Курсы валют
67.18
77.35

Кубанские нефтезаводы осваивают евротопливо

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
06.06.2013 06:11
С 1 января 2016 г. в России запланирован переход на выпуск и продажу топлива стандарта Евро– 5. Кубанские нефтезаводы, чтобы успеть к этому сроку, начали масштабную реконструкцию. Эксперты спорят о том, сколько будет стоить «пятизвездочный» бензин
Читайте нас на Яндекс.Новости
С 1 января 2016 г. в России запланирован переход на выпуск и продажу топлива стандарта Евро– 5. Кубанские нефтезаводы, чтобы успеть к этому сроку, начали масштабную реконструкцию. Эксперты спорят о том, сколько будет стоить «пятизвездочный» бензин.Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. утвержден Технический регламент, содержащий новые требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту. В документе говорится, что с 1 января 2013 г. в России из оборота должно быть выведено топливо класса Евро–2, с 1 января 2015 г. — Евро–3, еще через год — Евро–4. С 1 января 2016 г. разрешено использовать топливо стандарта Евро–5. Примечательно, что в Европе Евро–5 было введено еще в сентябре 2009 г. А в 2015 г. несколько государств Евросоюза планируют перейти уже на Евро–6.В России работает 27 крупных НПЗ и около 200 мини–НПЗ (данные Минэнерго РФ). На Кубани — четыре: ООО «РН–Туапсинский НПЗ», ООО «Афипский НПЗ», ООО «Ильский НПЗ» и ЗАО «КНПЗ–КЭН» (Краснодарский). По данным экспертов, практически на всех заводах страны топливо выпускается по устаревшим стандартам: средняя глубина переработки нефти на них колеблется от 69% до 88% (тогда как в Европе и США — 90–95%). Чтобы улучшить качество производимых продуктов, российским НПЗ необходимо модернизироваться. В Минэнерго посчитали, что за период 2011–2015? гг. нефтяники инвестируют в реконструкцию своих мощностей около 1 трлн рублей.Топливо Евро–5 считается экологическим. Вообще, чем выше стандарт топлива, тем меньше в нем содержится таких примесей, как сера, бензол, и других ароматических углеводородов. Они вредны для двигателей машин и повышают токсичность выхлопных газов, что негативно сказывается на здоровье людей и экологии. Так, например, в стандарте Евро–5 содержится в 5 раз меньше серы, чем в Евро–4.«Новое» топливо на КубаниВ Краснодарском крае реконструкция началась на всех нефтеперерабатывающих заводах. В конце мая этого года в афипском Доме культуры прошли общественные слушания на тему модернизация Афипского НПЗ (основан в 60–х гг. прошлого столетия, мощность — 5 250 тыс. т нефти в год, в 2010 г. башкирская «Нефтегазиндустрия» купила его у Олега Дерипаски), сообщается на инвестиционном портале Северского района. Главный технолог афипского НПЗ Александр Кобылянец рассказал, что 2011 г. была внедрена программа технического переоснащения производства, в результате которой минимизируется воздействие на окружающую среду. На предприятии пообещали, что одна из «достопримечательностей» поселка Афипского — горящий факел НПЗ, скоро исчезнет. Точнее, установят новый, в котором не будет открытого огня, а, следовательно, и вредных выбросов в атмосферу. По утверждению гендиректора Виктора Сидорова, мощность НПЗ увеличится (на сколько, не уточняется), также удвоится количество рабочих мест.В ЗАО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод–Краснодарэконефть» (в этом году НПЗ исполнится 102 года, мощность — 3 млн т нефти в год) сообщили, что на предприятии также запущена программа модернизации: уже отведен земельный участок под новую установку, разработано технико–экономическое обоснование проекта.На «Ильском НПЗ» (входит в состав «Кубанской нефтегазовой компании») масштабная реконструкция стартовала в 2012? г. В соответствии с планами компании до 2015? г. мощность завода возрастет по нефтяному сырью до 3 млн т в год, а по качеству топлива — до уровня Евро–4 и Евро–5, сообщили на предприятии.Модернизацию Туапсинского НПЗ (был запущен в 1929 г.) ОАО «НК «Роснефть» обещает закончить в 2014 г., после чего предприятие станет крупнейшим в Европе (именно так считают в компании) по глубокой переработке нефти. Мощность завода увеличится с 5 до 12 млн т в год. «Фактически речь идет о строительстве на территории работающего НПЗ нового современного завода», — уточнили в ОАО «НК «Роснефть». «Инвестиции в его развитие — порядка 245,5 млрд рублей», — сообщила пресс–служба краевой администрации. Завод специализируется на выпуске моторного топлива. 90% продукции отправляется на экспорт через терминал, который находится рядом с НПЗ и также принадлежит «Роснефти». Оставшиеся 10% реализуются на внутреннем рынке, в т. ч. через собственные АЗС. После модернизации автомобильное топливо, производимое на НПЗ, будет соответствовать Евро–4 и Евро–5.Льготный режимМинистерство энергетики РФ в 2010–2011? гг. подготовило целый комплекс мер для модернизации НПЗ. Это налоговый режим, который стимулирует производство качественного моторного топлива для внутреннего рынка; повышение акцизов на низкокачественные бензины и введение понижающего коэффициента на высококачественные. «Рост цен бензина Евро–5 возможен, но связывать его только с тем, что будет выпускаться топливо нового класса, неверно, — делится мнением участник рынка. — Ведь специально для стимулирования выпуска топлива более высоких экологических стандартов государство повышает акцизы на них меньшими темпами, чем на топливо низких стандартов. В первую очередь цены на топливо будут расти из–за инфляции в стране. Кроме того, подорожание возможно из–за изменения налоговой политики государства, роста услуг естественных монополий и прочих поставщиков товаров и услуг для российских НПЗ».КомментарииДмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»«Конкуренция на нефтяном рынке такая, что никто не будет производить низкокачественное топливо. Это прямой путь к разорению и банкротству компании. Ваше место сразу займут конкуренты, если вы будете выпускать плохое топливо. Если несколько лет назад большинство НПЗ отставали от плана перехода на новые экологические стандарты топлива, то на сегодня некоторые уже производят Евро–4: Комсомольский НПЗ, Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ, Ачинский НПЗ («Роснефть»); Волгоградский и Пермский НПЗ («ЛУКОЙЛ»); Рязанский НПЗ, Саратовский НПЗ (ТНК–ВР). В планах — начало выпуска такого топлива на остальных НПЗ. Так что нефтепереработчики в большинстве своем уже готовы к предстоящим изменениям, и с их стороны никаких проблем в поставках нового топлива ожидать не стоит. Они смогут произвести его в нужном количестве и отгрузить в сбытовые сети. Естественно, что пока потребление экологического топлива не столь велико в общем объеме, но постепенно его начнут потреблять больше, по мере ужесточения экологических норм и обновления парка автомобилей. Часть произведенного топлива может отправляться на экспорт, в этом нет ничего плохого».Иван Анашкин, аналитик «Инвесткафе»:«В России перенос сроков ввода новых экологических классов происходил несколько раз из–за того, что НПЗ не успевали модернизироваться. Больше переносить сроки не планируется. Если НПЗ не успеют «обновиться», то им придется прекратить выпуск топлива до приведения продукции в соответствие с нормативами. Сейчас действуют льготные акцизы в отношении топлива Евро–4 и Евро–5. Из–за наличия этой разницы в акцизах стоимость топлива разных экологических классов на российских заправках одинакова. С точки зрения АЗС, нет принципиальной разницы в отпуске топлива разных экологических классов. Сейчас лучше всего дела с переходом обстоят у «ЛУКОЙЛа», который полностью перешел на выпуск топлива Евро–5 с июля 2012 г., а также у «Башнефти» которая реализует через свои АЗС только топливо класса Евро–5. В срок планируют закончить модернизацию «Татнефть», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз». А вот «Роснефть» может испытать сложности по переходу в установленный техрегламентом срок на топливо стандарта Евро–5».

Комментировать

comments powered by HyperComments