Курсы валют
64.50
72.92

Бизнес по-женски: нужна ли предпринимательницам отдельная поддержка

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
12.03.2019 12:08
Эксперты и предприниматели поделились с «Деловой газетой.Юг» своим мнением о том, стоит ли выделять женщин из сообщества бизнесменов
Читайте нас на Яндекс.Новости

Последнее время все больше говорят о женском предпринимательстве как о приоритетной для государства сфере, на которую должна быть направлена всемерная поддержка. С другой стороны, вопрос о том, можно ли вообще особо выделять женщин из сообщества бизнесменов, вызывает споры. Ясно одно: женщина уже давно полноценный субъект экономики и чем больше женщин в бизнесе, тем лучше.

Говорить о бизнесвумен как о целевой аудитории для госпрограмм по развитию МСП начали давно. Правда, это не значит, что сегодня есть набор стимулов и мер поддержки для них. Пока это все же, скорее, точечные проекты, которые реализуют как государственные и некоммерческие структуры, так и коммерческие с целью максимально приблизить свой продукт к определенной категории потенциальных клиентов.

Главное — разъяснить

Так, банк «Центр-Инвест» еще в 2012 году создал отдельную услугу для женщин и кредитует бизнесы, созданные или возглавляемые женщинами, а также бизнесы, услуги и продукция которых предназначены для прекрасного пола. По свидетельству директора краснодарского филиала банка Дианы Липинской, «женские» кредиты отличаются тем, что просрочка в погашении по ним равна нулю.

Одним из условий сотрудничества является открытие расчетного счета предпринимательницей в банке-партнере, резон кредитной организации здесь очевиден. Что касается программ господдержки, то пока неизвестно ни о каких конкретных документах. По данным краевого департамента по инвестициям и развитию МСП, регион не получал из федерального центра никаких распоряжений или целевых показателей, на которые необходимо ориентироваться в реализации мер поддержки.

Способствовать развитию женского бизнеса стараются Ассоциация женщин-предпринимателей России, а также ОП «Опора России», в структуре которого был создан специальный комитет по развитию женского предпринимательства. Как рассказала председатель такого комитета в краснодарском краевом отделении ОП Олеся Московцева, в других регионах профильный отдел «Опоры» начал появляться в 2015 году, в Краснодаре он открылся в июле 2018 года. Основные направления работы всех этих организаций заключаются в консультативном и экспертном сопровождении начинающей бизнесвумен. Женский комитет «Опоры», кроме того, готовит законодательные инициативы в пользу предпринимательниц, а также реализует в регионах программу «Мама-предприниматель».

Впрочем, экономист Александр Полиди считает, что этого может быть вполне достаточно. «Я не вижу каких-то эксклюзивных инструментов, которые относились бы исключительно к женскому бизнесу и не были бы актуальны для мужского бизнеса, — говорит Александр Полиди. — Но уверен, что господдержка здесь нужна, наверное, даже более важна, потому что женщины более эмоциональны. Я видел бы актуальную меру поддержки развития женского предпринимательства в том, чтобы добавить прагматичности и склонности к голому математическому расчету. Оказать консультационную помощь в выборе продукта, в структурировании бизнеса, в выборе схемы финансирования, то есть не просто дать деньги, но еще и сопроводить, — такая мера поддержки, по-моему, может быть действенной для женского предпринимательства».

По мнению Лилии Заикиной, которая после победы в конкурсе «Мама-предприниматель» открыла в Краснодаре клуб любознательных малышей и их мам «Лукоморье», консультационная поддержка действительно может стать решающей для женщины, задумавшейся о бизнесе. «На старте меня одолевало огромное количество страхов и сомнений, — вспоминает она. — Боялась, понимая, что это огромная ответственность, огромный пласт работы с документами, со службами, боялась, что вложенные средства пропадут даром. Я много общалась во время обучения, перенимала опыт коллег, большой толчок мне дало то, что в меня поверила серьезная комиссия».

Олеся Московцева отмечает, что действительно в отличие от мужчины, который принимает решение об открытии бизнеса быстро, женщина долго думает об этом, все взвешивает и страдает от нехватки информации. Директор учебного центра «Ваш СоветникЪ» Елена Колонтаевская подтверждает, что женщины уверенней чувствуют себя, получив как можно больше информации. Елена рассказала, что на семинарах и тренингах центра подавляющее большинство слушателей — представительницы прекрасного пола. При этом они не ограничиваются мероприятиями по своей сфере деятельности, но с готовностью приходят на мероприятия по саморазвитию: тренинги по коммуникациям, умению правильно и красиво себя презентовать, ведению переговоров, мастер-классы по техникам продаж.

Надия Черкасова, заместитель президента — председателя Правления банка «Открытие», выступившего недавно в качестве партнера программы «Мама-предприниматель», ссылается на индекс женской предпринимательской активности WBI (Woman Business Index), по данным которого основными барьерами для старта бизнеса женщины считаются отсутствие стартового капитала, недостаток знаний и опыта, а также неуверенность в себе.

В то же время президент Ассоциации женщин-предпринимателей России Ирина Потягова считает, что на женщину действуют и другие специфичные факторы. «У нас в стране и так условия для открытия бизнеса сложные и нужен хороший стартовый капитал для входа на рынок, — сказала она изданию. — А женщина в дополнение к этому держит на себе груз заботы о семье и воспитания детей. В то же время женщин образованных, амбициозных, готовых к сложным задачам у нас в стране очень много. Но некоторые пытаются открыть бизнес, не понимая, что это такое».

С этим согласна Олеся Московцева, которая напоминает, что просто обустройство домашнего быта, являющееся одной из главных задач женщины, занимает большое количество времени. «Из часто распространенных трудностей можно назвать также то, что женщину не всегда поддерживают семья и вторая половина», — комментирует она.

Что хочет бизнес-леди?

При этом женщина, придя в бизнес, может решить те задачи, которые имеют большую социальную значимость. «Мой проект не является чисто коммерческим, и прибыли большой у нас нет, — говорит Лилия Заикина. — Я разрабатывала его, опираясь на потребности молодых мам нашего города и их детей, о которых знала не понаслышке, являясь и сама мамой, курсируя по разным дошкольным учреждениям и понимая, чего не хватает». Ирина Потягова говорит, что социально ответственный бизнес всегда направлен на улучшение условий жизни общества, на созидание, а такие цели больше всего склонны ставить перед собой женщины в силу своей природы. «Приход женщины в бизнес в перспективе приводит к семейному бизнесу, — добавляет она. — А это отличный вариант для государства, очень стабильный, так как в такой компании, где все — члены одной семьи, будет царить взаимовыручка и взаимопонимание, которые могут стать решающими для выживания в кризисные времена. Поэтому присутствие женщин в бизнесе очень важно».

Разумеется, сферы бизнеса, в которые приходят женщины, связаны не только с материнством. Кроме образования и дошкольного воспитания, у женщин популярны косметология, медицина, кулинария, пошив одежды, парикмахерские и другие услуги салонов красоты. Женщина часто стремится совместить в бизнесе способ заработать и реализовать свои таланты.

«В моей практике встречаются женщины, выбирающие те виды деятельности, которые соответствуют их внутреннему миру, — рассказывает Елена Колонтаевская. — Женщины часто выступают в качестве консультантов, тренеров-психологов и коучей».

В то же время, как отмечает Олеся Московцева, леди не замыкаются чисто в своем круге интересов. «Наши женщины работают в сфере услуг, туризма, но и создают компании в сфере тяжелой промышленности».

Другой распространенный сегодня у женщин способ открыть свое дело — заниматься собственной профессией, но уже в частном порядке. Оксана Сихарулидзе решила самостоятельно развиваться на рынке в той же сфере, в которой она была наемным работником. Ее частное предприятие занимается предоставлением услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, а также решением вопросов, связанных с проверками финансовой деятельности. «Мне так стало даже комфортней, — говорит она. — Абсолютно не поддерживаю мнение о том, что в бизнесе сложнее, и о том, что женщина имеет меньше шансов в предпринимательской деятельности. Напротив, я вижу, как сегодня женщины меняются, они уже не столь эмоциональны, и романтично настроенных к бизнесу все меньше, они критически относятся к информации и порой даже менее эмоциональны, чем мужчины. Государственная поддержка меня никогда не интересовала, и я в это особо не верю, честно говоря».

Все чаще временем открытия бизнеса для женщины становится декретный отпуск. Как показывает практика, современная мама уже не готова просто сидеть дома с ребенком, она не хочет терять связь с обществом и задумывается о том, как провести время декрета с максимальной пользой. Не последнюю роль играет то, что, не имея возможности совмещать полный рабочий день в компании и заботу о малыше, но испытывая потребность в дополнительном доходе, женщина все чаще задумывается о собственном деле.

Возможно, поэтому программой, которая приобрела четкие очертания и в действительности помогает вывести в экономику новых игроков прекрасного пола, можно назвать «Мама-предприниматель». Ее организаторами выступают ОП «Опора России» и Корпорация МСП. Направлена она в основном на женщин, находящихся в декретном отпуске. Как рассказала Олеся Московцева, участницы программы в течение пяти дней проходят интенсивное обучение, общаются с опытными предпринимателями, что помогает им окончательно «упаковать» свою бизнес-идею, а затем защищают проект перед экспертным жюри. Денежную поддержку получает только победительница конкурса, однако шанс выйти со своим проектом на рынок остается у каждой. В этом году размер гранта составит 100 тыс. руб.

«Я испытываю огромное удовольствие от реализации своего проекта, — говорит Лилия Заикина, которая выиграла грант в конкурсе «Мама-предприниматель» еще в 2014 году. — Очень горжусь той командой, которую я смогла собрать за это время, особенно когда замечаю, как они выросли в своих компетенциях за прошедшие годы, мне и самой мой проект дал тот рост, который я не смогла бы получить в обычном режиме. Сейчас мой коллектив — 12 человек, в месяц через наш клуб проходит до 300 человек. Я вижу: то, что мы делаем, полезно как для детей, так и для их мам».

Анна Малюк

Наш канал на Яндекс.Дзен