Курсы валют
75.09
90.47

Александр Солдатов: "Выход на IPO спасает от рейдеров"

26.11.2007 09:52
Александр Солдатов, генеральный директор одного из ведущих агрохолдингов России ОАО «Группа „Разгуляй“ (в Краснодарском крае компании принадлежит два сахарных завода и около 80% перерабатывающих мощностей риса
Читайте нас на Яндекс.Новости
Александр Солдатов, генеральный директор одного из ведущих агрохолдингов России ОАО «Группа „Разгуляй“ (в Краснодарском крае компании принадлежит два сахарных завода и около 80% перерабатывающих мощностей риса) поделился с dp.ru опытом выхода на IPO и рассказал о том, какие „плюсы“ и „минусы“ дает компании публичность. Вчера „Группа“ Разгуляй» начала размещение допэмиссии на 14 млн. акций на $ 70 млн. При этом ваш выход на IPO в 2006 году был первым публичным размещением агропромышленной компании в России. О чем нужно задуматься компании, которая планирует выход на IPO?А.С.: О балансе между кредитным портфелем и размещением акций, поскольку именно он будет определять дальнейшее развитие компании. Нужно задуматься и о времени выхода на публичные займы, поскольку выйдя на IPO, компания становится публичной и путь у нее только один – развиваться. Как изначально развивалась ваша компания? Как двигалась к IPO?А.С.: Компании уже 15 лет. Первоначально брали ничем необеспеченные кредиты. Затем перешли к краткосрочным кредитам, которые нам давали под залог товара, что крайне не выгодно компании – то, что мы растили, это и становилось инструментом, под который мы получали деньги. Потом мы отдавали под залог производственные активы и акции. Такое обеспечение кредитов нам тоже было не выгодно. К тому же компании этих кредитов не хватало для развития – для приобретения производственных активов и земли. За счет чего вам удалось выйти на более выгодные условия получения кредитов?А.С.: Мы выстроили кредитную политику с банками так, чтобы сыграть на прозрачности компании и договориться о более выгодных залогах и кредитной ставке. С 2000 года начали готовить отчетность для внешних кредиторов по международным стандартам. Прозрачная отчетность помогла нам формировать более выгодную залоговую политику и понизить кредитные ставки.Потом мы дошли до размещения на публичных рынках заимствования. При этом с момента выхода на публичный рынок прогноз на год, который презентуется кредиторам, должен быть выполнен не зависимо от погодных условий и урожая. Как вам удалось выполнять план, не зависимо от погодных условий и урожайности?А.С.: На этом этапе нам пришлось работать с региональными предприятими, которые относились к бюджету, как к инструменту получения денег: мы подписали бюджет, дайте нам деньги, мы что-то вырастим, а там как выйдет. С этим нам пришлось бороться. Это был ключевой вопрос – переориентация сознания руководителей всех уровней на тот прогноз и бюджет, которые безоговорочно подлежат выполнению. Понятно, что на нашем рынке есть скидки на волантильность рынка, на климат, но должны быть некие резервы, которые помогут выйти колхозам на обещанные показатели.Из чего исходила компания, выбирая для размещения IPO, российскую, а не иностранные биржи?А.С.: Основные проблемы, которые мы решали при выходе на IPO, на какой бирже размещать акции – на западной или российской. А может, вообще отдать акции одному-двум акционерам. И все-таки мы решили размещаться на биржах, поскольку выход на финансовый рынок дает нам больше плюсов по сравнению с конкурентами. Рынок выбрали российский, понимая, что выходить на лондонский или американский рынки неизвестной компании рискованно. Требования при размещении жесткие, юридические аспекты размещения для компании среднего уровня неподъемны.Как вы готовили компанию к выходу на IPO?А.С.: Более 8 месяцев готовились к выходу на IPO и вышли на него в марте 2006 года. Все непрофильные бизнесы, все юрлица, у которых нет активов и больших оборотов, мы вывели из компании, которая шла на размещение. ОАО «Группа „Разгуляй“ – российское юридическое лицо, которое эмитирует акции. В группе два основных бизнеса – зерновой и сахарный. В зерновом направлении все производственные активы и колхозы принадлежат Зерновой компании „Разгуляй“. В сахарной отрасли все активы принадлежат Сахарной компании „Разгуляй“. Акции этих двух юрлиц принадлежат ОАО „Группа “Разгуляй». Ничего лишнего – только производственные активы и компании с большими оборотами. Все непонятности, лишние юрлица толкуются обычно в минус компании, выходящей на IPO. Второй вопрос, который был необходим в период подготовки выхода на IPO – это бизнес модель. Ее мы делали на пять лет. Она включает как развитие самого рынка, так и развитие компании. Модель очень важна, поскольку каждый год аналитики обращаются к ней как к ориентиру и смотрят, что мы достигли. Мы написали модель «пессимистичную», чтобы нас не могли уличить в невыполнении «оптимистичных» планов. Каков был результат размещения IPO?А.С.: В марте прошлого года наши ценные бумаги торговались на ММВБ и РТС. Продав в ходе IPO 28,3% акций, компания привлекла $144 млн. Спрос превысил предложение в 106 раз. Заявки на участие в торгах подавали в основном иностранные фонды. Однако в итоге, в числе наших новых акционеров оказалось 6 иностранных банков.В ходе IPO ОАО «Группы „Разгуляй» в 2006 года акции торговались по цене $4,85 за штуку. В октябре котировки компании на РТС колебались на уровне $4-4,3 за акцию, но после объявления о сроках допэмиссии в ноябре 2007 года выросли до $5,5 .Как вы оцениваете, почему ваше размещение IPO прошло успешно?А.С.: Во-первых, мы учли при размещении IPO хорошее состояние продовольственного рынка натот момент – высокую цену на сахар. Во-вторых, мы составили бизнес-модель и сделали стратегию компании абсолютно понятными для людей, которые не знают рынка. Банки и инвесторы должны все понимать. Третий момент, который важен только для российских компаний – момент налоговой политики. Мы раньше, как и многие, оптимизировали налоги. Перед выходом на IPO оптимизацию по-российски мы отменили. Просчитали новые расходы и включили их в свою бизнес-модель. Размещение IPO это все-таки плюс или минус?А.С.: Несомненно, плюс. Мы первые из российских агропромышленных компаний разместили большой пакет в 28,3% акций. Плюсы при работе с кредиторами, контрагентами и государством – больше доверия. Выход на IPO помог получить лучших поставщиков в регионах, которые нам начали больше доверять. С другой стороны, жизнь после IPO усложняется. Публичность предполагает постоянный рассказ о том, что происходит внутри компании, который влияет на котировки акций. Когда компания непубличная, работа выглядит так: вот бюджет, вот финансирование, и один директор отвечает за результат. Все зависит от того, как руководители понимают процесс. В публичной компании это не годится. Руководитель должен выполнять регламентные бизнес-процессы, то есть достигать результат определенными способами, а не как выйдет.Вы планируете в этом году выплачивать дивиденды?А.С.: Изначально мы обещали первую выплату – спустя три года после выхода на IPO – то есть в 2009 году. Сейчас все основные средства направляем на приобретение земли и на модернизацию предприятий. Какую выручку планируете по этому году?А.С.: Совокупная выручка предприятий группы “Разгуляй» за 2006 год составила 23 млрд. руб. (на 16% больше, чем в 2005 году). В нынешнем году она должна быть на 20% выше за счет экспорта зерна.Сколько планируете привлечь средств в ходе нынешней допэмиссии акций?А.С.: Порядка $60-70 млн. Планируем использовать эти средства на приобретение земли и модернизацию предприятий.Вчера ОАО «Группа „Разгуляй“ начала размещение допэмисси на 14 млн обыкновенных акций номиналом 3 руб. Цена размещения ценных бумаг -$ 4,75. А сколько у вас земли? А.С.: У сахарной компании порядка 130 тыс. га – это и под зерновыми, и под свеклой. Вся земля — на разном этапе оформления. В зерновом секторе у нас 20 тыс. га земли – в основном, она засеяна рисом. Вся земля у нас в разных видах собственности – в основном, в долгосрочной аренде. В собственности из всей земли примерно 10%.Мы арендуем земли у пайщиков. Они cейчас стали умными, толковыми. Вообще не продают землю. Работа с ним очень тяжелая – собрать их надо, выделить физически участок. Неподъемная процедура.Выкуп возможен только, если земли „ничьи“ – их продают местные администрации. А способствует ли IPO защите от рейдерства?А.С.: Большой объем IPO защищает от рейдерства. Особую роль в этом играет правильная структура компании. Юридическая упаковка как у нас – оптимальна. Заводы и колхозы ведут хозяйственную деятельность. Их акции или доли принадлежат зерновой или сахарной компаниям „Разгуляй“, которые хозяйственной деятельности не ведут и внешних рисков не имеет. По сути, пробиться к акциям, как-то арестовать их, невозможно, ведь юрлицо –владелец акций – не несет коммерческих рисков. ОАО „Группа “Разгуляй» коммерческой деятельности не ведет – лишь имеет штат, офис, зарплату и офисные расходы. Это и есть самая лучшая защита. Можно атаковать само предприятие — если мы его и потеряем, то только одно. Остальные активы принадлежат компаниям более высокого уровня в структуре и надежно защищены.Таким образом даже при современном уровне законодательства можно защититься от рейдерства.Чем вы объясняете большой объем сделок по недобросовестному поглощению предприятий – это неразвитость рынка или люди сейчас научились пользоваться дырами в законодательстве?А.С.: Думаю, научились пользоваться дырами, поскольку сейчас не осталось «ничьих» работающих предприятий, которые можно взять за небольшие деньги. Ранее мы приобретали «лежачие» предприятия с большой кредиторкой, их нужно было юридически упаковывать и интегрировать в холдинг.Рынок предприятий нашей отрасли поделен, теперь остались только захваты, чтобы получить в управление некие активы, не платя за них серьезные деньги. Финансовая прозрачность способствует тому, что предприятие труднее атаковать и поглотить?А.С.: Обычно рейдеры делают заход через налоговую инспекцию. Если юрлицо, на котором висят акции, абсолютно легально, к нему не подберешься. Поэтому мы сейчас сами ежегодно инициируем налоговые проверки.

Артем Полторанин, директор компании-разработчика ReadyScript

Сайт «Деловая газета.Юг» поговорил с разработчиком интернет-магазинов о том, как современные IT-решения могут помочь зарабатывать в Сети даже «кустарям-одиночкам»

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы