Курсы валют
63.49
73.93

Эльвира Пузикова: Как увлечение керамикой может стать прибыльным бизнесом

05.07.2018 12:02
Предприниматель Эльвира Пузикова рассказала, как без специального образования открыла гончарную студию «Г.Л.И.Н.А» и превратила хобби в бизнес
Читайте нас на Яндекс.Новости

Экономист по образованию Эльвира Пузикова четыре года назад открыла в Краснодаре гончарную студию «Г.Л.И.Н.А». О том, как мама с двумя детьми сумела превратить увлечение в прибыльный бизнес, она рассказала сайту «Деловая газета.Юг».

- Как появилась гончарная студия «Г.Л.И.Н.А»?

- Я получила грант на открытие собственного бизнеса по итогам участия в проекте «Мама-предприниматель», который был организован Торгово-промышленной палатой Краснодарского края и компанией Amway. На обучение попала случайно. Находясь в декретном отпуске после рождения второго ребенка, задумалась об открытии творческой студии. Мне многое было интересно - реставрацией мебели увлекалась, пробовала себя в различных видах прикладного искусства. Когда пришла к мысли о создании своей мастерской, то как экономист по образованию, сразу начала думать о том, какую форму собственности студия должна иметь, ООО или ИП. Стала изучать этот вопрос, во время серфинга по интернету попала на сайт торгово-промышленной палаты, увидела объявление и стала участницей проекта.

В рамках обучения мы прошли краткий курс по экономике, с нами работали успешные женщины, владеющие бизнесом, они делились историями, вдохновляли. Уже в процессе занятий мы узнали, что будет грант на открытие бизнеса. Тогда я впервые задумалась о гончарной студии. Сначала планировала, что будет большая творческая студия с маленьким уголком для гончарного круга, потом идея трансформировалась в самостоятельную гончарную студию.

По итогам занятий мы делали развернутую презентацию, составляли бизнес-план с трехлетним просчетом всех экономических показателей, прогнозами, это была достаточно серьезная работа. Я победила, получила грант 200 тыс. рублей. Это было в ноябре 2013 года, а в апреле 2014 года мы открыли студию. Сначала занимали помещение на улице им. Героя Аверкиева, потом переехали на ЗИП, уже три года мы здесь.

- Т.е. до участия в проекте «Мама-предприниматель» в гончарном деле себя не пробовали, керамикой начали заниматься в процессе создания студии?

- Ни в керамике, ни в бизнесе до этого себя не пробовала. Грант стал побудительным моментом. Первый период был такой: днем ты сидишь с гончарным кругом, ночью в интернете, ищешь то, что тебе нужно будет для работы.

Где-то спустя полгода после запуска студии у меня появилась наставница Наталья Васильевна, народный матер Луганщины, которая работала заведующей кафедры Луганского университета, отделения керамики. Она и ее родные приехали в Краснодар как беженцы, когда у них на родине начались военные действия. Мы с ней три месяца фактически жили в студии, у меня был персональный педагог. Также я летала на мастер-классы в Москву, в Санкт-Петербург. Но на тот момент уже ходила не ко всем мастерам, выбирала только те направления, где теоретических знаний было недостаточно для того, чтобы успешно применять их на практике.

- Сколько составили затраты на открытие студии, как быстро они окупились?

- Затраты на тот момент составили порядка 360 тыс. рублей. Если исходить из условий бизнес-плана, выход на самоокупаемость предполагался на 7-8 месяц с момента запуска проекта. Так и получилось, с учетом того, что 200 тыс. рублей - это была сумма гранта, а не собственные средства.
  



- За счет чего студия зарабатывает, что приносит основной доход?

- У нас много направлений деятельности. Есть мастер-классы, групповые детские занятия, трехмесячные курсы гончарного мастерства. Большой популярностью пользуется «Свидание в гончарной студии», когда пара может вместе обучиться работе с гончарным кругом и сделать на память какое-нибудь изделие. Это очень востребованный формат, молодые люди приглашают девушек, сертификат на такое свидание часто дарят на свадьбу молодоженам, родителям на годовщину брака.

Также мы выезжаем на тимбилдинги, организуем занятия в школах. Мою программу «Роспись керамики» в этом году даже департамент образования рекомендовал школьным лагерям города. Еще у нас есть коворкинг, своего рода творческая тусовка. В таком формате в основном работают те, кто прошел у нас курс обучения, а теперь самостоятельно совершенствует полученные навыки. Помимо образовательной деятельности, наша студия берет заказы на изготовление керамики, но основной доход – мастер-классы.

- Гончарная студия – высокорентабельный бизнес?

- Смотря с чем сравнивать. В минус мы не уходим, доход можно назвать стабильным, но это не бизнес исключительно ради денег. Бар или кофейню открыть, пожалуй, будет более прибыльно. Гончарная мастерская - бизнес с душой. По сути, я в студии работаю как управленец, если бы трудилась на аналогичной должности в какой-нибудь организации, наверное, получала бы равнозначный доход. Но здесь же любовь.

