Курсы валют
65.81
75.32

Карина Бронникова: «Важно понять «самость» Краснодара»

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
11.10.2018 09:52
Молодой краснодарский архитектор Карина Бронникова, участница федеральной программы «Архитекторы РФ», поделилась с «Деловой газетой.Юг» своим видением пути формирования современного облика города
Читайте нас на Яндекс.Новости

Молодой краснодарский архитектор Карина Бронникова в этом году стала участницей федеральной программы «Архитекторы РФ». Но не только этот факт делает ее интересной: у молодого специалиста есть четкое видение того, как должна развиваться отрасль в целом и что поможет изменить облик нашего города качественно.

- Карина, какой должна быть современная архитектура? Что необходимо изменить в архитектурном облике Краснодара?

- Важно сказать, что не существует единого ответа на вопрос о том, какова должна быть архитектура вообще, повсеместно. Если мы говорим о Краснодаре, то должны учитывать именно его особенности. Позитивный опыт других городов ценен, но не стоит строить иллюзии, что полное его перенятие решит все наши проблемы.
В первую очередь мы должны понять, в чем заключается специфика Краснодара и чем он отличается от сотен других городов. Почему жители хотят себя с ним идентифицировать. К сожалению, сегодня во многих городах есть совершенно идентичные между собой районы, не обладающие никакой спецификой места. Ее нужно выявлять или создавать. Это и есть часть ответа на вопрос, какой должна быть современная архитектура - в первую очередь человечной.

- То есть современная архитектура безликая?

- Не всегда. Безусловно, есть и примеры хорошей застройки. Например, жилые районы, возводимые строительной компанией «Брусника». Их концепция качественного, но демократичного жилья мне крайне близка.
Проектирование домов путем тиражирования одних и тех же планировочных решений безнадежно устарело. На повестке дня стоит вопрос, каким должно стать «новое» жилье. Я считаю, что сегодня важна многофункциональность. Существующие советские микрорайоны - материальное выражение индустриального прошлого. Когда их строили, основная задача была — обеспечить жильем работников расположенного рядом предприятия. Сегодня наша экономика работает иначе. Спектр потребностей людей значительно расширился. Поэтому, строя современный жилой квартал, необходимо это учитывать. Кроме того, в долгосрочной перспективе многофункциональная среда легче адаптируется к любым изменениям, что не может не влиять положительно на устойчивое развитие города в целом.

- А что вам не нравится в современной застройке Краснодара?

- Она часто не ориентирована на человека. Мне нравится рассуждение Григория Ревзина (архитектурный критик. – ред.) о том, что у нас в стране процветает «плантационная экономика». Что город представляет собой плантацию, где застройщики «выращивают» квадратные метры на продажу. В таком контексте, к сожалению, речи о создании комфортной городской среды идти не может.

- При организации жилых пространств лично вы делаете ставку на площадь или функциональность?

- В первую очередь на функциональность. Хотя увеличение площади зачастую ведет к повышению комфорта, но я убеждена, что иногда того же эффекта можно добиться просто используя пространство с умом.

- Как этого можно добиться?

- Я приведу пример. В 2015 году, накануне Нового года, я стажировалась в Болгарии, в архитектурном бюро BDArch. В сочельник я была приглашена на праздничный ужин в семью руководителя бюро. Тогда меня поразило пространство их квартиры, оборудованной из старой мансарды. Ранее там была мастерская художника - небольшое помещение, но с высокими потолками. Мои коллеги архитекторы организовали антресоль, где разместили детскую игровую зону и спальни. И в итоге правильная организация пространства повысила функциональность помещения и сделала его удобнее многих квартир с большой площадью.

- Как вы оказались в Болгарии?

- В 2013 году я поехала от краснодарского союза архитекторов на международный воркшоп, который проводила Международная академия архитектуры. Там собралось множество молодых специалистов из разных стран: Греции, Словении, Италии, России, Турции, Болгарии. Там я познакомилась с руководителем бюро BD Arch Божидаром Хинковым, в бюро которого и отправилась стажироваться спустя время.

- Возвращаться в Россию, в Краснодар хотелось?

- Не скрою, что предложение остаться работать в Болгарии было. Но я никогда не была сторонником переезда куда-либо, не хотела сменить город или страну. Я считаю, что правильно решать те вопросы, которые встают перед нами здесь и сейчас, а не сбегать от них в поисках лучших условий. Мне бы хотелось, чтобы каждый житель Краснодара так думал. Мне кажется, люди хотят идентифицировать себя с нашим городом, но просто не до конца понимают, как это сделать. Задача профессионалов - помочь им в этом, выявить «самость» Краснодара. Чтобы жители города могли им гордиться и чувствовать по-настоящему своим.

- Каким вы видите центр Краснодара? Что тут должно быть? Возможно ли в центре создать лаконичное органичное пространство?

- Центр города – пожалуй, самая сложная территория города с точки зрения планирования его развития. Он крайне привлекателен для бизнеса. Это одновременно и хорошо, и плохо. Если развитие центра Краснодара не контролировать, то в итоге можно получить негативный сценарий, когда едва заметная специфика города окончательно потеряется между беспорядочной застройкой. Здесь также должна работать концепция mixed use или многофункционального проектирования.
Но для того, чтобы понять, каким именно должен быть центр, одного мнения недостаточно. Власть, профессиональное сообщество, бизнес и жители должны вместе решать, каким должен быть Краснодар и его центр.

- Но, обсуждая вопрос коллективно, найти консенсус становится в разы труднее...

- Научиться слушать и слышать нужно всем сторонам. Организация такого взаимодействия - задача сегодняшнего дня. Необходимо проводить обсуждения, исследования, слушания. Безусловно, это очень трудно, но без подобных практик работа над проблемами города будет неполноценной.

- Центр сложен и транспортной инфраструктурой... как ее организовать? Как решить транспортную проблему?

- Я считаю, что центр должен быть пешеходным. Если человек решает жить и работать в центре, он не должен нуждаться в ежедневном использовании машины. Вся инфраструктура должна быть в пешеходной доступности. Необходимо ограничивать транзитный трафик через центральную часть города, развивать систему общественного и альтернативного транспорта (велосипед, самокат). Делать город пешеходным в целом. Например, многие жители центральной части Москвы зачастую и вовсе не имеют собственного транспорта, так как общественный удобнее и дешевле. Это позитивный пример, я считаю.

- А какой стиль должен быть в архитектуре центра?

- Мы живем в эпоху постмодерна, и понятие стиля сегодня практически отсутствует. Но если мы говорим о существующих зданиях - то они должны быть сохранены в своем первоначальном виде. В Краснодаре иногда происходит невообразимое — когда прекраснейшие кованые козырьки, ступени, перила, резные двери просто меняют на безликий современный пластик, прекрасные фасады из кирпича обшивают навесным фасадом. Такого быть не должно. Что касается современной архитектуры - она безусловно должна быть именно современной, а не мимикрировать под стили ушедших времен. В целом - надо суметь объединить историческое наследие и современное видение, сделать так, чтобы они не диссонировали друг с другом.

- Комфортная городская среда. Какое бы пространство хотели бы создать именно вы?

- Исходя из данных 2014 года, которые были у меня на момент написания магистерской диссертации, Краснодару не хватало колоссального количества общественных пространств. В тот момент для посещения открыли дендрарий, сейчас построили парк «Краснодар». Однако я все равно считаю, что общественных пространств в городе недостаточно. Особенно это касается районных парков. Существующие парки тяготеют к центральной части города. Многие из них также требуют серьезной реорганизации, наполнения современными функциями. Они устарели в моральном плане так же, как устарели советские жилые микрорайоны. Людям сегодня нужны пространства, где они смогут заниматься чем-то помимо работы и пассивного отдыха: спортом, прогулкой с домашними питомцами, чтением книги или проведением общественной встречи. Такие пространства будут способствовать образованию местных комьюнити - сообществ, состоящих из горожан, которым не все равно, как они живут, и какой будет завтра наш город.

Евгения Гладущенко

Наш канал на Яндекс.Дзен

Комментировать

comments powered by HyperComments