Сегодня страна начинает выход из десятидневного запоя. Расставание с праздником, даже и со слезами на глазах и во имя дедов, отстоявших независимость Родины, сопряжено со многими трудностями.
Учебники менеджмента советуют топам не форсировать ситуацию, быть терпимее, позволить своим сотрудникам прийти на час позже, досконально просмотреть электронную почту и тихонько свалить на час раньше звонка. Не стоит требовать от работника именно в этот понедельник трудовых подвигов и свершений.
Сегодня начинается воплощение в реальность крупнейшего политического проекта РФ — раздвоения вершины власти. Вероятность его внедрения обсуждали, прикидывали, взвешивали, верили в него и не верили, советовали и уговаривали идти проверенными дорогами продления сроков полномочий до самой смерти. Формальности завершены, точки расставлены, проект начинает входить в повседневность. Учебники менеджмента советуют действовать по детальной, пошаговой инструкции. Осторожно внедрять в сознание чиновников незнакомую систему сдержек и противовесов. Не стоит ожидать, что сложнейшая политическая интрига будет адекватно и быстро исполняться армией государевых слуг на местах.
Прежде в монархическое сознание отдельно взятого российского гражданина и политического менеджера среднего звена легко укладывалась остро заточенная властная пирамида: понятно, кто все разрулит, кто за все в ответе, кто ум, честь и совесть нашей эпохи, кому петь осанну, и кому поклоняться, и, наконец, чей портрет вешать в своем кабинете.
Теперь же привычная схема нарушена. Нужно думать, прежде чем совершить очередной шаг. А чиновничья братия думать не привыкла, она умеет досконально исполнять, отдавать под козырек, заглядывать в глаза и пытаться прочитывать ответ. А кому заглядывать в глаза?
Давным-давно, когда диссидентов запихивали в психушки, существовал такой прием: люди в белых халатах задавали здоровому человеку одновременно несколько вопросов. Он либо терялся и не знал, кому отвечать, либо отвечал кому-то по своему выбору. И тогда его запутывали и ставили неутешительный диагноз. Чтобы избежать этого, нужно было задать консилиуму вопрос, кто из врачей старший и на чей вопрос отвечать в первую очередь.
Кто первым задаст вопрос верховному дуэту и расслышим ли мы ответ?