- Программы мастер-классов разрабатывали самостоятельно?

- Все мастер-классы придумала сама путем проб и ошибок. С течением времени они «обтесались», лишнее ушло. Сейчас уже из опыта знаю, что нужно учесть при составлении того или иного курса, поэтому подготовка мастер-классов занимает меньше времени. Запись на занятия у нас формируется динамически, люди звонят, изъявляют желание прийти в какой-то определенный день, мы их записываем, если остаются свободные места, делаем анонсы и добираем группу.

Сейчас готовим отдельный курс по гипсомоделированию - это тренд года. Многие керамисты начинают активно работают с гипсом. Гипсомоделирование - один из способов формования керамики. В рамках нашего курса как раз будем учить делать такие формы.
 

- Кто основная аудитория ваших мастер-классов и курсов?

- Наша целевая аудитория – это, прежде всего, девушки и женщины в возрасте от 25 до 45 лет. Дети тоже, но они составляют порядка 30% от основной массы.

- Насколько сегодня востребована керамика ручной работы?

- Востребована и очень высоко. Основные заказчики – любители эксклюзивных вещей, люди творческие, увлеченные. Просто не каждый видит разницу между чашкой ручной работы и чашкой из сетевого магазина, а цена у них раз в десять будет отличаться.

Также сейчас керамику ручной работы заказывают бары и рестораны. Во-первых, это престижно и красиво. Во-вторых, не так много магазинов, где можно купить большое количество одинаковой посуды хорошего качества и так, чтобы она еще и бесперебойно поступала. К тому же, в последнее время появляются различные крафтовые заведения с авторской кухней, авторским дизайном, и посуда массового производства просто не вписывается в их концепцию. Они хотя что-то необычное.

Мы делали недавно суповые миски для краснодарского ресторана вьетнамской стрит-кухни PHO BO. Эти миски должны иметь определенную форму, определенный объем, в магазине такие найти сложно. Делали соусники для WokCafe. Краснодар только раскачивается в этом плане. Знаю, что есть заведения, которые работали с питерскими керамистами. Просто многие не подозревают о нашем существовании, о том, что мы готовы делать такие заказы.

- Обращались ли к вам с какими-нибудь необычными заказами?

- Необычные заказы поступают от Краснодарской филармонии. За этот год мы второй раз сдали им заказ. Первый раз делали керамический палитры для награждения лауреатов конкурса, в этот раз делали планшетки для участников фестиваля «Театральный разъезд». Еще сейчас есть интересный заказ для паба, делаю для декора интерьера половинки пивных бочек и пивных кружек.

- Сколько времени в среднем уходит на выполнение одного заказа?

Все зависит от объема и сложности. В среднем уходит от 10 дней до полутора месяцев. Все очень индивидуально. Бывает, закажут одно изделие, сил и времени на которое уходит больше, чем на крупную заявку. Поэтому стараюсь уходить от штучных заказов.
 

- Какие направления развития студии вы для себя определили и планируете в ближайшее время воплотить в жизнь?

Я родилась в сентябре, поэтому у меня год начинается с сентября. К этому месяцу обычно составляю план того, что мне хотелось бы сделать в новом году. В прошлом году развивала курсы для взрослых, было много групп, разные программы. Планы на этот год – индивидуальные заказы, мне стало интересно работать с заказчиками. Поскольку свои работы где-то надо показывать, сделали в Instagram магазин. Плюс у нас собралось много всякой красивой керамики, которую неплохо было бы реализовать.

Вообще, хочется размахнуться, сделать что-то интересное, масштабно выйти в школы. Может быть, запустить программу для воспитанников казачьих классов, ведь гончарное дело – традиционное для Кубани ремесло. К сожалению, у большинства детей сегодня нет навыков работы руками. Думаем о том, чтобы расширяться. Сейчас для проведения занятий мы выезжаем в школы, а хотелось бы приглашать к себе. Для этого нужно помещение просторнее, где мы могли бы разместить 30-40 человек.

Еще одна задумка – совместный проект с благотворительной организацией «Синяя птица», где я провожу занятия для детей. Мы хотим сделать курс для ребят с ограниченными возможностями в возрасте от 15 лет. Что-то вроде профориентации. Сейчас находимся в поиске спонсоров, которые оплатят обучение и закупку материалов, в обмен на финансирование проекта предлагаем сувениры к Новому году, сделанные детьми. Т.е. вместо того, чтобы, например, заказывать сувенирные брендированные кружки, спонсоры смогут получить кружки ручной работы от нас в качестве благодарности. Хотелось бы этот проект запустить как можно скорее, чтобы до середины ноября ребята уже успели набить руку и приступить к созданию новогодних сувениров.

Комментировать

comments powered by HyperComments