Курсы валют
75.62
91.31

ГЛОНАСС тянет потребителя на себя

12.10.2010 09:15
Развитие глобальной спутниковой системы (ГЛОНАСС) входит в программу модернизации экономики России. Но заставить российский рынок отказаться от привычного GPS будет сложно, считают эксперты
Читайте нас на Яндекс.Новости
Развитие глобальной спутниковой системы (ГЛОНАСС) входит в программу модернизации экономики России. Но заставить российский рынок отказаться от привычного GPS будет сложно, считают эксперты. Первый спутник ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) в России запустили 12 октября 1982 г. В 1993 г. правительство РФ официально приняло систему в эксплуатацию. По данным официального сайта ГЛОНАСС, изначально система разрабатывалась специально для военных целей. Уже в 1995 г. в спутниковую группировку входило 24 спутника. В том же году правительство РФ заявило о безвозмездном доступе ГЛОНАСС для открытого гражданского использования. Однако после 1995 г. система перестала финансироваться. Орбитальная группировка сокращалась и достигла своего минимума в 2001 г. К тому времени в ее составе осталось всего шесть спутников. В 2002 г., после постановления о программе «Глобальная навигационная система» на 2010–2011 гг., началась реконструкция системы. В 2008 г. ГЛОНАСС насчитывал уже 16 космических аппаратов, а в 2010 г. их количество дошло до 21–го. По словам экспертов, для того чтобы работать в полном объеме, ГЛОНАССу необходимы 24 спутника. Сейчас система действует в военной и гражданской сферах. В потребительском сегменте для российской системы первична автомобильная навигация. Пока в России существует единственный навигатор ГЛОНАСС — Glospase SGK–7.0. Не хватает спутниковПо мнению экспертов, глобальное развитие ГЛОНАСС тормозит сильная конкуренция со стороны аналогичной американской системы GPS (Global Posisioning Sistem). Появление ГЛОНАСС в России многие эксперты связывают с очередной гонкой за новацией GPS (американцы вывели первый спутник на орбиту еще в 1978 г.). Сейчас у системы GPS — 24 спутника. В результате спутниковый сигнал GPS определяет местонахождение объекта с точностью до 5 м.
Российский навигатор Glospace SGK–70 может работать в одном из трех режимов приема сигнала: ГЛОНАСС, с совмещенным чипом ГЛОНАСС + GPS и GPS. Основные функции российского и американского навигатора почти идентичны, говорят эксперты. И тот и другой навигатор, кроме географического местонахождения, позволяют просматривать фильмы и прослушивать цифровые записи, смотреть фотографии, подключать внешние устройства и карты памяти, играть во встроенные игрушки. В гражданской сфере возможности ГЛОНАСС и GPS потенциально одинаково применимы в сотовой связи, грузоперевозках, страховой деятельности, в службах такси, картографии и энергетике, в строительстве и в спасательных работах. США могут все Как считают эксперты, в отличие от российского ГЛОНАССа спутниковая система GPS обладает большей точностью навигации за счет большего количества спутников. Навигатор GPS не такой энергоемкий и легче по весу (устройство ГЛОНАСС весит около 400 г). У GPS — 20 каналов, у ГЛОНАССа их 12. GPS–навигатор можно купить за 3–5 тыс. рублей, цена российского навигатора — от 8000 до 15000 рублей. Однако у GPS есть и свои «подводные камни», уверены специалисты. Система принадлежит США, которые в любой момент могут ее отключить или намеренно исказить сигнал.Российский рынок ГЛОНАСС почти не сформирован. К тому же почти все смартфоны и коммуникаторы крупных игроков рынка адаптированы под чип GPS. «Сейчас тираж выпускаемых навигаторов ГЛОНАСС в России — 1,5–2 тыс. в месяц. Это менее одной десятой процента рынка. При этом GPS–навигаторы выпускают миллионными тиражами. Если у ГЛОНАССа не будет массовости, он обречен на вымирание», — сообщил в радиоинтервью компании mail.ru аналитик проекта мобайл@mail.ru Дмитрий Рябинин.Как говорят эксперты, спасение российской спутниковой системы — в совмещенных чипах ГЛОНАСС и GPS. Смешанные технологии дают более точный сигнал. Одномоментное использование спутников повысит качество программ навигатора ГЛОНАСС. В августе 2010 г. Владимир Путин заявил о намерении сделать ГЛОНАСС экономически выгодной и эффективной системой, сообщило РИА «Новости» Тогда же премьер–министр предложил оснащать отечественные автомобили системой ГЛОНАСС с 2012 г. Мало спутников Российское правительство заинтересовано в продвижении навигаторов собственного производства, но шансов занять лидирующие позиции у ГЛОНАССа пока немного, уверены эксперты. Для этого должна быть полностью укомплектована спутниковая группировка и налажено российское производство линейки доступных гражданских ГЛОНАСС–приемников и приборов.В июне 2010 г. вице–премьер РФ Сергей Иванов предложил ввести пошлины на импорт навигационного оборудования. «Настало время поднимать вопрос о том, чтобы вводить не запретительные, но хоть какие–то импортные пошлины на навигационное оборудование системы GPS, которое по сей день ввозится в Россию по нулевой ставке», — цитирует «Интерфакс» Сергея Иванова. По мнению экспертов, повышение пошлин откроет лишь больше перспектив для рынка бывших в употреблении аппаратов GPS, а «перевод» автомобилей на ГЛОНАСС повысит их конечную стоимость. « Если ГЛОНАССа нет, то от умирания GPS он точно не появится. А вот рынок сопутствующих сервисов, картографии и т. п. от таких действий однозначно пострадает», — заявил в интервью информационному порталу «Газета.ру» директор ООО «МИТ» Андрей Сабайдаш.Однако у ГЛОНАССа в России все же есть будущее, уверены специалисты Роскосмоса. Возможности спутниковой навигации востребованы почти во всех отраслях экономики. Система позволит эффективно управлять транспортом, оптимизировать дорожное движение, работу бригад «скорой помощи», ДПС и проводить мониторинг сложных инженерных сооружений.

Галина Кошелева, основатель бизнес-квеста Hardlite

<p>Основатель бизнес-квеста для студентов Hardlite Галина Кошелева рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о своем проекте, планах проводить игры по всей стране, а также о том, почему...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы