Курсы валют
64.01
70.90

От обратного: когда есть предложение — будет спрос

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
15.08.2018 17:34
В Краснодаре на сегодня выдано около 4 тыс. лицензий такси, еще 20 тыс. автомобилей работают без разрешений
Читайте нас на Яндекс.Новости

Еще в апреле 2011 года президент РФ утвердил проект 69 федерального закона, регламентирующий деятельность такси, но, как показывает практика, прописанные в нем нормативы не работают до сих пор. И даже многочисленные проверки не дают действенного результата. Так, может, просто проверяем не тех?

Причина появления закона была достаточно ясна и благородна (как, в принципе, у всех решений) — сделать работу перевозчиков прозрачной, обеспечить дополнительные поступления в бюджеты разных уровней, сократить количество травм и повысить безопасность пассажиров, но, как показало время, сбыться в полном объеме этому намерению не удалось.

Закон создали, но ситуация не изменилась. Сервисы, которые ранее нанимали на работу водителей с личными автомобилями, так и продолжили свою работу — только из «службы такси» переименовали себя в «службы оказания информационных услуг». Де–юре все по закону, де–факто — как–то не совсем.
Ситуация стала все более интересной, когда на смену региональным игрокам, которых в период 2010–х годов было несметное количество, пришли крупные сервисы, такие как Fasten, Gett, Uber, «Везет» и пр. Часть из них была со временем поглощена, часть просто закрылась, часть попытались закрыть, но безуспешно — несовершенство законодательной базы не позволило этого сделать. В период экспансии крупных такси–информаторов большая часть локальных игроков, не имея возможности конкурировать, просто ушли с рынка. По идее, именно в момент прихода крупных операторов все ожидали оздоровление данной сферы — тем более, что на запросы журналистов представители компаний отвечали, что принимают на работу только зарегистрированных, правильно оформленных водителей, но разговоры и до сих пор не соответствуют реальности.

Для чистоты эксперимента я подала заявки в ряд сервисов — ни в одном из них у меня не спросили номер моего разрешения, не предъявили претензий к страховке, «оборудованию» автомобиля. Вывод: нужны деньги — регистрируйся и зарабатывай. «Если я оформлю все разрешения, оплачу страховку, которая требуется, то я буду год работать на то, чтобы эти расходы покрыть, соответственно, потом придется продлевать, и так до бесконечности. Плюсом не стоит забывать, что не вся сумма, внесенная клиентом, достается мне. Порядка 20% от заказа я отдаю оператору. Также ежемесячно оплачиваю доступ к программе заказов», — рассказывает водитель одного из такси.

В среднем при неполной загрузке (работа порядка 4 часов в день) можно пополнить бюджет на 3–3,5 тыс. рублей, если умножить на 24 рабочих дня, получается порядка 70 тыс. рублей — очень достойная заработная плата за полдня работы. Конечно, надо учесть траты на бензин и амортизацию автомобиля, но даже 50 тыс. рублей за «полставки» впечатляют. Но эта ситуация в больших городах, где есть спрос.
В маленьких населенных пунктах, где средняя стоимость поездки в среднем 100 рублей, а стоимость бензина такая же, о высоких доходах говорить не приходится, соответственно, и о вмененных платежах тоже — у водителей просто нет средств на легализацию.

Власти края недавно обсудили ситуацию, подчеркнув, что в регионе на сегодня выдано более 16 тыс. лицензий, а в бюджет поступило более 113 млн рублей налогов, но при этом отметили, что только в Краснодаре, по предварительной оценке, работают порядка 20 тыс. машин — и это без разрешений. На официальном сайте минтранса Краснодарского края сказано, что в Краснодаре выдано всего 3857 разрешений. Получается, что 4/5 всех таксистов находятся в «тени», то есть сумма полученных налогов может увеличиться в 4 раза… Еще один фактор, который стимулирует водителей не заниматься оформлением документов, — безнаказанность.

«Вот я выхожу в такси периодически, пару раз в неделю, когда есть время и силы после основной работы. Допустим ситуацию: еду я с пассажиром, тормозит меня представитель ГИБДД — и что? Как он докажет, что это пассажир, который должен мне денег заплатить или уже заплатил, а не мой знакомый, друг, брат, сестра и так далее? Никак. Конечно, если я с завидной регулярностью буду мотаться мимо него с разными людьми, то тогда возникнет вопрос… А так я не вижу никакой угрозы», — рассуждает наш анонимный собеседник.

И действительно, доказать «здесь и сейчас» причастность к службе такси достаточно тяжело, особенно, если речь о «наличном» расчете и партнерстве с локальными службами. 20 тыс. машин (только в Краснодаре), если каждую из них сначала установить, потом проверить, потом доказать — сколько времени уйдет?

Так не проще ли изменить меру наказания для операторов и мотивировать их принимать в партнеры только лицензированных, оформленных согласно законодательству извозчиков? Хотя и тогда возникнут трудности, только теперь с количеством свободных машин, стоимостью поездки (в условиях дефицита) и теневым рынком.

Евгения Гладущенко

Таша Косма, совладелец кафе «Гуляш и куртош»

Совладелец кафе «Гуляш и куртош» Таша Косма рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как открыть в Краснодаре заведение трансильванской кухни, до чего может довести любовь к кур...

Смотреть видеосюжет онлайн

Азово-Черноморские порты в январе-июле 2018 г. увеличили перевалку грузов на 6,2%

15.08.2018 16:22
157,1 млн тонн грузов обработали порты Азово-Черноморского бассейна за семь месяцев 2018 года
Читайте нас на Яндекс.Новости

Порты Азово-Черноморского бассейна за январь-июль 2018 года перевалили 157,1 млн тонн грузов, что выше уровня прошлого года на 6,2%, сообщает портал «РЖД-Партнер».

Рост показателей связан с увеличением перевалки сухогрузов на 14%, их было обработано 68,8 млн тонн. Объем наливных грузов составил 88,4 млн тонн.

По данным агентства, в главном южном порту – Новороссийске - за отчетный период перевалка увеличилась на 7,3% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Малые порты Азово-Черноморского бассейна демонстрируют более высокую динамику: Геленджик – 35,7%, Темрюк – 30,6%, Ейск – 17%.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы