Курсы валют
62.87
70.79

Транспортные мечты Краснодара: как город будет бороться с пробками

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
10.07.2019 10:43
Разработчики транспортной стратегии Краснодара рассказали, за счет чего в городе планируют сокращать пробки, будут ли строить в столице Кубани кольцевые дороги, а также поделились мнением относительно потенциала троллейбусов с автономным ходом
Читайте нас на Яндекс.Новости

НИУ «Высшая школа экономики» в ноябре 2017 года выиграл тендер на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодара на сумму 51,4 млн руб. Спустя два года программа была представлена. Все ее этапы рассчитаны до 2034 года и будут стоить 165,4 млрд руб. Планируется, что деньги столица Кубани получит из регионального и федерального бюджетов по отдельным программам.

Часть проектов - обновление подвижного состава трамваев, проектирование и строительство новых магистралей - уже начаты, их финансирование ведется из краевого бюджета. По прогнозам экспертов, после завершения программы комплексного развития протяженность дорог столицы региона вырастет почти на 30%, скорость движения транспорта увеличится на 66%, а загруженность упадет на 14%. В течение 15 лет протяженность дорог увеличится на 130 км, а трамвайные линии - почти на 50 км.
По оценкам группы специалистов ВШЭ, даже эти меры не избавят Краснодар от пробок полностью, но значительно уменьшат их количество. Если деньги выделят и программу все же смогут осуществить до 2034 года, то это позволит существенно сократить время в пути, увеличить скорость поездок, в первую очередь общественного транспорта.

Специалисты предложили заняться, прежде всего, локальными изменениями: они недороги и хотя системно не изменят ситуацию в городе, тем не менее, облегчат движение в определенных местах. Ощутимый эффект будет и от кардинального изменения маршрутной сети и режимов работы общественного транспорта, а также от замены подвижного состава трамваев, смены троллейбусов на электробусы.

Разработчики в своем проекте предложили перенести практически все крупные транспортные узлы за черту города, к примеру междугородный автовокзал № 1 разместить в непосредственной близости от нового аэровокзала. Эксперты уверены, что такой шаг позволит разгрузить улицы от автобусов. Пассажиры, в свою очередь, смогут пересесть на общественный магистральный транспорт. По идее специалистов, внутри города останется только автовокзал «Южный», который станет транспортным узлом для всех автобусных маршрутов юга с пересадкой на продлеваемую трамвайную линию.

В черте города также планируют построить мультимодальные пересадочные площадки с парковками, где гости столицы Кубани будут оставлять автомашины. По мнению директора центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Александра Кулакова, указанные 165,4 млрд руб. составляют примерный объем финансирования всех предлагаемых к реализации мероприятий в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодара. Она не только затрагивает содержание, ремонт и строительство дорог, но также предполагает развитие ряда систем городского общественного транспорта, пригородного железнодорожного сообщения, а также одновременное строительство нового аэровокзального комплекса и автодорожной, железнодорожной, летной и логистической инфраструктуры. Полный комплекс мероприятий разработан на период с 2019 по 2033 год включительно с учетом реальных возможностей строительства и очередности, рассчитанной по условиям эффективности срока реализации.

«Запланированная доля участия в проектах внебюджетных финансовых средств составляет почти 26,5 млрд руб., доля участия средств федерального бюджета — чуть более 84,5 млрд, оставшиеся деньги должны поступить из средств краевого и местного бюджетов. В программу вошел комплекс мероприятий, которые финансируются не только в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», но и из средств других федеральных, краевых и муниципальных программ, что позволяет рассчитывать на финансирование и реализацию всего проекта в полном объеме», — уверен эксперт.

«Что касается снижения уровня загруженности, то модельные расчеты перераспределения транспортных потоков показывают, что мероприятия развития улично-дорожной сети на краткосрочный период (до 2021 года) имеют эффективность чуть более 2%. Но на среднесрочный период (до 2023 года) расчетное снижение составляет уже почти 9%, а на долгосрочный (на 2033 год) — около 14%. Реальная эффективность мероприятий по снижению уровня загрузки во многом зависит от реализации долгосрочных проектов, связанных с обустройством новых транспортных связей, дающих реальную альтернативу существующим. Поэтому достаточно высокий эффект будет достигнут только к моменту обустройства нового каркаса опорной сети улиц и дорог. Приведенные относительные значения снижения загруженности дорог учитывают прямой эффект от строительства и реконструкции дорожной инфраструктуры, но есть фактора повышения пропускной способности сети. При этом надо иметь в виду, что реализация мер по обслуживанию населения общественным транспортом направлена на увеличение его притягательности и, как следствие, снижение спроса на поездки на личном автомобиле. Таким образом, совокупный эффект снижения загруженности дорог будет примерно на 15-20% выше», — уточнил Александр Кулаков.

Как рассказал директор центра транспортного моделирования, реконструкция улично-дорожной сети в Краснодаре не является исключением в российском или зарубежном опыте. Многие города в нашей стране сегодня сталкиваются с аналогичными проблемами заторов, и причина этого - слабая насыщенность транспортными связями, низкая плотность сети дорог при резком и многократном росте числа личного автотранспорта.

По мнению представителя ВШЭ, дефицит улиц и дорог необходимо планомерно сокращать, в первую очередь, обустраивая приоритетные транспортные связи. Они дают максимальную эффективность при ликвидации транспортных проблем. Но и российский, и мировой опыт показывает, что мероприятия по улучшению транспортной ситуации не могут базироваться только на строительстве новых дорог. Высокий спрос на поездки на личном автомобиле поглощает все принимаемые меры, и дорожное строительство не дает желаемого эффекта. Положительные изменения возможны при гармоничном развитии дорожной сети и системы общественного транспорта с обеспечением ему приоритетного движения, в данном случае по Краснодару.

Кольцевые дороги

«Сейчас задают вопрос о создании кольцевых автодорог вокруг Краснодара. Могу сказать, что магистрали по типу МКАДа в проекте развития нет, но поэтапная реализация магистральной улично-дорожной сети к расчетному сроку сформирует новый опорный транспортный каркас. Все реализованные проекты новой дорожной инфраструктуры вместе с действующей можно рассматривать как объездную магистраль. Идея построения новой системы улиц и дорог будет реальной альтернативой действующим маршрутам через центральную часть города. Стоит сказать, что проект автомобильной дороги «Дальний Западный обход Краснодара» также в основном нацелен на снижение внешнего транзитного трафика через город. Расчеты эффективности реализации планируемых на период с 2019 по 2033 год мероприятий показывают перераспределение транспортного спроса на новые связи и снижение нагрузки на действующие и перегруженные сегодня магистрали», — заметил Александр Кулаков.

«Надо отметить, что запрет или даже частичные ограничения движения транспорта по отдельным улицам во время их ремонта и реконструкции в городе, который живет в режиме регулярных заторов, создают колоссальную проблему. Но если ничего не делать, то в дорожно-транспортной ситуации и не будет изменений к лучшему. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. В этой связи и российский, и зарубежный опыт показывает, что для снижения напряженности при ведении работ надо разрабатывать эффективные проекты организации дорожного движения на период строительства. В их рамках и нужны решения, которые минимизируют негативное влияние за счет поэтапного ведения работ с изменениями схем движения. Самой важной частью развития транспортной системы я считаю активное участие населения в обсуждении и осуществлении проектов в этой части жизни города», — констатировал Александр Кулаков.

Директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект» Владимир Валдин уверен, что трамвайная сеть Краснодара - одна из лучших в стране по уровню содержания и организации перевозок, а ее почти полная обособленность делает этот вид транспорта минимально зависимым от пробок (но не от столкновений на путях и блокирования перекрестков).

«При этом ее охват микрорайонов Краснодара явно недостаточен. За исключением Юбилейного микрорайона, пути оканчиваются, не заходя на территории плотной застройки, и люди вынуждены идти до его остановок пешком или пользоваться другим транспортом. Программа развития дорожной инфраструктуры предполагает работу в этом направлении – продление линий вглубь спальных микрорайонов. Это должно повысить уровень доступности этого магистрального транспорта для пассажиров. Но любые продления потребуют увеличения количества подвижного состава. Увеличенный выпуск на первые четыре участка предлагаемого расширения сети - в Музыкальный микрорайон, Гидрострой, район улицы ВосточноКругликовской и к аэропорту - можно обеспечить мощностями двух депо. Тем более есть планы увеличить парк путем новых закупок подвижного состава. Дальнейший рост возможен через расширение мощностей существующих парков либо строительство нового депо — Северного. Консервативный расчет показывает более чем 2,5-кратное увеличение пассажиропотока трамваев к 2033 году при двукратном по протяженности увеличении сети», - отмечает эксперт.

Главное - скорость

По мнению Владимира Валдина, железнодорожный транспорт с учетом проложенного сквозь город пути может и должен играть более значительную роль в перевозках внутри агломерации. Если трамвай - это просто магистральный транспорт, средняя скорость которого может достичь 19 км/ч, то электричка - скоростной способ доставки пассажиров (до 40 км/ч).

«Проект «Городская электричка» поддерживают все уровни власти, РЖД, уже принят специальный закон о внеуличном транспорте, так что шансы на реализацию очень высокие. Реконструкция и строительство необходимых новых объектов для этого вида транспорта потребуют времени и финансирования, особенно путепроводов - для исключения проблем с одноуровневыми переездами. Важно то, что этот вид транспорта в перспективе рассчитан на очень большие объемы перевозок пассажиров - намного больше трамвайных - и призван максимально сократить поток иногородних автомобилей на границах Краснодара. Отдача от него исчисляется не в выручке от проданных билетов, а в экономии города и края за счет снижения издержек от уменьшения автотранспортного потока и в толчке к развитию территорий. Консервативный прогноз на 2032 год при запуске частоходящих электричек по четырем главным направлениям – почти 45 тыс. пассажиров в сутки, что в 15 раз больше, чем сейчас. При одновременной реализации сети перехватывающих парковок и организации четкого графика прибытия автобусов из станиц, деревень и сел, а также при грамотном информировании населения эта цифра может быть увеличена почти кратно. Канатное метро - это, конечно, больше идея и бренд для привлекательности города. Провозная способность такого транспорта относительно невелика. «Канатка» хорошо работает в горах или заменяет мосты, как, например, в Нижнем Новгороде. Линия такого транспорта уместна между южной оконечностью центра города и новостройками Адыгеи. К тому же она может стать интересным туристическим объектом. Подземное метро - это просто очень дорогое удовольствие - примерно 7–10 млрд руб. за км. А ведь еще нужны депо, подвижной состав и т. д. - это самый дорогой в эксплуатации из видов транспорта. Минимально эффективная линия должна иметь протяженность более 10 км и собирать 6 млн пассажиров на километр в год, чтобы иметь шанс подобраться к окупаемости хотя бы по текущей эксплуатации», - подвел итог топ-менеджер известной компании.

Электротранспорт

«Отмечу, что потенциал троллейбуса далеко не исчерпан. При наличии длинных относительно прямых участков, интенсивного пассажиропотока электрический безрельсовый транспорт оказывается намного эффективнее транспорта с ДВС по затратам на пассажироместо-километр. Электробус в этой связи просто другой транспорт. Из трех видов электрических машин - с динамической, ночной и ультрабыстрой подзарядкой - первым не требуются ни специальные посты заправки электроэнергией, ни время на это, им не мешают пиковые нагрузки в электросети. Внешне это тот же троллейбус, который заряжает тяговые аккумуляторы, находясь или двигаясь под существующей контактной сетью, и движется на аккумуляторах там, где этой сети нет. В настоящее время именно эта технология получила наибольшее распространение в мировых «троллейбусных» городах и однозначно вернула интерес к идее контактной сети электротранспорта на улицах. Появился такой гибридный маршрут в Праге, где троллейбусов не было с 1972 года, а в Берлине, где их убрали в 1973 году, BVG планирует строительство нескольких десятков километров таких линий. Главное достоинство новой технологии - возможность моментально продлить маршруты на электротяге в районы новой застройки без сооружения контактной сети. Эксплуатация такого подвижного состава на практике обходится несколько дороже обычного троллейбуса, но охват территории, гибкость сети и отсутствие затрат на протяжку проводов делают его очень привлекательным», — констатирует эксперт.

С 2011 года постоянное городское население только Краснодара ежегодно увеличивается на 17–25 тыс. человек при аналогичных процессах в агломерации. В первом полугодии 2019 года статистика свидетельствует о небольшом снижении притока, но в целом тенденция, по прогнозам, сохранится и в этом году. Краснодар наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Сочи остается одним из общероссийских центров притяжения внутренней миграции. С точки зрения развития инфраструктуры и маршрутной сети все расчеты и озвученные планы в соотношении с данными миграции имеют в значительной степени «догоняющий» характер, ибо образовался уж слишком большой дефицит. В идеале город должен работать на упреждение, но это очень сложно и дорого. Поэтому сейчас с наличием программы комплексного развития у города появится шанс стать более комфортным после реализации предложенного.

Сергей Лапшин

Таша Косма, совладелец кафе «Гуляш и куртош»

Совладелец кафе «Гуляш и куртош» Таша Косма рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как открыть в Краснодаре заведение трансильванской кухни, до чего может довести любовь к кур...

Смотреть видеосюжет онлайн

В Краснодаре приставы лишили Bentley «светскую львицу» Катю-Бентли

Краснодарские судебные приставы за долги по кредиту изъяли у светской львицы Кати-Бентли ее Bentley Continental GT Speed
Читайте нас на Яндекс.Новости

Судебные приставы наложили арест на автомобиль Bentley Continental GT Speed, принадлежащий краснодарской светской львице Катрин Атаевой-Добришман, скандально известной как Катя-Бэнтли. Об этом сообщает пресс-служба регионального управления УФССП.

По данным ведомства, предпринимательница имеет крупную задолженность по кредиту перед ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие». Заем был взять под залог дорогостоящего автомобиля.

«В рамках исполнительных действий судебные приставы, выявив данное транспортное средство на улице Краснодара, составили акт описи и ареста авто, после чего передали его представителю кредитной организации», - отмечает пресс-служба.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», в начале июля 2019 года стало известно, что суд приговорил 41-летнюю Катрин Атаеву-Добришман к штрафу в размере 150 тыс. рублей за угрозу убийством судье и неуважение к суду.

Судом и следствием было установлено, что женщина угрожала и оскорбляла судью Арбитражного суда Краснодарского края, которая с июля 2018 года рассматривала иск администрации города о сносе незаконно возведенном бутик-отеле «Бестужевъ». Видеролик с угрозами владелица гостиницы разместила в социальной сети 13 марта 2019 года. Суд признал женщину виновной по ч.1 ст.296 УК РФ (Угроза убийством, причинением вреда здоровью) и по ч.1,2 ст.297 УК РФ (Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи и участников судебного разбирательства).

Ранее в Краснодаре приставы в рамках судебных тяжб изымали четыре элитных автомобиля, принадлежащих основателю «Такси Сатурн» Евгению Львову. Были арестованы Porsche Cayenne Turbo, Mercedes-Benz S500 4matic Maybach, Aston Martin Rapide и Lamborghini Aventador. Общая стоимостью машин составляет 44 млн рублей.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы