Курсы валют
65.60
72.62

«Городские ценности» за свой счет: как жителям исторического центра Краснодара делать ремонт

19.07.2019 10:39
Владельцам ценных градоформирующих объектов исторического поселения Западного и Центрального округов Краснодара рассказали об ограничениях и требованиях к их домам
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодаре провели встречи с владельцами зданий, признанных ценными градоформирующими объектами. Людям рассказали об ограничениях и требованиях к домам, попавшим в проект предмета охраны и границ территории исторического поселения столицы Кубани.

Документ приняли 1 марта 2019 года. В него вошли 433 ценных объекта историко-градостроительной среды, которые находятся как в муниципальной, так и в частной собственности. Теперь на эти здания распространяются ограничительные меры. В частности, обязательным условием является сохранение уличного фасада и объемно-пространственных характеристик. 

После принятия документа у владельцев ценных объектов возникли вопросы, касающиеся дальнейшей эксплуатации и ремонта зданий. На них в ходе встреч, состоявшихся 11 и 18 июля в Западном и Центральном округах Краснодара, ответили специалисты регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия и разработчики документа - специалисты архитектурного центра «Югреставрация» и эксперты Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия.

«Когда хата не с краю»: как отбирали исторически ценные градоформирующие объекты

Сегодня территория исторического поселения в Краснодаре занимает 113 кварталов. По словам начальника отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия Сергея Онищенко, это в 3 раза меньше, чем было до принятия нового приказа о предмете охраны от 1 марта 2019 года - в 2002 году в историческом поселении был зафиксирован 361 квартал.

Так, в данное время предмет охраны включает 271 объект культурного наследия и 433 ценных объекта историко-градостроительной среды (на территории Западного округа таких объектов 195, в Центральном - 238), а также историческую планировку кварталов и ее элементы, объемно-пространственную структуру исторического поселения, композицию и силуэт застройки.

При этом жителей исторического центра Краснодара интересовал вопрос, по какому принципу именно их дома были включены в реестр исторически ценных градоформирующих объектов, поскольку фасадная часть многих из них за десятки лет неоднократно видоизменялась и не сохранилась в первоначальном виде. Кроме того, на работы по реставрации в свое время было получено разрешение от администрации.

Как отметила директор архитектурного центра ООО «Югреставрация» Татьяна Воронина, в первую очередь, список ценных объектов формировали на основании историко-архитектурных исследований. Для того, чтобы составить окончательный реестр, эксперты провели целый комплекс научных исследований, предписанных нормативно-правовыми и методологическими документами согласно ФЗ-73.

«Определяющим фактором при выборе войдет тот или иной объект в перечень были визуальные характеристики объекта. Понятно, что большинство характеристик задается объектами застройки, но также еще учитываются показатели планировочной исторической структуры, объемно-пространственные характеристики, элементы искусственного или природного озеленения, общественные пространства, исторические территории и дворы, в том числе фрагментарно сохранившие какие-то элементы, возможно даже мощения и благоустройства - это все тоже является элементами предмета охраны. Но самыми весомыми, конечно, являются сами объекты застройки, поскольку именно они фиксируют объемно-пространственную и планировочную структуру», - сказала она.

Историк и член Союз архитекторов Виталий Бондарь также кратко пояснил суть исторического поселения с точки зрения мирового отечественного опыта и российского действующего законодательства. «Историческое поселение - не просто совокупность памятников архитектуры, которые располагаются на определенной территории. Это совокупность и памятников, и тех объектов, в том числе нематериальных (визуальных раскрытий, панорам и т.д.), которые сохраняют подлинную историческую среду. И если объект своим масштабом, экстерьером, объемом соответствует подлинной исторической среде, то мы обязаны в соответствии с ФЗ включить его в границы исторического поселения», - отметил историк.

Елена Синеок, ЮГА.ру

По словам Ворониной, в начале исследования были определены значимые исторические периоды в градостроительном развитии города. Большинство домов, вошедших в перечень ценных объектов историко-градостроительной среды, относятся к наиболее ценному периоду, когда был сформирован целостный облик Екатеринодара. «Если обобщить, это конец XIX – начало ХХ века. К сожалению, большинство этих объектов наиболее пострадало ни сколько из-за времени, что является естественным процессом технического износа, ведь им больше 100 лет, а сколько из-за особенностей хозяйствования», - сказала она.

Ко второму периоду исторической застройки относится группа объектов, представленных советским периодом - 30-50 годов. Также еще есть несколько единичных объектов, как отметила директор центра «Югреставрация», которые к исторической застройке по документам не имеют отношения, но сами по себе представляют ценность для Краснодара как знаковые объекты.

«Один из главных критериев – это подлинность, главный принцип реставрации и достоверности. Так как большинство объектов, в той или иной степени, понесли утраты первоначального облика, то оценивались какие-то определенные моменты, например, насколько устранимы поздние диссонансы или насколько трансформации, которые уже произошли с объектом, повлияли на достоверность его подлинного облика», - пояснила Воронина.

Директор архитектурного центра также отметила, что фактически эти объекты в большинстве случаев сами по себе не имеют архитектурной самостоятельной ценности, т.е. не могут расцениваться как объект культурного наследия по своим внешним характеристикам, но в целом рядовая историческая застройка этих домов - есть суть исторического поселения. Даже если ценный градоформирующий объект был изменен, специалисты обращали внимание на его объемно-пространственные характеристики и элементы декора.

«С учетом потерь и утрат зачастую целых фрагментов исторической застройки и появлением новых объектов, которые по своим характеристикам диссонируют с показателями окружающей среды, для исследователей каждый объект в той или иной степени сохранивший свой облик, он был бесценен. Для территории, имеющей правовой статус историческое поселение, так пренебрежительно относится пусть и к искаженным, но подлинным объектам – это неправильно», - сказала она.

Кроме того специалисты проинформировали, что действующий список ценных градоформирующих объектов планируется расширить.

А как же ремонт?

Согласно предмету охраны, на градоформирующие объекты на территории исторического поселения Краснодара распространяются ограничительные меры, в частности обязательно сохранение уличного фасада и объемно-пространственных характеристик. Полный список таких объектов содержится в двух приложениях к проекту предмета охраны и границ территории исторического поселения г. Краснодар, его можно посмотреть здесь.

Как пояснил Онищенко, на ценные градоформирующие объекты не распространяются такие жесткие требования, как в случае с объектами культурного наследия согласно федеральному закону № 73 «Об объектах культурного наследия» (ФЗ-73).

«Это не памятники и не объекты культурного наследия. На таких объектах возможны ремонтные работы и реконструкция. В том числе, проведением этих работ может заниматься организация, не имеющая лицензию, как это требуется, например, в отношении памятников. Поэтому, по сути, мы допускаем ремонты этих объектов как внутри, так и снаружи, но за исключением их видоизменения. Вот здесь есть одно жесткое ограничение - их нельзя видоизменять, так как они как раз таки и формируют нашу историческую среду», - сказал он.

Начальник отдела памятников археологии регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия Георгий Давыденко добавил, что разрешаются пристройки к ценным объектам с заднего фасада и во дворах. «Самое главное, чтобы объект визуально со стороны улицы воспринимался так же, как он воспринимается сейчас», - сказал он.

Эксперты отметили, что в перечне ценных градоформирующих объектов на каждый из домов имеется учетная карточка, она содержит характеристики здания (наименование и дату постройки, точный адрес, фотография и детальное описание с указанием того, что именно представляет историческую ценность). Также в карточке перечислены диссонирующие элементы, нарушающие исторический облик домов: это поздние пристройки, поздняя облицовка главных фасадов, облицовка и остекление балконов, дисгармоничные заборы и ограды, трубы газопровода и т.д.

Елена Синеок, ЮГА.ру

При этом документ рекомендует с «фасадов и крыш зданий, формирующих общественные городские пространства» удалять наружные блоки сплит-систем, телевизионные антенны, наружные решетки, вывески и т.д. Однако вопрос, кто именно и за какое время должен выполнить эти требования, остается открытым.

Как отметил Онищенко, сейчас владельцев ценных домов не будут в срочном порядке обязывать убирать диссонирующие элементы. Предполагается, что будут подготовлены специальные целевые программы по приведению таких объектов в соответствие с требованиями к градостроительным регламентам. Однако в том случае, если собственник самостоятельно начнет капитальный ремонт фасадной части здания, его нужно будет привести в соответствие с требованиями предмета охраны. «Действительно, когда владелец начинает ремонт, то нужно переносить сплит-системы с фасадов на боковые стороны и освобождать основные фасадные линии от рекламных несогласованных конструктивных решений и т.д.», - сказал Онищенко.

Специалисты управления госохраны объектов культурного наследия также обратили внимание, что в случае масштабных реконструкций квартала исторического поселения прокладка новых инженерных коммуникаций (газопровода, электрокабеля) должна проводиться только подземным способом.

«В предмете охраны указано, что в случае каких-то масштабных реконструкций квартала действительно нужно все наземные конструкции и инженерные коммуникации уводить под землю. Но такие масштабные вопросы  не касаются конкретного собственника ценного градоформирующего объекта до момента реализации каких-то целевых федеральных, краевых или городских программ», - отметил Онищенко.

Также владельцев ценных объектов интересовал вопрос, как должен выглядеть дом в соответствии с историческим наследием. В частности, где найти информацию о том, в какой цвет можно красить оконные ставни, стены и т.д.

Как отметили специалисты управления госохраны объектов культурного наследия, для собственников и пользователей исторически ценных объектов подготовлена специальная памятка, в которой содержится вся необходимая информация о требованиях при ремонте данных объектов. Памятка размещена на сайте управления в открытом доступе.

В свою очередь Виталий Бондарь пояснил, что владельцу не обязательно выяснять, как выглядело здание на момент своего происхождения, так как хронологически рамки существования исторического поселения города Краснодара уже определены исследователями.

«Не нужно выполнять никаких глубоких исследований как при производстве проекта реставрации. В составе проекта выполнялась классификация по типам как в целом исторической застройки, так и собственно объектов застройки. Каждый объект уже отнесен к определенному морфологическому типу исторического здания по композиции фасада и т.д., эта информация есть. Не обязательно пытаться воссоздать все в мельчайших деталях. Главное, чтобы он соответствовал характеристикам исторического типа, к которым причислен», - уточнила Воронина.

Как отметили эксперты, при ремонте фасада ценного градоформирующего объекта также должны использоваться материалы, свойственные исторической среде, в том числе разрешено использование материалов, имитирующих или адаптированных под исторически традиционные. «В частности, есть запрет на использование керамогранита. Это агрессивный материал, который никак не вписывается в историческую среду. Для отделки поверхности фасада может быть использована штукатурка, или поверхность кирпичная либо имитирующая ее», - сказала Воронина.

Куда обращаться, если необходим ремонт?

По словам начальника отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства регионального управления госохраны объектов культурного наследия Сергея Онищенко, если собственники домов, признанных ценными градоформирующими объектами, захотят реконструировать или просто отремонтировать здание, им необходимо обратится в администрацию Краснодара для согласования ремонтных работ. «Эскизные решения согласовывает компетентный орган департамента архитектуры администрации Краснодара, там есть состав компетентных архитекторов. В случае возникновения вопросов, муниципалитет может переслать нам проекты ремонта ценных градоформирующих объектов, также и жители Краснодара в инициативном порядке могут направлять в управление госохраны культурного наследия свои вопросы», - сказал он.

