Октябрина Девлетова: Будущее за экотехнопарками и технологиями энергетической утилизации

Октябрина Девлетова: Будущее за экотехнопарками и технологиями энергетической утилизации

Собственник компании «Эко-Спектрум» Октябрина Девлетова предложила создать на территории Краснодарского края специальные зоны по переработке отходов — экотехнопарки

Собственник компании «Эко-Спектрум» Октябрина Девлетова предложила создать на территории Краснодарского края специальные зоны по переработке отходов — экотехнопарки. По мнению предпринимателя, такие объединения помогут улучшить экологию, освободить земли от полигонов и дадут дополнительный приток средств в экономику региона. О том, что такое экотехнопарк и что необходимо для его создания, Октябрина Девлетова рассказала «ДГ. Юг».

— Октябрина, в чем состоит ключевая идея экотехнопарка? Каким вы видите устройство этой системы? 

— Ввиду того, что уже на законодательном уровне введены меры по снижению количества полигонного захоронения и повышению использования вторичного сырья в производственном процессе, один из возможных путей решения проблемы — это создание экотехнопарков, промышленных кластеров, специализирующихся на вторичной переработке, утилизации и обезвреживании отходов. Идея создания экотехнопарка предполагает комплексное решение организации процессов по обращению с отходами с достижением цели нулевых показателей захоронения.

Устройство этой системы однозначно предполагает наличие технологий обработки, утилизации, обезвреживания — конечно же, при условии высокой рентабельности, которой возможно достичь за счет применения или реализации ВМР. Процесс этот должен быть непрерывным, особенно в случае энергетической утилизации, а также если на объекте будет предусмотрено производство товаров из ВМР. В общем, если сказать просто, то замкнутый цикл производства требует непрерывности процессов. Например, экотехнопарк должен включать в себя комплекс объектов, состоящий из зданий, сооружений, технологического и лабораторного оборудования, осуществляющий полный цикл производства. Так, например, после прохождения процесса сортировки «хвосты» направляются на термическое обезвреживание, в результате которого получаются зола и тепло. Зола может применяться для изготовления материалов или изделий широкого спектра потребления, а тепло — использоваться в качестве энергоресурса. Таким образом, мы получаем комплексную успешную концепцию, а именно: исключаем захоронение (по крайней мере сводим его к минимальным показателям) и получаем прибыльную переработку. 

— Какой объем должны перерабатывать предприятия каждого комплекса?

— Я бы сказала, что условия индивидуальны для каждого объекта. Мы должны отталкиваться прежде всего от того, насколько экономически выгодно мы можем реализовать вторично-материальные ресурсы, полученные при переработке, от этого будет зависеть и выбор технологии, и производственные мощности. Так, например, чтобы выйти на максимальные показатели по утилизации, обезвреживанию и вовлечению отходов в процесс вторичного использования, в первую очередь необходимо учитывать при предварительной проработке проекта морфологический состав отходов, потребности региона, общий спрос на продукт переработки. Также немаловажным фактором является и наличие кадровых, земельных и финансовых ресурсов. Если говорить о мощностях, то минимальный объем сортировки с точки зрения экономической целесообразности может составлять от 50 000 тонн в год до максимум 600 000 тонн в год. Мусоросортировочный комплекс такого уровня включает в себя широкий спектр оборудования: разрыватели пакетов, барабанные сепараторы, магнитные сепараторы, вихретоковые сепараторы, оптические инфракрасные сепараторы, баллистические сепараторы, горизонтальные автоматические прессы, участки производства технического грунта и т. д. Максимальная утилизация составит примерно 50 % отобранного сырья после сортировки, включая компостирование, и 50% энергетической утилизации от валового сырья.

— Как появление таких парков отразится на экологии региона?

— Из официальных источников известно, что по поручению Владимира Путина в Краснодарском крае планируется строительство двух мусоросжигательных заводов: в Сочи и на побережье Азовского моря. Я считаю, что данное решение благоприятно скажется на экологической обстановке в регионе в силу того, что неуправляемое и масштабное захламление земель несет больший вред, чем контролируемый процесс сжигания, тем более на сегодняшний день системы газоочистки и мониторинга выбросов позволяют минимизировать воздействие и контролировать данный процесс.  

— В чем экономическая составляющая проекта? Какую продукцию можно создавать из переработанных отходов?  

— В данном вопросе важно понимать, что экологическая и экономическая составляющие тесно связаны между собой. В первую очередь мы преследуем цель получения экономических выгод в виде вторично-материальных ресурсов, а также наши комплексы реализуют возможность получения энергетических благ от использования рекуператоров тепла и электроэнергии. Вторично-материальные ресурсы имеют широкий спектр применения и могут использоваться при производстве строительных материалов, благоустройстве территорий и в других направлениях.  

ООО «Эко-Спектрум» совместно с УНПК «Аналит» КубГУ был проведен ряд исследований золы, полученной в результате термического обезвреживания и утилизации отходов. Эти исследования показали отличные результаты. Изучение химического состава золы выполнялось рентгенофлуоресцентным, рентгенофазовым и термическим методами анализа, радиологические испытания — с использованием метода сцинтилляционной гамма-спектрометрии для измерения активности радионуклидов, также образцы изделий были исследованы на возможное наличие подвижных форм тяжелых металлов, которые изначально содержатся в отходах и, как следствие, в золе. Полученные результаты показали, что зола по своему составу представляет смесь различных минеральных компонентов с преобладанием кристаллических форм кальция и кремния, уровень удельной эффективной активности определяет возможность использования данного строительного материала (золы) в условиях внутригородского строительства 

Для определения различных вариантов применения золы и обоснования использования ее как ценного инертного материала, полученного после сжигания, нами были проведены апробации технологии изготовления полимерпесчаных изделий (плитки, бордюров, лавочек, кашпо и т. д.) с золой вместо песка. По составу изделия представляют смесь полимеров с переработки (30%) и золы (70%).  

— Какая территория необходима для размещения данного парка?

— Для сравнения: для объекта с полигоном для размещения неутилизируемых «хвостов», сортировочным комплексом и площадкой для компостирования органики в зависимости от его мощности и технических характеристик необходимо ориентировочно не менее 35–50 га с учетом полного заполнения за 5–7 лет при минимальных мощностях. В то же время, например, для экотехнопарка потребуется не более 10 га, из них около 7 тыс. кв. метров — на размещение мусоросортировочного комплекса мощностью 600 тыс. тонн в год. Данный комплекс технологически состоит из приемного отделения, цеха основной сортировки, участка подготовки «хвостов» для термической деструктуризации, участка переработки зольного остатка в сырье, готовые изделия или блоки производства альтернативного топлива (SRF). Здесь также необходима площадка для производства технического грунта (компостирования) и дополнительные участки для прессования, брикетирования. Следовательно, в первом варианте, где предусмотрен полигон, требуется не менее 35–50 га, а во втором, с полным циклом переработки и производства, — не более 5 га, при этом экономия площади в экотехнопарке возможна за счет этажности сооружений.

Очевидно, что разница между вышеуказанными вариантами весома не только в занимаемых территориях, но и в сроках эксплуатации, экологических и экономических результатах.  

— Есть ли компании, кроме «Эко-Спектрума», которые могут стать резидентами? 

— В первую очередь ООО «Эко-Спектрум»  является разработчиком и производителем промышленного оборудования, то есть сфера деятельности компании не относится к оказанию услуг в области обращения с отходами. Однако наша компания имеет необходимый состав опытных инженеров-проектировщиков, конструкторов, обладает необходимыми инженерно-техническими ресурсами, что позволяет реализовывать сложные задачи в полном производственном цикле. Поэтому мы нацелены занять место производителя и поставщика современного эффективного оборудования, предназначенного для экотехнопарков, а также оказать непосредственное содействие в решении технических, правовых и научно-экологических вопросов.

— Какой вид отходов самый опасный, неприбыльный, не поддающийся переработке?

— Здесь стоит упомянуть инфицированные медицинские отходы, которые являются высокоопасными, поэтому в целях соблюдения санитарной безопасности они, как обычно, обезвреживаются термическим методом, минуя процесс сортировки. Также отходы, направляемые на переработку, из-за совместного сбора поддаются загрязнению и смешиванию с другими отходами, что может увеличить трудоемкость процесса. 

— Какие меры необходимы, чтобы реализация этого проекта стала возможна?

— Реализация проекта во многом зависит от последовательного развития региональной правовой среды (включение мероприятий по созданию объектов в региональные нормативно-правовые акты) и структурирования условий сделок в рамках доступных форм государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, специальных инвестиционных контрактов и соглашений.

— Уже говорят о неэффективности работы региональных операторов. Действительно, мусор вывозится редко, сортировки нет… Как вы оцениваете работу региональных операторов? Почему, на ваш взгляд, население не готово сортировать мусор? Можно ли исправить данную ситуацию?

— Региональные операторы действуют в силу своих технологических возможностей, при этом, на мой взгляд, экологическая осознанность населения в отношении раздельного сбора отходов могла бы улучшить работу как регионального оператора, так и экологических кластеров. При реализации наших проектов с системами сортировки отходов мы рассматриваем пути вовлечения населения в процесс цивилизованного обращения с отходами жизнедеятельности.

— Сколько времени и средств понадобится на запуск подобного парка?

— Около года понадобится на проработку проекта с учетом решения вопросов финансирования, земельного вопроса, законодательного урегулирования. А также примерно год может занять процесс строительства комплекса.   

— Какие риски есть у этого проекта? 

— Если рассматривать экотехнопарк как единый организм, очень важно, чтобы все компоненты системы исправно и бесперебойно функционировали, начиная от процесса сбора отходов и заканчивая реализацией вторично-материальных и энергетических ресурсов. При этом условии мы можем с уверенностью исключить риски. 

Новости