Курсы валют
64.43
71.24

Николай Починок: как делать черную икру и спасать осетровых Кубани

05.04.2019 15:06
Производитель черной икры Николай Починок рассказал сайту «Деловая газета.Юг», как работает частный икорный бизнес и почему решать вопрос развития популяции осетровых на Кубани малым хозяйствам приходится самостоятельно
Читайте нас на Яндекс.Новости

Краснодарский предприниматель Николай Починок почти 10 лет занимается производством черной икры. Придя в отрасль из рыбоводческого хозяйства, он столкнулся с иными технологиями, изучать которые пришлось уже на собственном опыте. Сегодня, спустя много лет и пробных экспериментов, компания Kuban caviar имеет мини-комплексы в Кропоткине и в Краснодаре и вышла на уровень производства 50 кг черной икры в год.

Как получают икру

Процесс получения готового продукта, по словам Николая Починка, дело долгое и деликатное.

«Во-первых, мы берем молодь. Ее нужно подрастить до крупной рыбы, на это уйдет где-то 5-7 лет. Минимум 7 лет пройдет, прежде чем рыба начнет метать икру. Если мы берем белугу, то ее нужно 18 лет выращивать. У нас есть белуга, нам ее выращивать еще лет 15», - рассказал сайту «Деловая газета.Юг» Николай Починок.

Он отметил, что в производстве важную роль играет корм для рыбы. От него во многом зависит здоровье осетров и качество получаемой икры. В своем хозяйстве предприниматель вместе с компаньоном делает корма самостоятельно: для этого бизнесмены приобрели специальный гранулятор и пресс. По словам Николая Починка, при изготовлении корма важно соблюдать соотношение белков, жиров и углеводов.

«В корме 40% - рыбная мука, жмых, много других компонентов. Если мы просто сделаем гранулы, рыба будет расти медленно, много корма придется потратить. Для мелкой рыбы количество белка одно, количества жира другое. Для крупной рыбы - белка чуть побольше и жира поменьше. Везде разная концентрация и процентный состав», - уточнил предприниматель.

Больше, чем соотношение БЖУ, для изготовления корма важен сам рецепт: что, когда и в каком количестве добавлять. Как рассказал Николай Починок, этим условием многие недобросовестные производители либо просто пренебрегают, либо грубо нарушаю его.

«Здесь как при варке борща. Если в начале мы капусту будем варить, а в конце мясо кинем, то это будет не борщ. Так же и с кормом. От неправильного корма у рыбы может печень пострадать. Сейчас много кормов, где есть только растительные компоненты. Если б вы знали, что в корма добавляют, это ужас. Даже столярный клей, чтобы гранула держалась», - сообщил предприниматель.

После получения икры рыбу «доят» как корову. Как пояснил Николай Починок, существует два способа добычи икры: забойный и метод «доения». Последний позволяет сохранить рыбе жизнь и в дальнейшем использовать ее для оплодотворения. К этому процессу в хозяйстве относятся со всей ответственностью, в том числе проводят УЗИ рыбы. Первая икра, полученная от осетра, считается продуктом низкого качества для следующих нерестовых кампаний.

На вкусовые же качества икры, по словам предпринимателя, использование метода «доения» влияния не оказывает. Из закономерностей Николай Починок выделил небольшое изменение цвета. «Чем старше рыба, тем она дает более светлую икру. Вкус от этого не меняется. Хотя у каждого свое восприятие. К примеру, мы покупаем Кока-колу двухлитровую бутылку и маленькую стеклянную. В стеклянной всегда вкуснее, хотя Кока-кола одинакова», - сказал Николай Починок.


Еще одна важная, если не главная, составляющая в производстве осетровых – оборудование. Для рыбы мало поставить бассейн с водой, необходимо организовать полноценную систему, которая поддержит работу и в аварийной ситуации. Чтобы избежать гибели рыбы, все устройства приходится дублировать как минимум два раза.

«Если свет отключили, рыба может погибнуть в бассейне за 20-30 минут, смотря какая плотность посадки. Нужно, чтоб там был генератор с автозапуском, - поделился тонкостями процесса Николай Починок. - Если генератор не запустится с автозапуска (а он может не запуститься), то надо, чтобы стоял датчик кислорода в бассейне, который ежесекундно измеряет уровень кислорода. При маленьком уровне сигнал идет в магнитный клапан, и через распылитель должен пойти чистый кислород. Все это оборудование, все это деньги».

Цена вопроса

На первоначальном этапе объем вложений в создание производства, по словам Николая Починка, составил 1,5-2 млн рублей. Эти средства требуются на приобретение материалов, оборудования, оплату работ. «Сперва мы с товарищем завод построили в Кропоткине – это проба пера и отработка технологий. Опыта в этой технологии выращивания вообще никакого не было, - поделился Николай Починок. – В начале построили, потом разобрали, сломали, опять переделали. И так три раза подряд. Из оборудования что-то покупали, например, кормушки, конусы кислородные, генератор из Германии. Биофильтр сами сделали из полипропилена».

Постепенно на производстве внедряют немецкое промышленное оборудование. Николай Починок объяснил, что оно скорее начального плана, то есть подходит только на небольшие объемы производства. Реновация стоила компании пару миллионов рублей. Для организации большего по объему хозяйства нужен другой подход и совсем другие суммы.

«Изначально оборудование покупается сразу. Не так, что сначала один барабанный фильтр, а потом бассейны ставить. Все сразу. Нормальное оборудование исчисляется сотнями тысяч евро», - рассказал предприниматель.

«На Кубани осетровых было ого-го»

О расширении и строительстве большого хозяйства Николай Починок задумался давно. И в этой идее заключен не только предпринимательский интерес, но и стремление сохранить популяцию осетра.
В 2016 году в Краснодаре на международном совещании по осетровым породам специалисты заявили, что истощение данной популяции в регионе достигло критической черты. По утверждению ученых, в реках Кубани более 35 лет осетровые не воспроизводятся, а их численность в водоемах края поддерживается только за счет частных хозяйств. Кроме того, специалисты заявили тогда об угрозе исчезновения некоторых ценных видов из кубанских рек.

В 2017-2018 годах по экопрограмме Крымского моста в реку Кубань выпустили миллион мальков осетра для Азово‐Черноморского бассейна. Однако с учетом длительного периода взросления рыбы популяция осетровых в кубанских водоемах восстановится не скоро.

«В России выпускают рыбу, но этого очень мало. Для больших масштабов деньги не выделяют, вот в чем вся проблема. А эти госпрограммы – это мизер выпускаемой молоди. И опять же, недобросовестные хозяйства вместо того, чтобы выпустить 2 млн молоди выпускает 200 тысяч. Если бы у нас честно бы к этому делу относились, может, все было бы по-другому», - поделился Николай Починок.


По мнению рыбовода, на уровне края предпринимательская деятельность в этой отрасли никак не поддерживается. Он отметил, что всего по региону выращиванием осетровых «от и до» занимается около четырех человек. При этом лицензированный цех по переработке есть только у Николая Починка, так что некоторым производителям он помогает лично.

«То, что когда-то у нас на Кубани этих осетровых было ого-го, это факт. Была река Карасун, по ней заходили осетровые, и она в момент нереста была черная, настолько много было рыбы. Запрещали звонить в колокола. Да были и времена, когда на лиманах печки топили: рыбу ловили, морозили и зимой судаком топили печь, там дров-то нет. Сейчас судак там по 800 рублей продается», - отметил Николай Починок.

На производстве помимо черного осетра сейчас постепенно подрастает белый осетр. Ранее уже предпринимались две попытки развести этот редкий вид, но обе оказались неудачными. Дело в том, что белый осетр – особая мутация рыбы, которая более подвержена болезням и травмам, в природной среде белой осетр почти нежизнеспособен. Икра этой рыбы ценится больше, стоимость деликатеса за границей, по расценкам Николая Починка, составляет 40 тыс. евро за килограмм. Немногие хозяйства берутся за выращивание и увеличение популяции редкого белого осетра.

