Курсы валют
62.91
71.60

Усилят ради Турции: мощность морпорта Кавказ планируют увеличить

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
11.06.2019 10:37
Правительство РФ прорабатывает вопрос по расширению мощностей морского порта Кавказ для приема дополнительного количества судов
Читайте нас на Яндекс.Новости

Морской порт Кавказ в ближайшем будущем может получить дополнительный импульс к развитию. Портовые мощности увеличат, а количество принимаемых морских судов вырастет. Об этом стало известно в ходе рабочей встречи министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева с министром сельского и лесного хозяйства Турции Бекиром Пакдемирли, которая состоялась в Анкаре. На ней в числе других собеседники обсудили вопросы двусторонней торговли России и Турции.

О планах в отношении порта Кавказ сообщил Дмитрий Патрушев. «Прорабатывается вопрос по расширению мощностей морского порта Кавказ для обеспечения приема дополнительного количества морских судов», — сказал министр.

Речь идет о поставках такой продукции, как овощи, фрукты и рыба — именно эти категории товаров являются основными в структуре импорта из Турции. Россия продает в Турцию в основном пшеницу и кукурузу, а также подсолнечное масло. Товарооборот продукции АПК между странами держит тренд на увеличение. За первые четыре месяца 2019 года он достиг 1,2 млрд долларов. Это на 7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Наибольший объем импорта в стоимостном выражении приходится на фрукты (вместе с орехами): по данным ФТС, в 2018 году Турция привезла в Россию этой продукции на 792 млн долларов. Стоимостные объемы поставки другой важной сельскохозяйственной продукции — овощей — заметно ниже, однако они растут галопирующими темпами. Если в 2017 году Турция поставила овощей на 55,7 млн долларов, то в 2018-м — уже почти на 98 млн долларов. Таким образом, торговля овощами, среди которых преимущественно томаты, уже увеличилась почти в 2 раза.

Напомним, экс-губернатор Кубани Александр Ткачев, будучи министром сельского хозяйства РФ, активно боролся с импортом турецких томатов. Эмбарго было наложено в январе 2016 года, и в 2017-м Александр Ткачев анонсировал, что оно продлится еще как минимум три года, объясняя это интересами отечественных производителей. Однако уже в конце года были согласованы отдельные поставки, но только в межсезонье и в небольших объемах. А в мае 2018 года Ткачев покинул свой пост. После этого импорт турецких томатов стал быстро расти. Как было отмечено в Минсельхозе РФ, в апреле принято решение по увеличению квоты на ввоз турецких томатов до 150 тыс. тонн (до начала «помидорных войн» Турция ввозила порядка 300 тыс. тонн). В этом же месяце поставки томатов из Турции начал принимать порт Кавказ.

фото morflot.ru

Для Кубани же Турция является основным торговым партнером, что вполне объяснимо географически положением региона относительно этой страны. По данным ЮТУ, в международной торговле региона Турция находится на первом месте и по итогам 2018 года заняла долю в 13,8%. Цифра выросла на 0,4% по сравнению с 2017 годом, несмотря на сложные политические отношения. Производители Краснодарского края лучше всех зарубежных рынков освоили турецкий. В ЮТУ отмечают, что 15,8% всего экспорта Кубани приходится на черноморского соседа. При этом треть кубанского экспорта составляет продукция АПК, по итогам 2018 года в этой категории произошел рост на 23,7%. По объему импорта Турция также среди стратегических партнеров: Кубань ввозит из этой страны 10,2% всех импортных товаров (в стоимостном выражении), это второй показатель после Китая.

В Минсельхозе ожидают, что в результате усиления Кавказ станет полноценной альтернативой порту Геленджик. Кроме того, как отмечают эксперты, с введением в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста в порту Кавказ освободится инфраструктура, которая сейчас работает на организацию паромного сообщения с полуостровом.

По данным Росморпорта, сейчас Кавказ включает 10 терминалов, общая мощность гавани составляет порядка 30 млн тонн грузов в год, из них 21 млн тонн — наливных и 8,6 млн тонн — сухих грузов. Южный морской портовый терминал, один из крупнейших терминалов, в 2018 году перегрузил 1,35 млн тонн грузов, увеличив показатель в 3 раза за четыре года. Кавказ ранее уже получил активное развитие в связи с необходимостью принимать грузы для строительства Крымского моста. Озвученные планы в отношении порта станут еще одним импульсом к его развитию.

По мнению генерального директора Исследовательского агентства «Инфраньюс» Алексея Безбородова, наиболее заметное для всей России увеличение мощности в порту Кавказ может произойти в отношении терминалов под погрузку зерновых. В остальной своей части проект в масштабах страны будет небольшим, однако будет иметь значимость на уровне региона. «Под зерновые, думаю, надо строить новые мощности из расчета на 2–3 млн тонн. В остальном проект, о котором идет речь, будет региональным. В целом считаю, что этот проект нужный», — отметил эксперт.

Анна Малюк

Наш канал на Яндекс.Дзен