Для успешного инвестирования необходимо, в первую очередь, найти незанятую нишу и установить свои правила игры. Существует так называемая «стратегия голубого океана», согласно которой рыночная вселенная представлена в виде двух океанов: алого и голубого. Алый океан символизирует уже существующие отрасли — границы их определены, правила игры всем известны. Это мир, в котором царит жестокая конкуренция, по мере ее усиления становится все меньше возможностей получать прибыль. Голубой океан означает нетронутые участки рынка, которые дают возможность неограниченного роста и высоких прибылей. Голубой океан — это еще не существующие отрасли, где конкуренция никому не грозит, поскольку правила игры только предстоит установить.Главная особенность стратегии голубого океана в том, что ее приверженцы не хотят следовать трендам обогнать конкурентов. Вместо этого они стремятся создать что–то новое.Яркий пример — Цирк дю Солей (Cirque du Soleil, Цирк Солнца). В 80–е годы цирковое искусство было убыточным — билеты на детские цирковые представления не могли стоить дорого, а затраты на покупку, содержание и дрессировку животных отбирали львиную долю прибыли.
В 1984 г. Ги Лалиберте и Даниэль Готье решили сменить целевую аудиторию цирка с детей на взрослых и отказаться от выступлений животных. Они нашли свой «голубой океан» — создали жанр на стыке циркового, театрального и эстрадного искусств. Сегодня Цирк Солнца насчитывает более 4000 человек, работающих в разных труппах, годовая выручка цирка превышает $600 млн. Про Цирк дю Солей говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство.В любом бизнесе есть место «голубым океанам», пусть даже маленьким. Если соблюсти баланс между эмоциональным творческим подходом и аналитической выверенностью действий, даже маленькие океаны могут вылиться в большую прибыль. Эффективный бизнес не следует трендам — он их создает.