Курсы валют
66.61
73.95

Кому принадлежат стены храма?

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
22.10.2007 14:38
Принципиальное решение правительства России о передаче русской православной церкви памятников Соловецкого музея-заповедника уже вызвало очередную порцию комментариев в прессе на тему – кому должны принадлежать храмы и монастыри
Читайте нас на Яндекс.Новости
Принципиальное решение правительства России о передаче русской православной церкви памятников Соловецкого музея-заповедника уже вызвало очередную порцию комментариев в прессе на тему – кому должны принадлежать храмы и монастыри, в советский период закрытые и превращенные в музеи – государству в лице музеев или церкви, патриархии? Вопрос не новый и довольно болезненный для разрешения. Церковь устами своих многочисленных служителей развивает логически неубиенный, казалось бы, тезис о том, что церкви всего-навсего возвращают то, что ей принадлежало и что в ее (церкви) рачительных руках храму только и быть. Музейщики со стажем, положившие жизнь свою на исследование и реставрацию церковного искусства – прежде всего иконописи и архитектуры – ссылаются на тотальную невежественность новопосвящаемых священников в вопросах искусства, для которых «подновить» икону XVI века – раз плюнуть, а состояние древней росписи (буде они присутствуют в храме, где совершается служба) не вызывает никакого интереса. И, надо сказать, эта точка зрения во многом весьма и весьма оправдана. Музейщики бережно приняли на хранение церковные сокровища и сохранили их, отреставрировав, если к тому имелась возможность. Взять хотя бы одну из главных православных святынь – икону Владимирской Божией Матери, что хранится теперь в действующем храме при Третьяковской галерее. Сколько трудов посвятил ей Игорь Эммануилович Грабарь сразу после революции, сколько этапов рестарации и расчистки прошла она под его руководством! И именно Грабарю мы обязаны тем, что в запасниках музеев оказались бесценные иконы, свезенные туда из закрытых большевистской властью церквей. Да, безусловно церкви и только церкви должно принадлежать то, что, чем она владела до Октябрьской революции 1917 года (скоро будем праздновать девяностолетие тех событий), но так ли важен для сути церковного служения вопрос о том, кто владеет имущественными правами на алтарь и стены храма? Если нет никаких препятствий к богослужению? Церковь же далеко не всегда так бережно, как музейные работники относится к возвращенному ей имуществу. Когда еще только-только начинала свое стремительное возрождение знаменитая Оптина пустынь, что близ города Козельск, за стенами монастыря с тех времен, когда сюда в поисках истины приезжал Лев Николаевич Толстой сохранились три или четыре чудесных деревянных домика с мезонинами в окружении небольшого количества деревьев. Когда-то в них жили монахи. И первое, что сделали монахи нынешние – эти домики безжалостно снесли, возведя на их месте красного кирпича крепкие постройки в стиле «дом Наф-Нафа». А что? Мы здесь хозяева и никто нам не указ. Ну да, все так, но только как-то грустно делается от того, что свидетели жизни знаменитых оптинских старцев безжалостно снесены с лица земли. Но зато теперь в Оптиной пустыни в каждом храме новехонький дорогой иконостас, лики писаны исключительно на золоте и похоже, что понятие «намоленная икона» тамошним монахам не ведомо. Но есть и другой пример. Пример этот находится в самом центре Москвы и называется Новодевичий монастырь. Долгие годы здесь был музей, музей и сейчас является хозяином основной территории монастыря, хотя по соседству (но в пределах стен обители) обосновались и монахини. Но главная святыня Новодевичьего – Смоленский собор с фресками XVI и XVII веков и с потрясающим своим величием иконостасом, состоящим сплошь из шедевров древнерусской живописи, включая иконы XV века – находится под юрисдикцией музея и под присмотром его работников. Согласитесь, неуместно любоваться бесценными фресками во время церковной службы, да и молясь перед иконой Смоленского Богоматери, негоже восхищаться тонкостью письма и гением безымянного русского мастера. Всю неделю Смоленский собор открыт как музей, а в воскресенье здесь совершается служба и можно помолится на иконы, перед которыми склоняли колена Иван IV и Борис Годунов. И это идеальный пример сосуществования церкви и музея. Хотя, церковь, наверное и не прочь получить весь монастырь под свое управление и установить свои правила его посещения. И потому правительству неплохо бы разобраться, нужно ли чохом и по-быстрому передавать церкви все, что еще не передали. В том числе и памятники Соловков, практически полностью на сегодняшний день принадлежащие музею-заповеднику. А батюшкам, что так возмущаются уже самим тем тем фактом, что в обществе идет дискуссия о правах церкви на госсобственность можно возразить легко и быстро: все эти памятники — церкви, монастыри, иконы – создавались, конечно, при деятельном участии церкви, но создавались они прежде всего великим русским народом и ему по праву и принадлежат. И поэтому государство имеет на них такие же законные (в смысле высших законов) права, как и церковь. И надо находить разумный компромисс, а не кричать, размахивая кадилом: «Мое! Отдай немедленно!..» Чем, к сожалению, Московская Патриархия в последнее время увлекается все больше и больше, высказывая имущественные претензии на все что только можно. И это не прибавляет ей уважения даже среди православных. Потому что к нестяжательству призвал нас Спаситель.

