я договорился с Новороссийском: скоро наши сумки появятся там.

- Какие сейчас объемы производства?

- Не более 50 изделий в месяц, но это зависит от модели. Есть трудоемкие модели, которые делаются целый день, а есть сумки, которые можно изготавливать по 3-4 штуки в день. Это все индивидуально.
Причем у меня есть опасения, что если я начну сейчас делать какие-то вливания в маркетинг и рекламу, то спрос резко возрастет и вот этот условный склад у меня будет пустой. Пока с текущим запросом мы справляемся, но только потому, что я боюсь расширять канал рекламы.

- Какие отличительные особенности именно у вашей продукции?

- Я не буду говорить заезженные фразы про то, что нет аналогов в мире или что-то подобное. Что бы ты ни придумал – все давно уже создано, особенно конструктивные решения.
Главная наша особенность – это личный контроль качества во время производства. Второе – это технологичность и дизайнерские решения.

Наша продукция ориентирована не только на мужчин, хотя они составляют 70% заказчиков. Мы ориентировались на сильных людей, которые занимаются спортом и активным отдыхом. Эти люди не особо любят какие-то дизайнерские ухищрения, предпочитая качество и минимализм. За 10 лет работы фотографом у меня четко сложились такие эстетические предпочтения.

- Работаете только по Краснодарскому краю или на другие регионы тоже?

- Могу сказать так: львиная доля заказов идет сейчас именно из Краснодара, далее – столица, затем – остальные города. Естественно, первыми покупателями были друзья и знакомые, как это бывает во многих видах бизнеса. Покупали либо себе, либо в подарок. Но почти сразу же среди заказчиков стали появляться и незнакомые люди.

Из других регионов спрос тоже есть. На днях была доставка в Тюмень, есть много заказов в столицу и за Урал. Целенаправленно пока ни на кого не нацеливались. Понятно, что предпочтения идут нашему родному региону, но социальные сети никак не ограничивают, поэтому подписываются люди из совершенно разных субъектов РФ, и даже из зарубежья. Но с зарубежными странами пока не работаем из-за системы оплаты.

- Какую-то обратную связь от покупателей получаете? Отзывы собирали?


- Да, я регулярно провожу обратную связь, потому что мне очень важно быть на пульсе. Я иногда сам прошу оставлять отзывы в социальных сетях. Но пока что все очень подозрительно – никакой серьезной критики пока не звучит. Может быть, это из-за малых объемов, но очень недовольных клиентов еще не было. Единственное замечание касалось логотипа, который, как оказалось, был похож на один известный спортивный бренд, поэтому его исправили. Другого же негатива пока нет, что меня настораживает.

- Вы начинали краудфандинговую кампанию, но у вас не получилось. Почему?

- Действительно, краудфандинговая кампания провалена, хотя мы еще где-то в середине пути. Около месяца назад я понял, что нужны определенные вложения – в материал, рабочую силу и оборудование – и решил таким необычным образом привлечь средства. Казалось, что процентов никто никаких не берет – это не банки и не кредиты, плюс появляются дополнительные упоминания о тебе.

Не пошло потому, что сама по себе платформа Boomstarter, через которую мы работали, оказалась очень странной. Пусть она самая большая, но они делают упор на то, что ты должен самостоятельно раскручиваться. Самое главное в сборе средств – это раскрутка и на нее, как это ни парадоксально, требуется очень много денег. Любой более-менее значимый ресурс требует деньги на раскрутку – как минимум, это свойственно российским платформам.

- Но ведь существуют проекты, которые получают очень много денег – даже больше чем требуется – просто благодаря сарафанному радио. Почему у вас так не получилось?

- Это все результат правильной работы с рекламой и пиаром. Мне не хватило по большей части финансовых ресурсов.

- Как планируете расширять ассортимент? Или расти будете за счет увеличения объемов производства уже имеющейся продукции?

- В планах как минимум 30 утвержденных прототипов, расширять ассортимент надо регулярно. Пока есть около 5-7 моделей, но это лишь малая часть из того, что планируется. Прежде чем наладить выпуск, надо обкатывать прототипы, смотреть, что из них получается. Обычно только третий прототип выходит в серийное производство.

- Какие еще собираетесь предпринять шаги для того, чтобы укрепиться и «встать на ноги»?

- Ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. Не зря же я продал свой автомобиль. Самое главное – это вкладываться в материалы, в увеличение производства, делегирование и масштабирование.

Мне кажется, есть немало задач, которые ты не должен выполнять как руководитель. Когда ты сам какие-то детали вырезаешь, то такие мелкие механические задачи нужно сразу делегировать наемному рабочему. Это же касается продаж и доставки. Рано или поздно объемы будут такие, что, если постоянно колесить по городу (а я часто это делаю, доставляя товар), то времени не будет ни на что другое. А когда время у меня появится, дальше у меня будет возможность расширяться.

Комментировать

comments powered by HyperComments