Курсы валют
62.87
70.79

Ищут место мусору: почему Кубань задерживает запуск реформы утилизации ТБО

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
09.07.2019 12:45
Краснодарский край стал одним из двенадцати регионов России, где срывают сроки перехода на новую систему обращения с отходами
Читайте нас на Яндекс.Новости

Краснодарский край — в числе двенадцати регионов, где запуск мусорной реформы задерживается. Из южных соседей такая же ситуация сложилась в Ростовской области. На состоявшемся в конце июня совещании с министром природы РФ Дмитрием Кобылкиным подробно разбирали причины, по которым срываются сроки перехода на новую систему обращения с отходами. В основном они состоят в том, что не утверждены территориальные схемы или же они оказались несовершенны, не проведены все необходимые конкурсы по выбору региональных операторов, не установлен тариф на вывоз мусора. Все эти факторы характерны и для Краснодарского края.

В январе текущего года власти Кубани неожиданно заморозили работу региональных операторов, а старт реализации мусорной реформы отодвинули на январь 2020 года. Все произошло после того, как между региональными операторами и властью возникли разногласия по поводу тарифа. Утвержденный размер тарифа оказался меньше, чем рассчитывали компании. Для них это означало невыполнение экономики, но администрация края не решилась идти на повышение цифры, опасаясь социального напряжения.

К тому же на Кубани возникли проблемы с лицензированием полигонов. К началу года было лицензировано только 14 площадок, что крайне мало для региона. Список решили увеличить. В итоге, по информации регионального министерства ТЭК и ЖКХ, в крае будет порядка 40 полигонов. Сейчас этот список дополняется. Тариф в мусорной реформе стал палкой о двух концах. Его резкое повышение в условиях падения доходов населения невозможно. Сегодня население, особенно в станицах, и так не желает заключать договоры на вывоз мусора, считая это чрезмерной тратой для своего бюджета и лишними поборами. В то же время низкий тариф, неспособный покрыть все расходы компаний, тормозит реформу. Операторы не заинтересованы работать себе в убыток, и не все мероприятия могут быть выполнены по такому тарифу. Сегодня становится очевидно, что к концу года тариф все же будет повышен, но не столь ощутимо, а дальнейший его рост будет растянут во времени.

В начале года в Краснодаре уже произошла ситуация, когда власти рассчитывали решить проблему в обход повышения тарифа, но вскоре поняли, что это невозможно. В Новый год на контейнерных площадках Краснодара и в местах их бывших локаций скопилось огромное количество мусора — по оценкам администрации города, порядка 200 м3. Сначала причиной коллапса посчитали недобросовестность оператора, и полномочия по вывозу мусора были возвращены муниципалитету. При этом оператор утверждал, что в его задачи не входит вывоз мусора с площадок, так как эта услуга не включена в тариф. Однако и город в свою очередь не справился с задачей по причине отсутствия денег в бюджете, средства приходилось брать из других статей. Ответственность за вывоз мусора с площадок снова была возложена на оператора, а расходы все же переложили на граждан, увеличив тариф.

Другой причиной переноса сроков реализации мусорной реформы в Краснодарском крае стало то, что не все территории успели выбрать на торгах своего регионального оператора. Ранее регион был поделен на одиннадцать зон, а конкурсы состоялись только в шести. Таким образом, пять территории не смогли определиться с оператором (в Краснодаре оператор начал работу еще в 2017 году, так как город тогда был назначен пилотным для мусорной реформы). Сейчас краевое министерство ТЭК и ЖКХ работает над корректировкой территориальной схемы. Вместо одиннадцати зон край поделят на три. Для каждой из них регионального оператора нужно будет выбрать снова. Власти обещают сделать это до конца лета. Кроме того, будет увеличено количество полигонов. По расчетам министерства, это поможет удержать рост тарифа на минимальном уровне. Ранее говорилось о необходимости строить новые полигоны, однако, по информации депутата ГД от Краснодарского края Натальи Костенко, на самом деле в регионе достаточно полигонов, оставшихся еще с советских времен, но из-за проблем с документами они не могут войти в эксплуатацию юридически.

Сейчас минтэк края рассматривает возможность вернуть к использованию часть заброшенных полигонов. Таким образом, реформа забуксовала в Краснодарском крае уже на этапе сбора и вывоза отходов. Однако новая система обращения с ТКО предполагает нечто большее: в задачах реформы прописано формирование новой культуры обращения с отходами и улучшение экологии, мусор теперь должен утилизироваться и перерабатываться с использованием современных технологий. Пока неясно, кто будет строить предприятия по переработке отходов и за чей счет. Регоператоры опасаются, что ответственность за это ляжет на них, и предупреждают о нехватке инвестиций на такие цели; представители власти заверяют, что не намерены предъявлять к операторам подобные требования.
Неизвестны также технологии, которые будут выбраны для утилизации мусора, не подлежащего переработке. Как обычно в таких случаях, власти изучают технологии, которые уже внедрены в Европе. С такой целью недавно губернатор края Вениамин Кондратьев посетил Швецию. Он встретился с генеральным директором компании RISE Capital Карлом Мерлингом, который пообещал готовые решения для Краснодарского края. Подробные условия такого сотрудничества не озвучивались. В рамках сессий по разработке стратегии развития Краснодара — 2030 сообщалось о заинтересованности международной корпорации «Энель», которая, по словам представлявшего ее Владимира Волчихина, готова инвестировать до 1 млрд евро в строительство заводов по переработке мусора особым способом, помогающим избежать сортировки.

«В данный момент ставка делается на строительство современных полигонов с сортировкой мусора и его последующим вовлечением во вторичный оборот, — рассказал генеральный директор АО «Краснодарская мусороуборочная компания» Валерий Облогин. — Вообще, краем рассматривались абсолютно все технологии, в том числе сжигание. Но я думаю, что для нашего края сжигание не самый лучший вариант — у нас запретные зоны, курортное побережье. По моему мнению, на Кубани нужно делать современные полигоны — это наиболее безопасный способ размещения отходов — и далее глубокое вовлечение всей полезной фракции во вторичный оборот. Конечно, чтобы запустить всю систему, нужны комплексные мероприятия, это дело не одного дня. И сейчас идет процесс понимания всего этого, с тем чтобы выработать уже определенную концепцию и, опираясь на нее, двигаться в решении вопроса».

По словам Валерия Облогина, Краснодарская мусороуборочная компания готова заняться не только вывозом, но и переработкой мусора. На пути этой идеи пока стоят низкий тариф и сложности с реализаций продукции из ТКО. «Мы запланировали это, — рассказал господин Облогин. — Вообще переработкой, хоть это сложный и технологичный бизнес, может заниматься любой желающий. Предприниматель, компания, оператор — любой инвестор. И уже сейчас понятно: когда начнем перерабатывать, возникнет вопрос сбыта этой продукции, к этому тоже нужно подготовиться».

По мнению собеседника издания, тариф должен расти, так как пока он не отражает те затраты, которые несет в себе организация новой системы обращения с отходами. По его информации, эксперты по всей стране сходятся во мнении, что для бесперебойной работы системы средний тариф по России должен составлять порядка 120 руб. с человека в месяц. Исходя из ранее планируемых показателей, в Краснодаре тариф был бы порядка 70 руб., то есть почти в 2 раза меньше (в расчет принимались единый тариф оператора в размере 366,74 руб/м3 и норматив накопления, установленный для жителей многоквартирных домов Краснодара на уровне 2,31 м3 в год). «Длительное время в стране вопросом мусора вообще не занимались, а теперь мы хотим сделать быстро, красиво, экологично и дешево. Однако это требует денег со стороны не только инвесторов, но и государства и жителей», — резюмирует Валерий Облогин.

Пока буксует мусорная реформа, активные краснодарцы ищут возможность самостоятельно сдать отходы на переработку. И некоторые компании проявляют встречную инициативу. Опасные и некоторые другие отходы можно положить в боксы «Табриса». Ретейлер установил у магазинов в Краснодаре и Новороссийске контейнеры для батареек, мобильных телефонов, ламп и градусников, полиэтиленовых бутылок и пакетов. ООО «ТЭП» принимает макулатуру, у компании есть четыре пункта сбора в Краснодаре и один в Новороссийске. Кроме того, ТЭП собирает полипропиленовые мешки, ПЭТ-бутылки и деревянные поддоны. Бумажный и картонный мусор можно также отдать в ООО «Тиссю Эко Папир».

Контейнеры для стекла, алюминиевых банок, пластиковых бутылок и макулатуры есть на территории «ИКЕА». Разветвленная сеть пунктов приема у компании «Ферратек», закупающей у населения металлический лом, — они присутствуют по всему краю, в Краснодаре у компании около 20 пунктов. Сюда можно отдать радиаторы отопления, трубы, старые компьютеры и ноутбуки или их составляющие, мобильные телефоны, офисную и бытовую технику. Лампы и батарейки принимает «Леруа Мерлен».

Батарейки также можно оставить в боксах ТРК «МЕГА Адыгея-Кубань», гипермаркетов «Лента» и «Декатлон». Бывшие в употреблении вещи также необязательно выбрасывать — в Краснодаре есть несколько путей отдать их. Магазины Н&М принимают на переработку старую одежду, а «ИКЕА» — домашний текстиль. Недавно сеть магазинов «Рандеву» запустила сбор старой обуви, которая будет сдаваться на завод по производству резинового покрытия для спортивных объектов. Несколько раз в год в Краснодаре проходит акция «РазДельный сбор»: на площадку можно принести пластиковый и бумажный мусор, консервные банки, стекло. На акции 6 июля прошлого года впервые начали принимать кассовые чеки.


Компании, собирающие различные виды отходов, как правило, отдают их на переработку в профильные фирмы. В промышленных масштабах переработкой вторсырья занимаются такие предприятия, как Майкопская картонажная фабрика, Абинский электрометаллургический завод, Славянский стекольный завод.

Анна Малюк

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp, который второе лето работал в поселке Сукко в Краснодарском крае, рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о целях...

Смотреть видеосюжет онлайн

В Краснодаре приставы лишили Bentley «светскую львицу» Катю-Бентли

Краснодарские судебные приставы за долги по кредиту изъяли у светской львицы Кати-Бентли ее Bentley Continental GT Speed
Читайте нас на Яндекс.Новости

Судебные приставы наложили арест на автомобиль Bentley Continental GT Speed, принадлежащий краснодарской светской львице Катрин Атаевой-Добришман, скандально известной как Катя-Бэнтли. Об этом сообщает пресс-служба регионального управления УФССП.

По данным ведомства, предпринимательница имеет крупную задолженность по кредиту перед ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие». Заем был взять под залог дорогостоящего автомобиля.

«В рамках исполнительных действий судебные приставы, выявив данное транспортное средство на улице Краснодара, составили акт описи и ареста авто, после чего передали его представителю кредитной организации», - отмечает пресс-служба.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», в начале июля 2019 года стало известно, что суд приговорил 41-летнюю Катрин Атаеву-Добришман к штрафу в размере 150 тыс. рублей за угрозу убийством судье и неуважение к суду.

Судом и следствием было установлено, что женщина угрожала и оскорбляла судью Арбитражного суда Краснодарского края, которая с июля 2018 года рассматривала иск администрации города о сносе незаконно возведенном бутик-отеле «Бестужевъ». Видеролик с угрозами владелица гостиницы разместила в социальной сети 13 марта 2019 года. Суд признал женщину виновной по ч.1 ст.296 УК РФ (Угроза убийством, причинением вреда здоровью) и по ч.1,2 ст.297 УК РФ (Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи и участников судебного разбирательства).

Ранее в Краснодаре приставы в рамках судебных тяжб изымали четыре элитных автомобиля, принадлежащих основателю «Такси Сатурн» Евгению Львову. Были арестованы Porsche Cayenne Turbo, Mercedes-Benz S500 4matic Maybach, Aston Martin Rapide и Lamborghini Aventador. Общая стоимостью машин составляет 44 млн рублей.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы