Курсы валют
66.20
74.82

Лариса Королева: Как сегодня писать и издавать книги

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
21.01.2019 09:35
Краснодарская писательница Лариса Королева рассказала «Деловой газете.Юг» о том, как автор сегодня может зарабатывать, сотрудничая с электронными издательствами
Читайте нас на Яндекс.Новости

Традиционные книжные издательства уступают место электронным, в которых опубликовать свое произведение может любой и даже на этом немного заработать. Кроме того, такие ресурсы могут создать и печатную версию книги и за скромное вознаграждение отправить ее автору. О том, как сегодня творит писатель, мы поговорили с Ларисой Королевой, краснодарским автором.

— Лариса, публике ты известна как журналист. Как ты стала писателем?

— В 1991 году я оказалась в Краснодаре. Работала в «Комсомольце Кубани», «Кубанском курьере», на «Молодежном ТВ», в «Краснодарских известиях». Специализировалась на тематике правоохранительных органов. У меня криминальное мышление, из серии «думай, как преступник». И никогда не интересовали фантастика или фэнтези…

Первый роман (да, сразу роман, без приобщения к малым формам) «Объяснение в убийстве» был закончен в 2000-м. Триста книжных страниц формата А5 писались полгода, и тогда, 18 лет назад, он не был опубликован.

У книги была реальная предыстория: в Краснодаре орудовал сексуальный маньяк. Я познакомилась с уголовным делом, готовя судебный очерк в газету. В ходе работы поняла, что сидит невиновный парень. Через Верховный суд его удалось вызволить из колонии (из девяти лет по приговору он провел на зоне четыре года). Потом попадались аналогичные уголовные дела — убийства молодых девушек примерно одной внешности… Маньяка мы нашли, но к тому моменту он уже погиб.

Отослала роман во все крупные издательства и стала ждать. Ответы (от «Эксмо», например, спустя год!) приходили такого содержания: мол, это не наш формат… Потом коллеги и друзья, которые меня читали, посоветовали написать по-настоящему выдуманные истории. Что и было сделано — два авантюрно-криминальных романа: «Тайна трех подруг» и «Наследники князя Гагарина». «Тайну» в 2008-м опубликовало тиражом 5000 экземпляров издательство «АСТ/Астрель». «Наследников» тоже взяли в печать, и я даже гонорар за нее получила, но книга не вышла: у издательства наступили тяжелые времена.

Не буду рассказывать их содержание. Упомяну лишь, что даже сейчас, спустя годы, интрига «Тайны трех подруг» кажется удачной. В двух словах, у девочек-сестер погибает мать и они пытаются отыскать отца. В результате оказывается, что мать жила двойной, даже тройной жизнью; у девочек не только разные отцы, но и… матери. Сестры разматывают историю своих мам — трех подруг с трагическими судьбами…

— А почему издательство «Астрель» взяло твои романы?

— Никакого блата, романы просто понравились редакторам. Примерно через полтора месяца после того, как «вещи» были отосланы, я получила письмо: нам понравились ваши произведения, высылаем авторский договор, если устраивает — подписывайте и отсылайте назад. Все!

В декабре 2017 года я уволилась из «Краснодарских известий», и именно в день ухода из редакции меня через «Фейсбук» стала разыскивать старая знакомая Александра Швец, известный диетолог, кандидат медицинских наук. Она давно думала о создании книги о правильном питании, но созрела как раз к тому времени, когда я стала свободной от журналистской рутины. Мы стали соавторами книги «Стройная жизнь. Секреты диетолога», которая вышла в сети в декабре 2018 года. В основе — уникальные авторские разработки Александры, которые я литературно подала. Разумеется, прежде я перечла штук десять известных трудов по диетологии. Не для того, чтобы чему-то научиться, а чтобы не повторяться.

Наша книга получилась как серия интервью на разные темы по диетологии. Я задавала вопросы, Александра наговаривала мне ответы на диктофон, я расшифровывала, писала, редактировала, готовый текст показывала соавтору, правила. Когда все устраивало обеих, брали другую тему.

— Говоря о последней книге «Стройная жизнь», ты упомянула, что издана она на сайте. Это как?

— Знакомство с Ridero у меня случилось летом 2018 года. На этом сайте книгу в электронном виде может издать любой человек. Причем рукописи бесплатно присваивают штрихкод, который подтверждает авторские права.

Все очень просто. Кнопка первая — загрузить обложку (свою или предлагаемую сайтом). Кнопка вторая — загрузить текст. Сайт сам верстает книгу. Затем текст проходит модерацию и, если он оригинальный, если нет призывов к терроризму и прочее, Ridero заключает с автором электронный договор. Третья кнопка — опубликовать в магазине. Цену на книгу автор определяет сам. Я свои четыре книги оценила в 200 рублей каждую. Читатель может ознакомиться с оглавлением, прочитать бесплатный фрагмент (обычно первые три главы) и, если ему понравилось, купить книгу.

Ridero размещает книгу на Litres, Ozon, Bookmate и Amazon, но уже как посредник. На последнем сайте книгу можно купить по всему миру. Так, мои книги покупают подруги, живущие в Англии, Израиле, Америке. Если книгу покупают на сайте Ridero, я получаю не 200, а 126 рублей. Если же покупка совершена на Litres, Ozon или Amazon, то всего 50 рублей. Ежемесячно в личный кабинет на Ridero приходит отчетность обо всех просмотрах и продажах на пяти сайтах.

— А в чем выгода для сайта-издателя?

— У издательства есть еще серьезная статья дохода. Практически каждый автор, помимо публикации в электронном виде, заказывает книгу в бумажном виде. Каждому хочется подержать свою книжку в руках. Это обходится в разы дешевле, чем в любой краснодарской типографии. Мне одна моя книга обходится в 350 рублей за экземпляр при минимальном тираже в 20 экземпляров — с доставкой курьером через 15 дней после заказа! Закажи я 300 книг, каждая обойдется в 150 рублей.

Сайт зарабатывает на тысячах и тысячах графоманах. И, помимо них, на людях, которые к юбилею издают свои мемуары или историю семьи, а также на профессионалах, таких, как «мой» диетолог, которые хотят подытожить работу всей жизни. Бывает, автор издает книгу на Ridero, а потом на бумажном носителе пытается пристроить ее на реализацию в книжном магазине. Сайт берет свое объемами.

— Как ты пишешь? Каждый день или раз в неделю, когда приходит вдохновение? Пользуешься ли какими-то компьютерными программами для писателей?

— Когда писалось «Объяснение в убийстве», я была замужем, был сын-подросток, одновременно работала в газете и на телевидении. Толчком к написанию стало появление в моей жизни первого домашнего компа. Я бросалась к клавиатуре при каждой свободной минутке. Вдохновения было в избытке, а времени не хватало.

С тех пор многое переменилось: сейчас стараюсь писать регулярно, но не обязательно каждый день. Если подытожить, то дней десять за месяц я творю — когда с утра до вечера, когда полдня. Пишу только на компьютере и только дома — не на планшете или смартфоне, не на природе или на курорте. Если приходит мысль, я в состоянии ее сохранить в уме, пока не доберусь до своего компьютера.

Пишу главами, не переделывая каждую строчку сиюминутно. Законченный кусок текста или главу целиком вычитываю и редактирую. Когда произведение закончено, вычитываю раз по пять начисто.

Специальными компьютерными программами для писателей не пользуюсь, пишу в обычном текстовом редакторе MS Word. Выставляю в настройках формат А5, ширину полей, и получается, собственно, книжный формат. Чтобы написанный текст не пропал по какой-то причине, законченную главу для сохранности пересылаю себе же на почту.

— Писательство может кормить автора?

— Мы знаем примеры, когда писатели своим трудом зарабатывают состояния. Но для успеха надо, чтобы тебя заметило крупное издательство. Заметят, если у тебя есть не одна, а три-четыре книги и они действительно захватывают читателя.

— Под занавес разговора поделись планами.

— Сейчас в работе сразу два романа, я закончу их в первом полугодии 2019-го. Один из них — остросюжетный детектив про бывших одноклассников — был начат еще в 2005 году. Но в жизненной суете я как-то забыла про эту рукопись. А когда вспомнила, перечитала и поняла, что написанные 200 страниц — это интересно, стоит продолжить. Хотя бы для того, чтобы самой узнать, чем там дело закончилось.

Про вторую книгу я пока рассказывать не хочу вовсе: пусть будет сюрпризом для всех.
Я счастлива, потому что успела понять, что писательство — мое предназначение. У меня хватает жизненного и журналистского опыта, чтобы понять, что я не графоман, что пишу интересно. Долгие года я писала «статейки за копейки», чтобы как-то жить. Потому я просто не могла посвящать писательству много времени. А сейчас это время пришло. И очень много сюжетов в голове.

Михаил Кибальник

Наш канал на Яндекс.Дзен

Комментировать

comments powered by HyperComments