«Условия для разведения белой икры обычные требуется. Подход нужен особый. С любовью. Рыба сама по себе слабая, в природе этот вид не выживает. Есть несколько хозяйств в России, которые занимаются разведением, но это не массовый продукт», - рассказал Николай Починок.

Производитель уверяет, что хозяйство для него не столько бизнес, сколько возможность делать благо. «Я занимаюсь не потому, что деньги приносит, а потому что мне это нравится. Плюс я хоть как-то, но сохраняю эту рыбу, - сообщил Николай Починок. - У нас просто люди настолько испортились, что для них если бизнес, то он должен только деньги приносить. И мой бизнес рассматривают с точки зрения денег, ничего больше».

Икорный бизнес и инвесторы

Искать поддержки в строительстве большого хозяйства со стороны инвесторов Николай Починок больше не пробует. Считает, что сложно реализовать такой проект с людьми со стороны.

«Человек должен понимать, чем он занимается, а инвестор свои интересы продавливает, либо у него какое-то особое видение. Он думает, что соображает лучше, какое оборудование установить, покупать/не покупать солнечные панели, образно говоря», - объяснил рыбовод.

Сотрудничество с магазинами и ресторанами он также не рассматривает. Для рыбовода такой диалог экономически не выгоден. По его подсчетам, средняя цена черной икры в России - 60 тыс. рублей за килограмм. Ресторанные сети не готовы отдавать такие суммы.

«Они не хотят сотрудничать. Где-то нужны большие откаты, где-то уже не зайдешь. Рестораны покупают китайскую икру, дешевую, и продают ее за дорого. Им нет смысла покупать за дорого, - пояснил Николай. - А я не могу продавать икру по 20 тыс., я ничего не буду зарабатывать. Я тоже хочу на нормальной машине ездить, сотрудникам платить высокие зарплаты, хорошее оборудование покупать. Поэтому возможно будем свои магазины открывать».

Сегодня основным каналом продаж предприятия выступает сарафанное радио. В перспективе у Николая Починка организовать некий комплекс отдыха. «Есть водоем, есть чистое поле, но, чтобы туда переехать, надо какой-то домик построить, скважину, электричество провести, охрану установить, там уже сумма набегает побольше миллиона рублей, - подчеркнул предприниматель. - Нужен большой объем работы: посадить деревья, сделать парковую зону, детскую площадку. Не просто приехали, рыбу половили, выпили и уехали. Главное, идею передать».

Наталья Радчук

Наталья Бородина, мастер мехенди

Мастер мехенди из Краснодара Наталья Бородина рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как начать зарабатывать на росписи хной и чем профессиональная работа отличается от пляжных «раскрасок»

Смотреть видеосюжет онлайн

Власти Краснодара: Подставные ДТП парализовали работы по содержанию дорог

05.04.2019 13:47
Власти Краснодара заявили, что активная деятельность автомобильных мошенников привела к отсутствию подрядчиков, желающих заняться содержанием городских дорог
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодаре не состоялся аукцион по выбору подрядчика для текущего содержания дорог, на участие в торгах не было подано ни одной заявки. Отсутствие желающих власти города связывают с большим количеством подставных ДТП по так называемым дорожным условиям, по искам которых приходится расплачиваться подрядным компаниям.

Как сообщили в пресс-службе администрации города, в 2018 году и за первые три месяца 2019 года в столице Кубани было совершено 69 подставных аварий. «Пострадавшие» подали к администрации города 69 исков на общую сумму порядка 65,1 млн рублей. Установленный судами размера ущерба составил около 33,3 млн рублей, из них порядка 7,2 млн рублей выплачены из средств местного бюджета. Эти средства мэрия, в свою очередь, взыскивает с подрядчика, выполнявшего ямочный ремонт дорог.

По данным мэрии, в каждом из этих случаев в аварии попадали автомобили премиум-класса - Mercedes, Bentley, Porsche, BMW, Audi. ДТП происходили в ночное время в местах, где отсутствуют камеры видеонаблюдения. При этом некоторые автомобили попадали в «аварии» несколько раз за год. Суммы в таких исках варьируются от 1 до 9 млн рублей. Только с 29 января по 10 марта 2019 года были поданы иски по 31 ДТП с участием люксовых машин, а сумма ущерба в каждом случае превысила 1 млн рублей.

Как рассказал директор МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» Евгений Романов, ответственность подрядчика о возмещении ущерба третьим лицам является одним из требований муниципального контракта. При этом ответственность не зависит от суммы контракта – только от самого факта происшествия и стоимости работ по ремонту машины.

«Безусловно, аварии на дорогах происходят, такое бывает – может быть погнут диск, пробито колесо, повреждена подвеска - но ущерб по ним не настолько существенный. Суммы не превышают 200 тыс. рублей», - сказал Евгений Романов.

Он добавил, что при этом ГИБДД предъявляет мэрии столицы Кубани требования и предписания об устранении ям на дорогах, что невозможно выполнить из-за несостоявшихся торгов. Планируется, что повторный аукцион по выбору подрядчика для содержания дорог состоится через два месяца. В этот период дорожно-уличная сеть будет содержаться в аварийном режиме, только в рамках исполнения небольших прямых договоров.

«Понятно, что на дорогах есть ямы, эта проблема в Краснодаре существует. Но сейчас речь идет о беспрецедентных для города случаях мошенничества при подставных ДТП, - прокомментировал заместитель главы Краснодара Виталий Косенко. - Очевидно, что эта деятельность организована и носит системный характер. Основой любого иска становятся как раз документы, которые подписывают инспектор ГИБДД. Поэтому важно провести тщательное расследование, установить всех участников таких схем, дать их действиям правовую оценку».

Врио заместителя командира отдельного батальона ОБ ДПС ГИБДД по городу Краснодару Сергей Клиценко, в свою очередь, отметил, что при возникновении сомнений в заявленных обстоятельствах ДТП возбуждают дело о правонарушении и проводят расследование.

«В ходе расследования выясняется, могли ли быть получены повреждения при заявленных водителем обстоятельствах. Назначается экспертиза, которая проводится сотрудниками ГУВД Краснодарского края и после данной экспертизы принимается решение либо о прекращении производства, либо о направлении материалов в полицию для привлечении данной категории граждан к ответственности», - пояснил Клиценко.

Ситуацию с подставными ДТП в Краснодаре также рассмотрит Законодательное собрания Краснодарского края, об этом рассказал председатель комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства кубанского парламента Владимир Чепель.

«Вся информация будет максимально собрана в Законодательном собрании Краснодарского края, мы ее со своей стороны проработаем и также передадим в прокуратуру. Рассмотрим с участием прокурора Краснодара», - отметил депутат.

Член регионального штаба ОНФ - координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Краснодарском крае Александр Балицкий добавил, что в целом проблема подставных ДТП остро стоит не только в Краснодаре, но и Ростове-на-Дону, Волгограде, а также других крупных городах страны.

«Считаю необходимым в процессе расследования проверить также тех, кто оценивает размер ущерба и внутренние повреждения автомобилей, - подчеркнул Балицкий. - Особенно, когда одна и та же машина несколько раз попадает в одинаковые аварии. На основании именно этой оценки материалы направляются в суд».  

Как сообщил вице-мэр Артем Доронин, все материалы по фактам фиктивных дорожных аварий направлены в правоохранительные органы и прокуратуру, возбуждены несколько уголовных дел.

«Также несколько дел возбуждены в отношении бывших сотрудников ГИБДД. Тревожным остается то, что в Краснодаре в 2019 году продолжают регистрировать новые факты таких фиктивных ДТП. Схема - та же: участие люксовых автомобилей в ночное время – без свидетелей того, как произошла «авария», - сказал Доронин. - Рассчитываем, это такие дела будут тщательно расследованы, иначе эти мошенники полностью парализуют содержание улично-дорожной сети города. Этого допустить нельзя».

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы