Курсы валют
66.25
74.91

5G, интернет вещей и банковские карты

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
12.02.2019 12:37
Директор по инфраструктуре Кавказского филиала ПАО «МегаФон» Олег Постных рассказал о том, когда в регионе появится 5G и для каких целей он необходим
Читайте нас на Яндекс.Новости

Сфера телекома трансформируется. С одной стороны, изменения диктуют необходимость расширять долю рынка — за счет привлечения новых абонентов эту задачу уже не решить, с другой — набирающий обороты интернет вещей требует надежной технологической базы. О том, как скоро появится 5G и для каких целей он необходим, как строится экосистема сотового оператора сегодня, что просит абонент, рассказал директор по инфраструктуре Кавказского филиала ПАО «МегаФон» Олег Постных.

— 2018 год стал годом тестирования стандарта 5G. Что он изменит в мире телекома, экономики, абонентов? Когда запустят 5G на юге России?

— Начну с того, что за 5G — наше цифровое будущее. Это основа инноваций, старт для всех изменений, преобразований и совершенствований. 5G открывает новые возможности как в технологиях, так и в разработке новых продуктов. Потенциал технологии только прорабатывается, но уже сейчас понятно, что развитие будет стремительным. Так, по прогнозам экспертов GSMA, уже к 2025 году 14 % общего количества SIM-карт будет приходиться на долю 5G. 10–15 лет — и использование интернета вещей дома и в городской среде, в медицине, логистике, пассажирских перевозках, сельском хозяйстве, а также виртуальной и дополненной реальности станет привычным явлением. И «МегаФон» прилагает все усилия, чтобы наши абоненты смогли воспользоваться самыми продвинутыми технологиями.

Совместно с «Ростелекомом» мы уже протестировали технологию сотовой связи 5G на частотах 26 ГГц, на наш взгляд наиболее пригодных для коммерческого использования. Также при содействии Qualcomm и Nokia мы первыми в России показали абонентское оборудование 5G, однако массовую готовность конечных устройств можно ожидать к 2019–2020 годам. Параллельно мы будем активно строить, настраивать, тестировать технологическую сеть и сервисы.

— Насколько быстро сегодня меняется понятие о скорости связи? Какие новые рекорды установлены в этом году?

— С новыми технологиями приходят и новые скорости. Тут без экскурса в историю не обойтись. В 2008 году «МегаФон» первым из российских операторов запустил в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения с максимальными 42 Мбит/с. В 2012 году компания первой из крупнейших операторов страны запустила сеть четвертого поколения (LTE) — это 100 Мбит/с, а в 2014 году первой запустила сеть LTE-Advanced, ставшую на тот момент самой быстрой коммерческой мобильной сетью в мире. Абонентам «МегаФона» стали доступны скорости до 300 Мбит/с, в Москве — до 450 Мбит/с. А в 2017 году, во время ПМЭФ, «МегаФону» на организованной тестовой зоне удалось достичь скорости 35 Гбит/с. И этот рекорд еще никто не побил. На самом деле для многих и 450 Мбит/с, и даже 100 Мбит/с кажутся чем-то запредельным, хотя, например, в Краснодаре средняя скорость в сети LTE-Advanced составляет 114 Мбит/с.

— Какие цели стояли перед Кавказским филиалом «МегаФона» в 2018 году в части развития инфраструктуры на обслуживаемой территории и какие из них удалось выполнить? Есть ли особенности работы в Краснодарском крае?

— В 2018 году мы работали над расширением зоны покрытия 4G и масштабной модернизацией сетей всех стандартов, которая займет еще несколько лет. Если говорить о цифрах, то мы приросли более чем на 1,6 тыс. базовых станций, из которых 1,3 тыс. работают в сетях 4G. Кроме этого, в рамках проекта по оптимизации сети обновили оборудование более чем на 800 объектах. И сейчас эти работы продолжаются во всех регионах. Провели модернизацию ключевых транспортных узлов.

Краснодарский край — самый большой регион, обслуживаемый Кавказским филиалом «МегаФона». Одна из его особенностей, помимо стремительного развития территории и роста населения, — это супер­нагрузка на сети во время курортного сезона, когда на отдых к Черному и Азовскому морям приезжают миллионы россиян. Мы это учитываем в своей работе и расширяем инфраструктуру нашей сети с перспективой на будущее, чтобы абоненты могли пользоваться новыми цифровыми возможностями. Для этого в 2018 году мы ввели в эксплуатацию более 250 базовых станций, из которых более 200 работают в сетях 4G.

— Какого ответа от операторов сотовой связи требует такой тренд, как развитие интернета вещей?

— Помимо сетей 5G, которые обеспечат взаимодействие между датчиками по сверхбыстрым каналам связи, что, например, критически важно в беспилотном транспорте, требуется развертывание Nb-IoT-покрытия и более широкое внедрение соответствующего оборудования. На рынке устройств с поддержкой Nb-IoT по-прежнему мало, но мы рассчитываем, что к 2020 году число производителей вырастет, и в ближайшие 5 лет мобильным операторам станет доступно качественное оборудование по адекватной цене.

И еще одно важное условие для полноценного развития интернета вещей, которое необходимо выполнить и бизнесу, и власти, — это решение регуляторных вопросов для устранения административных барьеров, чтобы люди могли проходить идентификацию без паспорта, дистанционно взаимодействовать с медучреждениями и судебными органами, оплачивать услу­ги и так далее.

— Сотовые операторы признают, что приходят времена, когда они больше не могут увеличивать количество абонентов среди населения и даже среди корпоративного сектора. Кто ваши следующие абоненты? С чем вы придете к ним и какую инфраструктуру сегодня необходимо развить, чтобы вовремя войти на этот рынок?

— Если смотреть с точки зрения повсеместной цифровизации и увеличения контролирующих устройств, то можно говорить о том, что наши новые абоненты — это всевозможные устройства. И для того, чтобы они могли сообщаться между собой с минимальными задержками, необходимо, как я уже говорил, широкое Nb-IoT-покрытие и развертывание сетей 5G. Если о коммерческой эксплуатации 5G говорить пока рано, то уже сегодня по запросу клиента мы можем развернуть надежное Nb-IoT-­покрытие, что особенно актуально для аграриев.

— С накоплением больших массивов данных многие сферы сегодня связывают свое прорывное развитие и даже свою трансформацию. При этом в основном речь идет о максимальной персонализации продукта. Что для телекома означает использование больших данных? Каким образом вы можете этим оперировать, применять? Что почувствует клиент?

— «МегаФон» первым из операторов 4 года назад запустил сервис гео­пространственной аналитики, построенный на анализе обезличенных данных — изменениях нагрузки на базовые станции. Мы используем большие данные для планирования и оптимизации радиопокрытия. Одни из самых востребованных наших тарифных линеек — «Включайся» для широкой аудитории и «Управляй» для бизнес-­клиентов — построены, а в случае с сервисом целевой СМС-рассылки «МегаФон.Таргет» — и работают на осно­ве Big Data. Это позволяет нам попадать в цель: улучшать связь там, где она действительно нужна, предоставлять те условия и наполнение тарифов, которые по-настоящему отвечают потребностям наших абонентов, помогать нашим корпоративным клиентам находить общий язык со своей аудиторией, создавая супертаргетированные рассылки.

В глобальном смысле Big Data открывает множество возможностей по улучшению качества жизни населения: формирование умных городов, выявление и решение давно назревших проблем, повышение управляемости городов на административном уровне и оптимизация затрат, а также более эффективное использование городской инфраструктуры.

— Мы уже не видим на рынке сотовых операторов в классическом смысле — все они давно предоставляют не только сотовую связь, многие выпустили собственные платежные карты. Когда мы увидим не компании, а полноценные экосистемы?

— Создание собственных экосистем — это следствие цифровой трансформации экономики. Это тренд, подкрепленный требованием цифровых клиентов решать личные, рабочие, бытовые вопросы с помощью смартфона, который и определяет основной вектор развития всей телеком­отрасли. Телеком — одна из самых динамичных отраслей, гарант успешной реализации правительственной программы «Цифровая экономика». Он обеспечивает условия для быстрой и надежной передачи информации между датчиками.
«МегаФон» уже создал для своих клиентов экосистему сервисов, которые помогают абоненту решать ряд ключевых вопросов, касающихся семьи (родительский контроль), финансов (банковская карта), безопасности, общения, здоровья («МегаФон.Здоровье»), развлечений («МегаФон.ТВ», «МегаФон.Музыка»), а также бизнеса («Офис в кармане» — вполне рабочее решение и выход для тех, кто часто находится в разъездах). Мобильная электронная подпись, позволяющая подписывать документы с планшета или смартфона, дает возможность по-настоящему оценить такое важное качество, как мобильность. Да и другие IT-решения значительно упрощают и удешевляют бизнес-­процессы: можно усовершенствовать логистику, выбирая оптимальные маршруты и контролируя расход топлива, удаленно собирать и анализировать информацию с самых разных датчиков, самостоятельно настраивать дорогие и высокоэффективные рекламные кампании с помощью таргетированной СМС­рассылки и даже набирать персонал.

Наш канал на Яндекс.Дзен

Комментировать

comments powered by HyperComments