Дмитрий Набока, владелец тату-студии NBK Tattoo Collective

Владелец тату-студии NBK Tattoo Collective Дмитрий Набока рассказал о том, как начать бизнес без кредитов и инвесторов, можно ли стать профессиональным татуировщиков без художестве...

Смотреть видеосюжет онлайн

Основной концепцией развития Краснодара до 2040 года выбрана агломерационная модель

19.08.2019 20:04
За основу для дальнейшей разработки Генплана Краснодара выбрана агломерационная концепция развития
Читайте нас на Яндекс.Новости

За основу для дальнейшей разработки Генплана Краснодара выбрана агломерационная концепция развития. Об этом стало известно в ходе обсуждения промежуточных итогов работы над Генпланом столицы Кубани в рамках заседания краевого общественного градостроительного совета, сообщает пресс-служба мэрии.

Как отметил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, данная модель предусматривает создание ядра агломерации в границах города с учетом развития близлежащих районов. «Мы делаем Генплан для тех, кто сейчас живет в краевой столице и последующих поколений. Если мы говорим, что по Генплану эта зона — зеленая, ни при каких обстоятельствах она не должна перестать быть зеленой», - сказал он.

Глава региона также добавил, что необходимо акцентировать внимание на индустриальном развитии Краснодара. В частности, новый Генплан должен закрепить действующие промышленные зоны, исключив их застройку жилыми домами. При этом промзоны должны быть сосредоточены на окраинах агломерации.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», разработчиком Генплана Краснодара является «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства» (г. Санкт-Петербург). Специалисты планировали представить предварительную концепцию нового Генплана Краснодара в июне 2019 года.

Разработчики отмечали, что результаты работы по каждому этапу создания проекта Генплана города будут обсуждать с общественностью. Для этого был разработан специальный сайт, где размещается информация о ходе работы над документом. Одним из ключевых является раздел «Обсуждение генплана», где публикуются мнения экспертов, общественников, публикации СМИ.

Как рассказывала первый заместитель управляющего директора ООО «НИИ Перспективного Градостроительства», руководитель проекта Генплана Краснодара Ирина Евплова, работа над документом включает в себя десять этапов. В марте 2019 года компания приступила к ведению топографо-геодезических работ, созданию базы пространственных данных и базы электронных документов, которые предоставляют все службы.

По словам мэра города Евгения Первышова, в данное время уже выполнены основные три этапа работы над Генпланом, ведется работа над четвертым и пятым из 10 запланированных. «Полностью готов и прошел контроль ортофотоплан всей территории Краснодара — в 840 кв. км. Сделали 315 кв. км цифрового топографического плана. Вместе с жителями провели анализ демографической, социально-экономической и градостроительной ситуации», - отметил он.

Планируется, что до конца года проект Генплана Краснодара подготовят для дальнейшего согласования министерствами и ведомствами.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы