Курсы валют
63.81
70.72

Как на безрыбье не стать раком

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
Вячеслав Зиланов, руководитель департамента рыбной промышленности Мурманской области, в прошлом заместитель министра рыбной промышленности СССР рассказал dp.ru о вариантах развития рыбной отрасли в России
Читайте нас на Яндекс.Новости
Вячеслав Зиланов, руководитель департамента рыбной промышленности Мурманской области, в прошлом заместитель министра рыбной промышленности СССР рассказал dp.ru о вариантах развития рыбной отрасли в России.Он рассказал, почему Россия, являясь рыбной страной, ест норвежскую семгу. DP.RU: Некоторые эксперты полагают, что мировая рыбопромышленность оказалась в патовой ситуации. Рост добычи рыбы почти достиг своего предела, популяции водных биоресурсов (ВБР) сокращаются. Для их сохранения следует сократить объемы промышленного лова. За этим последует рыночный дефицит, убытки предприятий, безработица. А насколько выработаны промысловые участки в России?ВячеславЗиланов: Я категорически не согласен с тем, что эта проблема вообще стоит на повестке дня. Особенно для России. Но даже в мировом масштабе есть места традиционного промысла (например, Северная Атлантика), а есть места, где промысла нет вообще (в арктических и антарктических водах). Объемы криля и светящегося анчоуса составляют несколько десятков миллионов тонн. Человечество даже не подступилось к освоению этих ресурсов. В то же время, ежегодная добыча рыбы в мире оказалась в стагнации. Мы вышли на 120-125 млн т. Но даже за счет России этот показатель можно существенно повысить. К примеру, в Баренцевом море, ведется сбалансированный промысел, но кроме трески и палтуса есть ведь еще и нетрадиционные объекты добычи. Это различные моллюски, креветки и водоросли. Этот сектор сегодня у нас практически не охвачен. Кроме того, есть Дальний Восток, где нужно добывать в большем объеме того же кальмара, сайры. Это и Охотское море и вдоль Курильских островов и северо-восточнее Камчатки. Другой вопрос, что эти ресурсы просто так не возьмешь, нужен флот, нужна переработка, нужны транспортные коммуникации. Сейчас рыбаки поставлены в такие условия, что им очень трудно, практически невозможно развивать свой бизнес так, чтобы и гражданам нашей страны от этого была прямая польза.DP.RU: По тем, же оценкам, с которыми вы категорически не согласны, немедленного оздоровления требуют Средиземное и Черное моря. А если посмотреть на промысловые карты исключительной российской экономической зоны, то где у нас находятся такие «обезрыбленные» места?В.З.: Я не согласен с тем, что Черное и Средиземное море выработаны до критической отметки. Посмотрите, в приморских городах того же средиземноморья продается вся рыба, которую там можно добыть. Но даже если бы ситуация с биоресурсами в этих акваториях и была бы близка к критичной, то никто не мешает там заниматься аквакультурой (то есть искусственным разведением ВБР), которая увеличит «отдачу» от этих морей. Но у нас есть места, положение в которых можно было бы назвать критическим. Это, прежде всего, осетровые на Каспии, Азовском море и в Волге. Главная причина тамошнего бедствия – браконьерство. Браконьерство – это мягко сказано, на самом деле существует отлаженная международная контрабандная сеть, которая базируется на том, что законодательство не дает вести легальный промысел. В регионе безработица и коррупция, которые толкают местное население на браконьерство. Там работают заводы по разведению осетра, но выпущенная рыба рано или поздно попадает в сети браконьеров, и не только российских, кстати говоря. Государство должно начать серьезную борьбу с этим, иначе все попытки спасти осетра будут бесполезными.Второй момент – конфискованная осетровая продукция должна безжалостно уничтожаться. В противном случае, будут возникать коррупционные цепочки по незаконной легализации этой рыбопродукции и ее сбыту. Ну и третье, государство должно создавать благоприятные экономические условия тем, кто разводит осетра, чтобы люди имели возможность получить хорошую отдачу от своей работы.DP.RU: А есть ли какие-нибудь виды ВБР, по которым Россия должна увеличить объем добычи? В этом ответе я попросил бы учитывать не только экономические, но и биологические аспекты.В.З.: Вообще наши ресурсы мало разрабатываются. Говорить о каких-то конкретных видах ВБР не очень-то правильно, скажу лишь о том, как мы могли бы увеличить производство продукции нашей отрасли. В России довольно устаревшие суда, снасти и способы лова. Ситуацию надо исправлять, давать возможность рыбакам как можно проще модернизировать свою техническую и технологическую базы. К тому же у нас слабо развита аквакультура. Если в Советском Союзе наши рыбные хозяйства выращивали порядка 400-450 тысяч тонн продукции ежегодно, то сейчас от этого не делается и половины. Надо создавать условия для развития этой подотрасли, то есть делать так, чтобы человек мог построить предприятие, начать его работу, а потом, только через три года после ее начала, без головной боли, получил бы первую прибыль. Ведь аквакультура очень приближена к промышленному животноводству. И одно и другое требует льготных кредитов, низких налоговых ставок и прочих условий, которые позволят работать на будущее.DP.RU: На рыбе можно заработать только двумя способами, либо поймав ее, либо вырастив. Какой из них наиболее выгоден в России?В.З.: А еще можно заработать и третьим способом, переработать ее до состояния конечного продукта или полуфабриката и продать за совсем другие деньги, нежели сырье. И именно этот способ приносит наибольшую выгоду. Но этот способ заработать на рыбе, как впрочем, и все остальные, крайне затратен. Государство должно создавать не просто благоприятные, а тепличные условия для всех, кто кормит страну, и для зерновиков, и для животноводов и для нас, рыбопромышленников. И, возможно, какие-то сдвиги в нашей отрасли и будут, возможно, даже очень скоро. В этом году впервые за 15 лет существования новой России, в своем послании президент сказал о том, что в рыбной отрасли не происходит никаких положительных перемен. И еще несколько слов о выгоде от различных подотраслей нашего дела. Для того чтобы иметь от чего-то прибыль, надо в этом чем-то разбираться. Давайте посмотрим, кто руководил нашим хозяйством в последние годы. Бывшие инженеры, военные, журналисты, даже милиционеры. И ни одного рыбника. Как люди, ничего не смыслящие в рыбной промышленности, могут сделать так, чтобы мы эффективно работали? А ведь мы должны не только зарабатывать, но и кормить страну. DP.RU: Россия – рыбная страна, но при том, что мы располагаем очень большим промыслом лососевых на востоке страны, европейская ее часть ест норвежскую семгу. В чем здесь проблема? В отсутствии товарооборота внутри страны или в несбалансированной импортно-экспортной политике?В.З.: Ни одно, и ни другое здесь, ни при чем. Мы живем в условиях рынка, а он диктует продавцам, что выгоднее продавать. Охлажденная семга из Норвегии и чавыча с Камчатки это два совершенно разных по цене продукта, ведь транспортное плечо с Дальнего Востока в Москву гораздо длиннее, чем с севера Европы, вот и получается, что норвежская семга дешевле. Ведь не зря говорят, что дорога денежками стелется. Конечно, надо устраивать нормальную систему товарооборота внутри России, так, чтобы в европейскую часть приходила дальневосточная рыба. Но если ее везти оттуда в охлажденном виде на самолете – на прилавке она станет золотой, а если в консервах на поезде, то цена будет вполне приемлемой. Но я бы отметил еще вот что. Надо забыть о дешевой рыбе. Это очень дорогой продукт, особенно в условиях рынка. Не нравится нам есть охлажденную норвежскую семгу, давайте делать так, чтобы у нас в Мурманской области или в Карелии выращивались в садках лососевые, цена на которые в Москве будет на рубль-два ниже, чем на зарубежную продукцию, давайте делать все условия для этого. Но при этом помнить, что реально цена будет ниже на эти рубль-два, потому что рыбы дешевой не бывает.DP.RU: В России лишь 25% экспорта рыбных товаров осуществляется с таможенным оформлением грузов. Остальное вывозится прямо из районов морского промысла без захода в российские порты. Почему наши рыбаки так не любят родину?В.З.: Я понимаю ваш сарказм, но, прежде всего, расставлю по местам правовые акценты. Таможенному оформлению подлежит то, что добыто на территории России или в пределах двенадцатимильной территориальной зоны. Двухсотмильная экономическая зона не является суверенной территорией России, а территорий с суверенными экономическими правами России. И то, что оттуда вывозится рыба за рубеж без таможенных пошлин, это не противозаконно. Так что рыбаки имеют полное право отвозить рыбу туда, где им комфортнее ее продавать. А комфортнее им за границей и вот почему. С момента швартовки судна в любом норвежском порту и до момента начала выгрузки проходит около часа-двух. В мурманском порту может пройти и неделя. Потому что в Норвегии на судно приходит один контроллер ото всех инстанций, он проверяет документы, берет пробы для анализов и определяет вес груза сам. А у нас больше десятка проверяющих инстанций, у каждой своя комиссия и каждая проводит более чем пристрастную проверку. К примеру, наши таможенники взвешивают всю рыбу, а в Норвегии просто считают количество коробок. Каждая коробка – стандартная – 30 килограмм. Посчитай и умножь на 30, вот тебе и вес. В трюм судна, вместимостью 100 тонн нельзя впихнуть 150 тонн. А погрешности в 50-70 кг. ни на что не влияют. Судно должно зарабатывать деньги в море, а не простаивать в порту. Рыбакам удобнее работать с норвежцами. Потом, закупочные цены там выше, из-за того, что более развитая экономика, а это уже не проблема рыбной отрасли, а проблема государства в целом. А главная проблема, решить которую власти могут простым росчерком пера. Дело в том, что если рыбак купил судно или отремонтировал его за границей, то сразу по приходе в порт он должен заплатить налог на добавленную стоимость и таможенную пошлину. Это 23% от стоимости судна или проведенных работ. К примеру, купили вы судно, новое, высокопроизводительное, а это от 30 до 50 миллионов евро – минимум. Зашли и порт и будьте любезны, заплатите 6-10 млн. Для госбюджета – это копейки. Для рыбаков – оборот за несколько лет. Уберите с рыбаков эту ненужную пошлину и НДС, которая и так не взимается и в наши порты вернутся суда, а на прилавки потечет рыбка.DP.RU: Наша страна рвется в ВТО. Так, при согласовании с Норвегией условий присоединения к ВТО, Минэкономразвития, без дополнительных консультаций с бывшим Госкомрыболовством, обязалось снизить ввозные пошлины на норвежскую охлажденную форель и лосось с 10 до 3% и в течение 2 лет. Это сильно ударит по нашей рыбной промышленности. Вообще, пойдет ли на пользу нашим рыбакам и переработчикам вступление в ВТО?В.З.: Ну о чем здесь можно говорить… Вы привели великолепный пример того, в каких условиях окажутся наши рыбопромышленники если Россия вступит в ВТО. Выше мы говорили о том, что если создать благоприятные условия для разведения нашего лосося в садках, то он будет стоить на рубль-два дешевле норвежского. А снижение пошлин на ввоз импортной рыбы просто поставит крест на наше внутреннее производство. Наши позиции сдаются на раз, а это говорит о том, что мы ни политически ни экономически не готовы вступить в ВТО. Для рыбной промышленности России это будет тяжелейший… Удар. БЛИЦ:Dp.ru: Выбирая машину, что вы предпочтете, скорость или надежность?В.З.: Надежность.Dp.ru: Что бы вы сделали в первую очередь, став главой федерального агентства по рыболовству?В.З.: Я бы его распустил и сделал бы все, чтобы появилось единое ведомство, занимающееся проблемами рыбной промышленности. Пусть не Минрыбхоз, пусть мин рыб сельхоз.Dp.ru: Если бы вы строили дом, каким бы он был, деревянным или каменным?В.З.: Деревянным.Dp.ru: Что вы заказываете в ресторане, рыбу или мясо?В.З.: Ну конечно, рыбу.

Артем Миронов, основатель проекта «Голос города»

Сайт «Деловой газеты.Юг» поговорил с Артемом Мироновым о создании проекта «Голос города», его развитии и планах вывести иммерсивные променад-спектакли на один уровень популярности...

Смотреть видеосюжет онлайн

Маршруты электричек в Краснодарской агломерации продлят с 8 декабря

05.12.2019 17:52
Городские электрички в Краснодарской агломерации будут с 8 декабря 2019 года следовать по удлиненным маршрутам
Читайте нас на Яндекс.Новости

Маршруты городских электропоездов, курсирующих в пределах Краснодарской агломерации, продлят с 8 декабря. Об этом сообщает пресс-служба Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД).

Так, поезда №7121 и №7120 Краснодар-1 – Афипская и Афипская – Краснодар-1 теперь будут следовать по маршруту Краснодар-1 – Ильская и Ильская – Краснодар-1.

Маршрут поездов №7127, №7128, №7129 и №7130, курсирующих от вокзала «Краснодар» до Пашковской и в обратном направлении, продлят до Васюринской. А для поездов №6740, №6741, №6748 и №6749 на маршруте Краснодар-1 – Динская – Краснодар-1 конечной станцией станет Кореновск.

В связи с продлением маршрутов будет изменено отправления и прибытия городских электричек.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», электропоезда в границах Краснодарской городской агломерации начали курсировать в декабре 2018 года. Сейчас в рамках проекта «Городская электричка» ходят 12 пар пригородных поездов. Благодаря их запуску пассажиропоток на Краснодарском направлении с начала 2019 года увеличился почти в 3 раза и превысил 90 тыс. человек.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы