Курсы валют
64.07
72.24

Два открытия в Новороссийске: пятая биеннале и арт–центр «Ангар»

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
29.09.2017 14:16
Тема пятой Новороссийской биеннале посвящена «Дому». Организаторы призвали международное творческое сообщество поделиться своим видением и ощущением этого слова. Домом для биеннале стал экспериментальный арт–центр «Ангар»
Читайте нас на Яндекс.Новости

Создатели частного учреждения культуры «Музей изобразительных искусств» Новороссийска, организаторы Новороссийской биеннале, открыли экспериментальный центр современного искусства. По законам моды арт–галерея расположилась на территории производственного цеха, сохранив все урбанистические черты в дизайне интерьера.

Несколько удивительным стало участие администрации города в организации этого проекта. Ведь именно с помощью муниципальных сил был проведен ряд работ по благоустройству территории, техническому ремонту помещения, информационному сопровождению. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда власть заинтересована в создании современного культурного учреждения, в котором смогут общаться на языке искусства как художники (в широком смысле этого слова), так и люди, ценящие искусство и стремящиеся к нему приобщиться. К тому же, по замыслу создателей, властей, бизнеса и гостей открытия, «Ангар» должен стать еще одной точкой притяжения туристов, и, соответственно, еще одной статьей пополнения городской казны.

Говорить о колоссальной прибыли культурного учреждения — что–то сродни утопии, но не лишенное перспективы желание. Так, вход на выставки и экспозиции в арт–центр «Ангар» планируют сделать платным. А вот к привлечению сторонних инвестиций по схеме спонсорства или меценатства организаторы относятся с опасением.

«Я всегда относился с большой осторожностью к спонсорам и меценатам, всегда ожидаю какого–то подвоха, — рассказал ДГ создатель «Ангара» Игорь Дорофеев. — Есть, конечно, люди, которые от чистого сердца вкладывают свои заработанные деньги в искусство, я перед ними преклоняются, но, к сожалению, таких персон очень мало. Поэтому, прежде чем обратиться к кому–то за помощью, я десять раз подумаю. Что касается «Ангара» и его финансирования, то мы обладаем некоей финансовой «подушкой» и очень надеемся, что нам ее хватит, чтобы создать современный, популярный центр.

Наталья и Игорь Дорофеевы с начала 2000–х владели типографией в Новороссийске, издавали газету «С легкой руки». Интерес к искусству у них появился еще в 80–х годах прошлого века, без малого за 40 лет им удалось собрать в частной коллекции более 1000 предметов искусства, авторство которых принадлежит творцам со всего мира.

Международную географию получила и пятая биеннале. В этот раз посетители выставки смогут вдохновиться работами более 70 авторов из 8 стран: среди них Италия, США, Хорватия, Греция, Турция и Россия. Новороссийская биеннале началась в 2009 г., с формата городской художественной выставки. Организаторам хотелось сделать хоть что–то интересное для города.

«Сначала мы хотели организовать городскую художественную выставку, чтобы привлечь внимание горожан к искусству. И, оценив полученные положительные результаты, решили сделать биеннале. Так, на следующий фестиваль к нам присоединились краснодарские авторы, а уже на третьей — были представлены работы художников из Ставрополья, Адыгеи, Ростовской области, на четвертой — участвовали авторы из 15 субъектов РФ. И вот к пятой биеннале мы достигли международного формата, о котором мечтали и к которому стремились изначально», — рассказала в ходе пресс–конференции организатор новороссийской биеннале Наталья Дорофеева.

Что же касается современного искусства и его перспектив в целом, то здесь мнения участников и организаторов разделились. Дорофеевы уверены, что современное искусство ждет фурор, только необходимо найти финансы и силы, чтобы продержаться некий период с момента открытия до признания арт–центра публикой. Николай Востриков (художник, член московской группировки «Синтез»), напротив, убежден, что современное искусство ждет фиаско в скором времени.

«Современное искусство — оно серое и депрессивное, мало кому понятное, — обосновывает свою точку зрения московский художник. — Я призываю авторов к тому, чтобы они внимательней относились к реальности и, наряду со всякими «каляками–маляками», воплощали в жизнь хорошие, позитивные идеи, — тогда и зрителю искусство станет ближе и понятней». Еще одна проблема, которая затрудняет единение публики и искусства — отсутствие салонов, куда любой человек может прийти и выбрать для своего дома картину или небольшую скульптуру. Сегодня даже само слово салон изгнано из языка, оно девальвировано. Утрачена ниша, которая могла бы связывать граждан с высоким искусством посредством салона. Возможно, появление таких точек помогло бы поднять посещаемость биеннале и выставок. Ведь неинтересно человеку просто прийти, ничего не понять и уйти. Салон выступал своего рода образовательным центром. Еще момент — отсутствие четкой платформы в современном искусстве, правил игры, четких форматов и способов выражения мысли. Вот если их создать, то тогда и интерес со стороны публики вырастет, так как искусство станет понятней, а значит — ближе.

Но, несмотря на все разногласия, у авторов и участников есть убеждение, что «Ангар» и Новороссийская биеннале станут той тусовкой, которая объединит всех по интересам: и художников, и молодежь, и творческую интеллигенцию. И то, что «Ангар» сегодня сделал первый шаг в своем творчестве — это некая гарантия развития в будущем. Новороссийская биеннале продлится до 31 октября. Посетить выставку можно по адресу: Новороссийск, Мысхакское шоссе, 57 А.

Евгения Гладущенко

Наш канал на Яндекс.Дзен