Курсы валют
66.00
73.22

Юлия Иванова, Райффайзенбанк: Малый бизнес выбирает технологичные банки

24.12.2018 14:54
Начальник отдела по работе с предприятиями малого бизнеса Южного филиала Райффайзенбанка Юлия Иванова рассказала сайту «Деловая газета.Юг», как развивается банковское обслуживание малых предпринимателей
Читайте нас на Яндекс.Новости

Райффайзенбанк в декабре 2018 года стал лауреатом премии «Финансовая элита России» в номинации «Гран-при: банк года» за достижения в развитии дистанционного обслуживания малого бизнеса в регионах страны. Услугу удаленного обслуживания предпринимателей в городах, где нет банковских отделений, ввели в 2018 году. За девять месяцев 2018 года сервисами стали пользоваться тысячи предпринимателей и малых компаний в 86 городах РФ. Начальник отдела по работе с предприятиями малого бизнеса Южного филиала Райффайзенбанка Юлия Иванова рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о диджитализации банковского обслуживание, а также о том, какие услуги и продукты сегодня востребованы у малых предпринимателей.

- Как изменилась работа банков с клиентами из сегмента микро и малого бизнеса за последние годы?

- Сегодня развитие направления работы с малым бизнесом - одно из ключевых не только в банковской сфере, но в принципе в России. Государство многое делает для поддержки малых предпринимателей. Если два-три года назад на территории России было зарегистрировано менее 5 млн компаний сегмента малого бизнеса, то на текущий момент их уже 6 млн компаний. От года к году количество увеличивается. Банки также видят прирост клиентов, малый бизнес «выходит из тени», все больше предпринимателей оценивают преимущества банковского обслуживания. Во-первых, это быстро и просто, во-вторых, минимизирует большое количество рисков. Это касается и налогов, и платежей контрагентам.

В самих банках сегодня идет активная диджитализация, трансформация каналов дистрибуции, продаж. Малый бизнес не готов тратить время на сторонние процессы, предприниматели заняты развитием своего дела, поэтому им важно, чтобы все расчетно-кассовое обслуживание было, что называется в «один клик», чтобы достаточно было позвонить или зайти через свой мобильный телефон в приложение и легко и быстро провести какую-то операцию или получить услугу.

- Сколько у Райффайзенбанка сейчас клиентов малого бизнеса в Краснодарском крае, пользующихся услугой расчетно-кассового обслуживания? Какие компании составляют основу: торговые предприятия, организации сферы услуг, производители товаров?

- Сейчас на территории Краснодарского края расчетно-кассовое обслуживание в Райффайзенбанке выбрали около 12 тыс. клиентов сегмента малый бизнес, в целом по югу России – 22 тысячи. Причем уже третий год подряд отмечается очень хорошая динамика прироста клиентов, в этом году ожидаем не менее 15%.

На текущий момент доля наших клиентов от общего числа малых предприятий региона составляет 3%. От города к городу картина разная, например в анапском отделении Райффайзенбанка обслуживается треть всех представителей местного малого бизнеса. Наши клиенты – в основном предприниматели, работающие в сфере рознично-оптовой торговли, также много представителей гостиничного бизнеса, рестораторов.

Мы понимает, что малый бизнес - это одно из растущих направлений в Райффайзенбанке, мы делаем ставки на то, чтобы наращивать клиентскую базу и предоставлять качественные услуги.

- Основные требования малого бизнеса к банкам сегодня?

- Основное требование малого бизнеса - чтобы было все просто, доступно, удобно и быстро. Клиенты сегодня выбирают технологичные банки. Конечно, на первом месте стоит уровень надежности, этого никто не отменял, но еще существует запрос на развитие сервисов, схожих с услугами, предоставляемыми физическим лицам. Предпринимателям нужны новые продукты, связанные с расходными и приходными операциями. У нас существует карта «Бизнес 24/7». Обладатель такой карты может в любое время суток сделать взнос наличных через любой банкомат Райффайзенбанка или банка-партнера. А еще несколько лет назад в ходу были чековые книжки. Для того, чтобы внести средства, клиент должен был непременно прийти в отделение банка в рабочие часы в будний день.

Кстати, у нас была акция с Mastercard, когда у обладателей карты «Бизнес 24/7» была возможность получения кешбэка. Такая необычная для предпринимателей новая опция оказалась востребованой у клиентов.

- Цифровые технологии позволили банкам увеличить количество клиентов из сегмента МСБ и расширить географию. Как развивается это направление?

- Сегодня банки делают ставку на дистанционные точки. Некоторые и вовсе закрывают отделения. Другие, напротив, параллельно развивают отделения и дистанционные сервисы. Райффайзенбанк движется по пути второго варианта: у нас работают отделения в крупных городах России, в том числе 12 - на юге страны, при этом существует возможность дистанционного обслуживания клиентов. Отмечу, что Райффайзенбанк увеличил свое присутствие на территории России до 86 городов, на юге у нас открылись отделения в Волжском, Таганроге, Ставрополе и Астрахани.

Банк активно развивается и в направлении диджитализации. Сейчас для открытия счета клиенту достаточно заполнить заявку на сайте Райффайзенбанка. После этого он может приехать в отделение, чтобы подписать необходимые документы, заверить карточку с образцами подписей. Если у предпринимателя нет на это времени, сотрудник банка сам приедет к нему. Там, где мы работаем дистанционно, доставка документов и банковских продуктов осуществляется курьерской службой. Также если клиенту необходимо получить кредитную карту, какую-либо справку или выписку, это все доставляет служба курьеров.

- Многие банки осторожно относятся к такому виду заемщиков, как малые предприниматели, считая их самыми неудобными с точки зрения рисков клиентами? Насколько, по вашему мнению, обоснованы опасения участников рынка?

- Это вообще не касается Райффайзенбанка, мы всегда были нацелены на кредитование компаний сегмента малый. С 2008 года мы активно кредитуем микробизнес. Мы видим потенциал таких клиентов, понимаем, что сейчас экономике нужно развивать малый бизнес. У нас есть клиенты, которые из компаний сегмента малый стали средними, а потом крупными предприятиями с годовым оборотом выручки в несколько млрд рублей. Можно сказать, выросли вместе с нам.

В работе с малым бизнесом самое главное - индивидуально подходить к каждому заемщику, чтобы минимизировать свой портфель по рискам, не допустить дефолтных ссуд. Как правило, мы уже на этапе переговоров понимаем, сможем ли помочь клиенту. Если такой возможности нет, то говорим об этом открыто, объясняем, что в таком случае можно сделать. Поэтому одобрение у нас получают 95% заявок на кредиты в сегменте малого бизнеса.

- Объем кредитного портфеля по сегменту малого бизнеса в Райффайзенбанке? Каковы основные тренды в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса?

- Наш кредитный портфель в этом сегменте на территории Краснодарского края составляет 1,2 млрд рублей, в целом по южному филиалу - 2,5 млрд рублей.

Если говорить о кредитных продуктах для малого бизнеса, то здесь у нас существует сегментация. Компаниям-микрозаемщикам, выручка которых составляет до 60 млн рублей в год, как правило требуются беззалоговые деньги и в короткие сроки. В этой группе средний чек по клиенту составляет около 1 млн рублей. Для таких компаний у нас существует продукт, который мы выдаем достаточно быстро от 2 до 5 дней при предоставлении минимального комплекта документов. Раньше получить такой заем могли только клиенты, которые проработали с нами не менее трех месяцев, сейчас же он доступен и предпринимателям, обсуживающимся в других банках. Более того, сейчас у нас действует «кредитный конвейер», клиент может без обращения в банк подать заявку на кредит через сайт, самостоятельно заполнив анкету. Банк рассматривает документы, принимает решение, и клиент появляется в отделении уже на подписании договора-оферты. Такую возможность предоставляют немногие банки, у нас она доступна индивидуальным предпринимателям.

У компаний сегмента уверенный малый бизнес, годовая выручка которых составляет до 500 млн рублей, в большей степени востребованы продукты на пополнение оборотных средств. В этом году большой спрос на такой заем, это говорит о том, что финансовое состояние клиентов улучшается. Если несколько лет назад они находились в затишье, боялись расширять свою деятельность, то сейчас мы видим, что у компаний растет потребность в пополнении оборотных средств. Для таких клиентов у нас тоже существуют беззалоговые продукты с хорошими лимитами до 10 млн рублей, а также залоговые. Средний чек здесь примерно 20-30 млн рублей.

В общем, овердрафты, беззалоговые лимиты и кредитование на пополнение оборотных средств - это основные запросы этого года.

- С 1 октября 2018 года компаниям-поставщикам для работы с госзакупками необходимо открыть специальный счет в банке. Предоставляет Райффайзенбанк такую услугу?

- Мы предоставляем клиентам возможность открыть такой счет с октября. Предполагали, что спрос будет небольшим, но на текущий момент видим, что эта услуга достаточно востребована. За два месяца по России в Райффайзенбанке было открыто 2 тыс. счетов, доля Краснодарского края составляет 10%. Мы открыли 200 спецсчетов и ожидаем рост, малый бизнес активно принимает участие в торгах.

- На какие услуги и продукты вы делаете ставки? Что позволяет привлечь новых клиентов?

- Сегодня это расчетно-кассовое обслуживание. Со стороны кажется, что компании малого бизнеса нуждаются в кредитовании, но нет, количество таких запросов от общего числа составляет примерно 15%. Все остальное - вопросы, связанные с обслуживанием счета, это и взносы наличных, эквайринги, платежные поручения, валютные контракты, если есть внешнеэкономическая деятельность, и так далее. Поэтому, помимо РКО, банк делает ставку на транзакционное направление.

Кроме того, в нашем случае привлекает клиентов сочетание «цена-качество». Мы активно растем потому, что предоставляем услуги первоклассного качества, всегда говорим о своих тарифах честно. Конечно, играет роль высокий уровень доверия к нашему банку. Многие малые предприниматели выбирают нас, поскольку хотят иметь надежного европейского партнера.

- Как вы оцениваете перспективы работы банков с малым бизнесом в ближайшие годы? В каких услугах, не предоставляемые в настоящее время банками, нуждаются клиенты?

- Банки будут стараться сделать обслуживание компаний сегмента малого бизнеса максимально простым и понятным. Будет развиваться интернет-банкинг, мобильные приложения, дистанционное обслуживание. На последние направление Райффайзенбанк делает большие ставки, будет стремиться к тому, чтобы увеличивать количество городов присутствия без открытия отделений.

Если говорить о линейке новых банковских продуктов, думаю, в ближайшее время стоит ждать появления новых и интересных предложений, перекликающихся с продуктами для физических лиц. Кобренинговые бизнес-карты, карты с кэшбэком для компаний – первые примеры.

Еще один запрос малого бизнеса – наличие возможности в «один клик» через свой банк-партнер обратиться за услугами по юридическому сопровождению, бухгалтерии, либо еще какими-то другими услугами, которые востребованы у предпринимателей. Банки будут идти по пути модернизации, доработки своих интернет-приложений, мобильных приложений, введению опций, полезных бизнесу. Вот это на текущий момент основные векторы развития банковской отрасли в направлении работы с малым бизнесом.

Ирина Паукште, основательница модного дома

Автор YouTube-канала «Модные практики» рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, почему она перешла от обычной работы в ателье к собственным видеокурсам кройки и шитья

Смотреть видеосюжет онлайн

В аэропорту Краснодара из-за буйного пассажира самолет совершил вынужденную посадку

В аэропорту Краснодара вынужденного приземлился самолет Тель-Авив - Санкт-Петербург
Читайте нас на Яндекс.Новости

В аэропорту Краснодара из-за буйного пассажира совершил вынужденную посадку самолет, следовавший из Тель-Авива в Санкт-Петербург. Об этом сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

По данным ведомства, от диспетчера авиационной безопасности поступило сообщение, что на борту авиалайнера находится пассажир, который во время полета вел себя агрессивно. Мужчина грубо отвечал на замечания экипажа, использовал нецензурную лексику и пытался головой разбить иллюминатор.

Авиадебоширом оказался 32-летний житель города Кировска Ленинградской области. После того, как самолет приземлился в аэропорту, мужчину доставили в линейный отдел полиции. В отношении него составили протокол об административном правонарушении. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы