Курсы валют
66.50
75.62

Курица или яйцо: электрокары или электрозаправки нужно развивать в первую очередь?

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
04.12.2018 16:01
Крупные сети АЗС не спешат устанавливать точки зарядки для электромобилей, а автомобилисты отказываются пересаживаться на электрокары из-за отсутствия инфраструктуры. ДГ выяснила, как реализуют идею развития электротранспорта в Краснодарском крае
Читайте нас на Яндекс.Новости

До конца лета текущего года на черноморском побережье должно было появиться порядка 100 электрозаправочных станций. Лето закончилось, а информации о реализации проекта так и не появилось. ДГ решила разобраться, как воплощается в жизнь идея развития электротранспорта в нашем регионе.

О необходимости развития электротранспорта в стране говорится давно. В 2015 году Правительство РФ даже выпустило постановление, согласно которому АЗС должны были создать точки зарядки для электромобилей. Постановление есть, результата нет. Владельцы АЗС еще 2016 году оправдались: мол, электромобилей-то в стране меньше тысячи штук, зачем создавать станции зарядки? Кроме того, по словам экспертов, выделяемая под нужды АЗС мощность не предназначена для создания точки быстрой (20–30 минут) зарядки электрокаров. Постановление не предлагало никакой системы штрафов и прочих наказаний за отсутствие такого оборудования на АЗС, поэтому и не было воспринято всерьез. Крупные сети АЗС в большинстве регионов так и не приступили к исполнению требований данного постановления.

Автомобилисты, в свою очередь, отказываются пересаживаться на электротранспорт из-за отсутствия инфраструктуры. Конечно, заряжать свой автомобиль можно и в домашних условиях: если подключить его к потребительской сети с напряжением 220 Вт, то за 7,5 часа аккумулятор вашего авто зарядится на 80% — в принципе, на день езды по городу хватит. Вот и возникает ситуация извечного философского спора про курицу и яйцо: что должно появится раньше: сеть заправок или достаточное количество автомобилей?

В нашем регионе появился третий вариант решения ситуации — частный инвестор. В данном случае идея оборудования 100 электрозаправочных станций по черноморскому побережью от Джубги до Адлера принадлежала каршеринговой компании UrentCar. В ее парке есть несколько электрокаров, и, соответственно, компании была необходима инфраструктура, чтобы эти машины были востребованы. Более подробных комментариев касательно спроса, перспектив развития и особенностей эксплуатации на момент сдачи материала в печать от компании UrentCar нам получить не удалось, почему-то этот проект держат в строжайшей тайне, чуть ли не под грифом «совершенно секретно»…

Но нам удалось связаться с компанией-исполнителем «ЭлектроСити» — теми, кто занимается поставкой оборудования и монтажом точек быстрой зарядки. Как нам сообщили в «ЭлектроСити», сегодня уже оборудованы и успешно функционируют 50 точек быстрой зарядки электроавтомобилей на указанной территории. Расположены они все на частной земле, и доступ к ним есть только у клиентов каршеринга через специальное электронное приложение.

Гендиректор компании Сергей Плетнев в телефонном разговоре подчеркнул, что электротранспорт — перспективная тема, но во многом рост отрасли сдерживается недостаточным количеством самих машин и их ограниченностью. «Среднее расстояние, которое может проехать такой автомобиль на одной зарядке, — 300 км. Понятно, что на таком транспорте на дальние расстояние не поедешь, но для ежедневных поездок по городу он вполне удобен. В нашей компании практически весь транспорт — это электромобили: их использование позволило нам существенно сократить затраты на топливо (полная зарядка авто обходится в 50–60 рублей в зависимости от тарифной политики на электроэнергию конкретного региона), плюс до 200 тысяч рублей в год мы экономим на пользовании городскими парковками (в Москве есть постановление, согласно которому плата за парковку с электромобилей не взимается)», — поделился опытом Сергей Плетнев.

Тем не менее интерес растет. «ЭлектроСити» занимается поставкой и монтажом станций в 15 регионах страны. Растет и количество машин. Если в 2016 году (на момент выхода Постановления Правительства РФ, упомянутого выше) в России насчитывался 741 электроавтомобиль, то на 1 июля 2018 года (по данным «Автостата») таких машин уже 2530.

Наибольшую долю в парке занимает Nissan Leaf (71,7 %), который зарегистрирован в количестве 1814 единиц. Далее следует Mitsubishi i-MiEV, доля которого на середину года составила 11,6%. Все остальные модели — так, по мелочи: 4 единицы, 11 единиц. Пресловутая Tesla набившего оскомину Илона Маска — прекрасный пиар-ход: отличные технически и дизайнерские электрические хетчбэки и кроссоверы, но… страшно дорогие. Этакий билет в высшее общество, не имеющее ничего общего с технологическим прогрессом, — что-то типа Apple в автомобильном мире. Но если конкретно, то по итогам первого полугодия электромобили марки Tesla выбрали для себя 38 россиян: 30 штук пришлось на кроссовер Model X, семь человек стали обладателями седана Model S, и один купил новинку Model 3.
Препятствует массовому распространению электрокаров в России и их стоимость — цена на новый автомобиль начинается от 1,5 млн рублей (касательно Nissan Leaf), Tesla стоит в разы дороже, — а также недоверие к надежности авто.

«Это предрассудки. Двигатель электромобиля гораздо более надежный. При правильной эксплуатации он способен пройти более 1 млн километров. Двигатели ДВС редко способны на подобный подвиг», — отмечает Сергей Плетнев. Его мысль подтверждают и отзывы на автомобильных сайтах, где собственники электромобилей делятся опытом эксплуатации таких машин.

Интересен еще и тот факт, что в крае стали появляться сугубо частные станции электрозаправки. Предприимчивые жители Кубани, почувствовав интерес и перспективы данного направления, оборудовали на территории своих домовладений точки заправки. И получают от этого пусть небольшую, но все же прибыль: «полный бак» на такой станции стоит порядка 60 рублей. Выглядит она как металлический ящик на фасаде забора. Открываешь, подключаешь, заряжаешь, перекидываешь деньги с карты и на карту — и готово. В Краснодаре есть четыре «домашние» ЭЗС. Плюс еще по одной — в Знаменском, Саратовской, Новотитаровской, хуторе Ленина и Афипском.

Так что бум электрокаров совсем близко, особенно с учетом стоимости литра автомобильного нефтяного топлива и перспективами его дальнейшего роста. Главное — чтобы на всех хватило энергетической мощности региона — он ведь у нас энергодефицитный.

Евгения Гладущенко, Михаил Кибальник

Наш канал на Яндекс.Дзен

Комментировать

comments powered by HyperComments