Как отметил Давыденко, для ремонта фасада ценных градоформирующих объектов не требуется проводить государственную историко-культурную экспертизу и привлекать для работ специализированную организацию, имеющую лицензию министерства культуры РФ. «Собственники не привлекают лицензированную организацию, не разрабатывают проектно-сметную документацию по реставрации. Им просто необходимо обратиться в администрацию города и предоставить для согласования эскизный проект. Эскизный проект можно заказать в любой проектной компании, которая не имеет лицензии», - сказал он.

Давыденко также добавил, что ремонт данных объектов производится за счет собственных средств владельца. Что касается затрат на содержание объектов после присвоения им статуса исторически ценных градоформирующих объектов, они, по его словам, не изменятся. «Статус исторически ценного градоформирующего объекта не накладывает те ограничения, которые накладывает объект культурного наследия. Затраты по ремонту исторически ценного градоформирующего объекта идентичны тем затратам, которые были до присвоения ему этого статуса», - отметил специалист.

В свою очередь Онищенко рассказал, что в управление госохраны со своими эскизными проектами обратились уже порядка 10-15 владельцев ценных градоформирующих объектов. «Увидеть правильно ремонтируемые в рамках предмета охраны дома можно по улицам Седина, Мира, Орджоникидзе. Впоследствии мы увидим, как будет преображаться Краснодар и выглядеть так, как он выглядел исторически», - заключил он.

Татьяна Карпухина

Дмитрий Набока, владелец тату-студии NBK Tattoo Collective

Владелец тату-студии NBK Tattoo Collective Дмитрий Набока рассказал о том, как начать бизнес без кредитов и инвесторов, можно ли стать профессиональным татуировщиков без художестве...

Смотреть видеосюжет онлайн

Власти Кубани к 2022 году планируют начать работы на всех долгостроях

23.08.2019 16:51
Власти Краснодарского края рассчитывают в течение двух лет запустить работы на всех домах-долгостроях в регионе
Читайте нас на Яндекс.Новости

Власти Краснодарского края рассчитывают в течение двух лет начать работы на всех домах-долгостроях в регионе. Об этом сообщил глава Кубани Вениамин Кондратьев в ходе встречи с заместителем председателя правительства РФ Виталием Мутко.

Как отметил глава региона, для реализации этой цели осталось определиться с источниками финансирования. «К 2022 году мы планируем возобновить работу по всем долгостроям. По сути - найдены механизмы. Осталось определиться с источниками финансирования», - сказал Кондратьев, слова которого приводит ТАСС.

Губернатор также добавил, что за последние два года 7 тыс. человек удалось исключить из реестра обманутых дольщиков.

Глава региона обратился к вице-премьеру с просьбой помочь с финансированием для завершения долгостроев, на которые не удается найти инвесторов. В частности речь идет о восьми жилых комплексах – «Радуга», «Иван да Марья», «Дом Романовых», «Снежная королева», «Парусная регата», «Заря», «Мир» и «Луч».

В свою очередь Виталий Мутко отметил, что на завершение шести проблемных объектов долевого строительства в Краснодаре могут выделить федеральное финансирование. «Мы готовы вас поддержать. Впервые в этом году выделили 16 млрд рублей на достройку домов по всей стране. Но нужно чтобы дома были обследованы, процедура банкротства проведена, чтобы был понятен объем необходимых средств», - сказал он.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», для завершения проблемных объектов в Краснодарском крае создадут государственную компанию. Законодательно такую возможность регион получил благодаря принятию 18 июля депутатами Госдумы изменений в федеральный закон. Документ упрощает механизм финансирования Фондом защиты прав дольщиков долгостроев за счет бюджетных средств.

Финансировать деятельность компании будут из регионального и федерального бюджетов. При этом свободные площади в проблемных домах станут собственностью организации и будут реализованы на вторичном рынке жилья.

В 2019 году власти Краснодарского края направят на завершение строительства долгостроев, которые находятся в высокой степени готовности, 1,5 млрд рублей. Большая часть ассигнований поступит из средств краевого бюджета, еще около 78,9 млн рублей – из местных бюджетов.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы