Для сравнения, годом ранее в марте 2014 года показатель составлял всего лишь 5,4%, а число безработных равнялось 4 млн человек. Фактически полмиллиона трудоспособных граждан, вероятно, находятся в активном поиске работы. Однако сможет ли страна обеспечить хотя бы часть «ищущих» новыми рабочими местами?
Начнем, традиционно, с истории прошлых кризисов. Каждый экономический спад обладает своими специфическими характеристиками, однако всегда есть общие тенденции: первым делом увольнения идут в банковском и строительном секторах, а выигрывают в момент снижения деловой активности только те, кто поставляет на рынок товары первой необходимости. Таким образом, здесь можно выделить ключевые отрасли:
1. Розничный сектор, даже несмотря на резкий рост цен на импортные товары, вряд ли пострадает. Более того, крупные игроки часто используют сложившуюся ситуацию для отвоевывания доли рынка у более мелких конкурентов. Не исключено открытие новых точек продаж, а, значит, появление новых рабочих мест.
2. Услуги для бизнеса. Это, в основном, касается специалистов по консультированию и страхованию, так как в условиях кризиса требуются профессиональное антикризисное управление, причем с реальным опытом, приобретенным на прошлых периодах рецессии.
3. Фарминдустрия. Несмотря на то что она занимает небольшую долю (3,3%), потенциал роста спроса на профессии в этой сфере велик. Лекарства будут покупать всегда, какой бы кризис не переживала страна. Более того, фармацевтическое направление в текущих условиях резкой девальвации валюты прекрасно вписывается в курс на импортозамещение, поэтому не исключено увидеть резкий рост прибыли компаний данного сектора, а также появление новых вакансий как в компаниях, производящих лекарства, так и в компаниях их продающих.
Несмотря на массовые увольнения и рост уровня безработицы, стоит отметить возможное увеличение спроса и на конкретные виды профессии. По данным крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter(HH), даже при отмеченном в первом квартале сокращении вакансий на 5%, интерес к определенным профсферам не падает: около 41% от общего спроса отмечается в области продаж. На втором месте востребованности стоят люди без опыта работы, с помощью которых компании пытаются оптимизировать свои расходы – 12% вакансий ориентировано на студентов или выпускников, только начинающих свою карьеру. На третьей строчке располагается сфера ИТ (11%), а наименее востребованным остаются профсферы «Банки, инвестиции, лизинг» ( 9%) и «Маркетинг, реклама, PR» (8%).
Стоит отметить, что в условиях кризиса будет расти и конкуренция. По данным HH, эта тенденция наблюдается уже несколько лет, причем в последний квартал достигла пиковых значений: теперь на одну вакансию претендует, в среднем, 7 человек в отличие от 5 человек еще год назад. Но и среди разных секторов конкуренция значительно отличается: к примеру, в связи с ограниченным выбором кандидатов в сферах «Страхование» и «Консультирование» претендует всего лишь один человек на одну позицию.
Не стоит игнорировать и региональные различия рынка труда. Если в Краснодаре и Санкт-Петербурге вам будет довольно сложно устроиться на работу, так как там отмечается конкуренция по 12 человек на место, то в Перми это будет сделать гораздо проще — при пяти работниках на одну вакансию. Однако стоит понимать, что текущие условия – лишь временное явление. На период спада экономики имеет смысл рассмотреть даже вакансии, не отвечающие вашим профессиональным навыкам. Это и расширит ваш кругозор, и увеличит опыт, и главное – поможет пережить кризис.
Алена Афанасьева, старший аналитик ГК FOREX CLUB