Курсы валют
64.34
72.23

Дарья Тоцкая: Краснодару не хватает арт-критики

19.02.2019 09:27
Организатор Всероссийского фестиваля «Стужа» Дарья Тоцкая рассказала сайту «Деловая газета.Юг» об итогах первого вернисажа, будущем проекта, а также почему многие местные художники хорошо продаются за границей, но не в Краснодаре
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодаре в галерее «Особнякъ» 9-18 февраля прошел вернисаж первого Всероссийского фестиваля «Стужа». Его организаторами выступили искусствовед Дарья Тоцкая и педагог, художник Елена Морозкина.

Они собрали работы художников в возрасте до 35 лет со всей России с целью дать молодым авторам возможность включиться в выставочный процесс. Дарья Тоцкая рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как участие в фестивале помогло художникам привлечь внимание экспертов и ценителей искусства, будущем проекта, а также поделилась мнением, почему работы краснодарских мастеров больше востребованы за границей, а не на родине.

- Как возникла идея провести в Краснодаре всероссийский фестиваль молодых авторов? Каковы цели и задачи проекта?

- Здесь нужна небольшая предыстория: в Краснодаре я недавно, до этого было профильное обучение в Питере, поездки по Европе – интересно было взглянуть, как у них устроен образовательный и выставочный процесс.

Суммируя знания и наблюдения, легче анализировать художественные процессы Краснодара. На сегодняшний день городу не хватает, на мой взгляд, арт-критики, общедоступных искусствоведческих обзоров, совсем немного проводится арт-событий всероссийского и международного масштаба, не хватает подобных мероприятий для молодых художников.

В этом ключе важным и полезным оказался опыт педагога и художника Елены Морозкиной как организатора международного форума «Разные миры», и я благодарна ей за помощь в работе над всероссийским фестивалем «Стужа».

Цели и задачи «Стужи» - альтруистические, помочь молодым талантам встроится в выставочный процесс города.

- Сколько времени потребовалось на организацию мероприятия, подготовку, поиск площадки? Кто вас спонсировал?

- Многие не верят: неужели можно «потянуть» организацию фестиваля вдвоем? Конечно, можно, если есть соответствующий опыт, знания и желание.

Поздней осенью краснодарская галерея «Особнякъ» одобрила проведение фестиваля, в декабре начали прием заявок от конкурсантов. Прямых спонсоров у первой «Стужи» не было.

- Много ли было желающих принять участие в фестивале? По какому принципу вели отбор?

- Меня приятно поразило, когда на конкурс стали присылать ювелирные украшения, скульптуру, керамику, пастели, офорты. Нужно понимать, насколько трудоемкий процесс изготовления авторской глазурованной керамики, что цена офортного станка исчисляется сотнями тысяч рублей, да и само по себе нанесение рисунка на медную пластину с последующим вытравливанием кислотами – техника не из легких. В живописи приятно поразило стилистическое разнообразие, не было какого-то единого подхода у участников.

Возраст участников первой «Стужи» составил от 15 до 35 лет, это студенты и выпускники краснодарского педагогического колледжа, художественного училища и КубГУ, а также самообучающиеся творцы.

В финальной экспозиции собраны работы молодых авторов из Краснодарского края, Москвы и Дальнего Востока, отбирались они по техническому уровню, авторской индивидуальности, а также умению передавать на холсте или бумаге собственные эмоциональные состояния – если этого нет, все, получаем в лучшем случае штудию.


- По-вашему мнению, удалось реализовать цель фестиваля и помочь молодым авторам выйти на новый уровень?

- Все участники получили дипломы, также мы вручили призовые места в нескольких номинациях и посчитали важным внести отдельную номинацию для тех, кто не получил профильного художественного образования. Отдельно вручили премию имени первого краснодарского авангардиста Евгения Цея «Мастерство и новаторство» как гран-при фестиваля - ее получил Тимофей Хоменко, сложившийся график, у которого уже была персональная выставка в музее им. Коваленко.

Привлекли наше внимание скульптуры Дарьи Ярцевой, в живописи и графике запомнились работы Маргариты Николаевой, Ксении Черняховской, Ольги Сафроновой, Елены Носивской, Артема Будко и других. Были зафиксированы продажи работ с вернисажа, а Артему Будко тут же предложили устроить персональную выставку галеристы краснодарской «Доротеи», она пройдет в марте этого года.

- Какое будущее у проекта?

- Надеюсь, большое и светлое. Будет вестись работа в международном направлении. Мы постарались обеспечить событие полиграфическим минимумом (музейная экспликация, типографский этикетаж, мини-буклеты) и искусствоведческими обзорами работ участников. Кроме того, обладатели первых мест в каждой номинации и гран-при получат приглашение к участию в грядущей выставке международного масштаба.

Таким образом, есть и обратная связь, и мотивация к развитию для молодых художников. Работа будущей «Стужи – 2020» будет сосредоточена именно на этих двух аспектах.

- Насколько сегодня краснодарские художники совриска востребованы на общероссийском и международном уровне?

- Не так хорошо, как хотелось бы. К сожалению, краснодарцам кажется престижным купить штаны за сто тысяч рублей, а картина современного художника за двадцать тысяч представляется слишком дорогим и неоправданным приобретением. Оттого многие краснодарские авторы отлично продаются в Испании, США, Нидерландах и в Москве – тогда как на родине о них практически никто не знает, разве что коллеги-художники.

Многие предпочитают купить потоковую пейзажную живопись с самой минимальной художественной ценностью – зато реализм. И этим Краснодар пока отличается, к примеру, от обеих столиц – там перестали массово думать: а не засмеют ли купленную работу соседи, и стали просто покупать то, что нравится и вызывает эмоции.


- Как вы оцениваете проект по установке в Краснодаре серии скульптур современного искусства?

- В целом положительно. Краснодар имеет уникальную, отличную от многих других облцентров СНГ ситуацию, в которых еще в 80-е годы начали появляться современные городские скульптуры: абстрактные или просто с высокой степенью стилизации, Краснодар же был этого лишен. Таким образом, в других городах выросло не одно поколение, вполне лояльное к разного рода творческим экспериментам в городской скульптуре. Краснодару пока еще предстоит пройти этот путь, нужно лишь обращать большое внимание на художественные достоинства новых монументов, - ведь им быть частью облика города.

Наш канал на Яндекс.Дзен