Курсы валют
76.42
92.04

Вокруг "Авроры" разгорелся спор: "ДГ.ЮГ" опубликовала мнения

20.05.2008 06:28
Реконструкция к/т «Аврора» и прилегающей территории вызвала широкий резонанс в обществе. Напомним, группа компаний «КОНТИ» (Москва) построит на месте кинотеатра 39–этажное здание
Читайте нас на Яндекс.Новости
Реконструкция к/т «Аврора» и прилегающей территории вызвала широкий резонанс в обществе. Напомним, группа компаний «КОНТИ» (Москва) построит на месте кинотеатра 39–этажное здание. Сам кинотеатр по архитектурному проекту не будет снесен — он разместится внутри нового здания, которое внешне будет напоминать Эйфелеву башню.«Я много слышал о проекте реконструкции кинотеатра »Аврора",- говорит Александр Аполлонов, заслуженный художник РФ. - Меня, как скульптора, волнует прежде всего судьба самого памятника «Авроры». Ведь это — шедевр советской эпохи. Эта скульптура воспринималась как символ Краснодара. К тому же здание кинотеатра, фонтаны и фигура «Авроры» — сложившийся архитектурно–скульптурный ансамбль, органично вписанный в городскую среду. Однако вопрос о судьбе «Авроры» стоит обсуждать в более широком контексте. В контексте вообще проблемы реконструкции Краснодара и в первую очередь его исторического центра. Слов нет — реконструкция необходима. Проблема фасадной застройки, когда за импозантной архитектурой «красной линии» скрываются трущобы, должна быть решена. Но исконная привычка наступать на одни грабли по несколько раз кряду подстерегает нас и здесь. Такой масштабный проект требует привлечения историков, краеведов, художников. Ведь неповторимая историческая ткань
южного города должна быть сохранена. А это учитывается не всегда". По его словам, «яркий пример, когда не обращают внимания на течение истории, — храм святого Александра Невского. Его, конечно, в Краснодаре восстановили. Но этот новодел возведен без учета изменившейся градостроительной ситуации. Не связанный с архитектурным окружением, слишком приземистый, убогий по пропорциям, он лишен гармонии. Вместо духовного символа города мы получили вполне заурядное культовое здание.
Кроме того, любой грамотный архитектор скажет: своеобразие города создается не столько отдельными памятниками зодчества, сколько фоновой застройкой. А сегодня прямо у нас на глазах уютный и теплый малоэтажный город исчезает. На его месте возникает скопление безликих „стекляшек“. Эти порождения техногенной цивилизации одинаковы и в Краснодаре, и в любом другом городе N. Допустим, они необходимы. Но в Париже такого рода постройки не стали возводить, снося бульвары барона Османа. Высотные здания вынесли за черту исторического ядра города. И сегодня это новый район Парижа — La Defance. Обновление градостроительной концепции должно включать в себя сохранение исторических связей, которые только и создают уникальность города. Сейчас же художник, скульптор и архитектор сталкиваются с невежественным заказчиком–потребителем, агрессивно навязывающим свои «вкусы».Преобразования в городе необходимы. Однако слишком велика опасность, что мы можем окончательно утратить не только воспоминания о Екатеринодаре. Мы можем лишиться и Краснодара, получив взамен некий безликий населенный пункт. Город, о котором нечего будет помнить, которому нечем будет гордиться, в котором нечего будет любить».«Любой город — это живой организм, и он развивается, считает автор и ведущая программы „Прогулки по Екатеринодару“ Марина Никишова. — Однако архитекторы во всем цивилизованном мире придерживаются того мнения, что при реконструкции исторической части города надо продолжать те архитектурные
тенденции, которые были заложены предыдущими поколениями зодчих. Новая постройка не должна конфликтовать с пейзажем. Предложенный проект реконструкции кинотеатра „Аврора“ никак не увязывается с архитектурными традициями Екатеринодара–Краснодара. В исторических центрах европейских городов реставрируют не отдельные здания, а целые кварталы — каждому памятнику нужна „оправа“. К сожалению, лозунгом современных краснодарских реконструкторов все чаще становится фраза: „Кремация как реконструкция“. Город непоправимо теряет свое историческое лицо. Между тем существует Венецианская хартия 1964 г. — ею руководствуются многие архитекторы в мире, которые реконструируют исторические поселения (а Краснодар — историческое поселение). Одно из положений Венецианской хартии гласит: изменения не должны нарушить своеобразие каждого исторического фрагмента города. Теперь давайте посмотрим на ось ул. Красной в Краснодаре — мы видим там полную дисгармонию. В начале улицы стоит храм, в конце ее будет возвышаться 40–этажная „Эйфелева башня“ — этакая аллюзия на Диснейленд. Далее по оси ул. Красной мы встречаем памятник Репину, бронзовую скульптуру собачек, памятник Пономаренко, скоро появится памятник по мотивам репинской картины „Казаки пишут письмо турецкому султану“. Будет еще и Александровская триумфальная арка. По числу никак не гармонирующих друг с другом скульптурных и архитектурных объектов ул. Красная может претендовать на то, чтобы ее занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Только нужны ли нам такие рекорды?!». Проект реконструкции кинотеатра «Аврора», по мнению историка Виталия Бондаря, неуместен в Краснодаре. (Проект рекон
струкции района к/т «Аврора» напоминает Эйфелеву башню, только из железобетона. — Прим.). «Копировать в начале XXI в. эстетику зданий конца XIX в. — значит расписываться в собственной архитектурной беспомощности. Теперь представьте себе сегодняшний Краснодар. В нем есть один из символов города — это к/т „Аврора“. Это самое высокое место в городе, к тому же и с богатым историческим прошлым. На этом месте был высокий курган бронзового века (II тысячелетие до н. э.). Позднее, после заселения Кубани казаками, здесь находился известный всем екатеринодарцам Братский колодец, из которого жители северной части города брали воду. Это место имеет для Краснодара большую историческую ценность. А теперь тут планируют поставить какую–то непонятную стометровую башню, никак не связанную с историей города. Это уничтожит „Аврору“, которая является памятником архитектуры XX в. и охраняется законом. Стройте современные деловые или развлекательные центры в другом месте! А то московские застройщики и так уже практически убили образ нашего Краснодара»,- говорит Виталий Бондарь. «Споры об „Авроре“ — одна из тем–фаворитов у горожан. Краснодарцы „Аврору“ любят и расставаться с вооруженной женщиной в шинели им больно,- пишет корреспондент „Деловой газеты. Юг“ Анна Червякова. — Заурядный советский памятник действительно органично сочетается с кинотеатром, похожим на сотни областных ДК по всей стране, и прямоугольными фонтанами. Может, гибрид богини утренней зари и революционного крейсера и правда не уродство, и „Аврора“ представляет во всяком случае историческую ценность. Но причина, по
которой комплекс „Аврора“ защищают, — это, скорее, не любовь к совдеповскому искусству, а просто привычка. „Аврора“ стала символом города за неимением других символов. Ни памятника Екатерине II, ни собора Александра Невского в 1960-е гг. не было. Какой-нибудь из исторических особняков Краснодара делать лицом »красного" города не стали. В советское время символы, как правило, строили, а не принимали у предыдущего поколения. Вот нам и подарили шедевр. А мы его полюбили. Характерное вообще–то для нашей страны явление". 

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp, который второе лето работал в поселке Сукко в Краснодарском крае, рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о целях...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы