Курсы валют
63.89
70.41

«Куплю электричество. Дорого»: выгодно ли владельцам источников зеленой энергетики продавать излишки государству

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
10.09.2019 11:06
В Госдуме обсуждают возможность закрепления на законодательном уровне права владельцев источников зеленой энергетики продавать излишки в электросети страны, экспертам эта идея видится сомнительной
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Госдуме РФ и в СМИ снова пошли разговоры о закреплении на законодательном уровне права владельцев источников зеленой энергетики продавать излишки своей продукции в электросети страны. Законопроект планируют принять уже в этом году.

Речь идет о документе по правовому регулированию производства электроэнергии на объектах микрогенерации, одобренном на заседании правительства РФ 31 октября 2018 года. Он разработан Минэнерго и, по идее, должен стимулировать развитие генерирующих объектов на возобновляемых источниках энергии, таких как ветряки и солнечные батареи с мощностью до 15 кВт.

Когда проект обретет статус закона, это упростит процедуру размещения ветряных электростанций и создаст условия для их владельцев для продажи излишков получаемой электроэнергии на розничных рынках. Законопроект дает возможность в одни периоды продавать излишки в сеть, а в другие, когда природной энергии не хватает, потреблять ее из сети.

В законопроекте также установлены принципы отношений между частными владельцами микрогенерации и крупными энергокомпаниями — поставщиками и сетевыми организациями. Утверждать особенности технологического присоединения к электрическим сетям будет кабинет министров нашей страны. При этом физические лица, которые продают излишки энергии, выработанной для собственных нужд, не будут платить налоги.

Все это станет возможным после принятия соответствующего законопроекта. На сегодняшний день в нем содержатся четкие условия, которые могут еще изменить. Так, мощность источника энергии не должна превышать 15 кВт/ч, станция должна находиться только в частном доме, на квартиры действие программы распространяться не будет. Размер ставки будет определяться с учетом средней рыночной стоимости электричества от альтернативных источников. Владельцев солнечных электростанций и прочего оборудования обещают освободить от уплаты налога.

Как считают специалисты, на реализацию программы закупки электроэнергии от альтернативных источников генерации могут негативно повлиять несколько факторов.

Самый значительный из них – предприятиям Энергосбыта придется покупать электроэнергию по завышенной стоимости, что им невыгодно. Бюджеты федерального и местного уровня также недополучат определенную сумму денежных средств в связи со снижением налоговой нагрузки.

В Госдуме поддерживают законопроект и говорят о том, что его принятие давно назрело. В пример на заседаниях профильных комитетов приводят малые города и поселки, где существует огромный дефицит электроэнергии, а отсутствие возможности продавать излишки препятствует развитию альтернативных источников.

Сейчас граждане устанавливают ветряки не только в труднодоступной местности, но и на дачных участках. Особенно актуально это для жителей населенных пунктов, где сети сильно изношены и часто случаются перебои с подачей электроэнергии. Бензиновые или дизельные генераторы неудобны и невыгодны, поскольку потребляют много топлива.

Росту популярности ветряков и батарей способствует и отсутствие необходимости получать разрешение на установку такого оборудования мощностью до 75 кВт. Самые недорогие ветряки штампуют в Китае. Такая установка мощностью в 1 кВт в среднем стоит около 28 тыс. руб., а в 5 кВт — около 400 тыс. руб. Ветрогенератор в 5 кВт от европейской или российской компании стоит до 1 млн руб.

Отечественное производство

Масштабные планы по выпуску ветряков — у «Росатома». Как говорил генеральный директор «АЭМ-технологий» (структура «Росатома») Игорь Котов, локализация изготовления компонентов ветроэнергетических установок в нашей стране уже активно идет. На литейном заводе петрозаводского филиала «АЭМ-технологий» начато производство заготовок ступиц, рам гондол и роторов.

Основное же производство дислоцировано в Волгодонске, на «Атоммаше», где есть вся необходимая инфраструктура, в том числе собственный причал. Отсюда удобно доставлять установки на южные площадки ветроустановок. На «Атоммаше» все готово для производства модульных башен, есть сборочное производство ключевых элементов и систем ветроустановок: гондол, ступиц, генераторов, систем охлаждения.
«Здесь же Umatex Group (управляющая компания дивизиона «Композитные материалы») размещает производство самого сложного элемента ВЭУ — лопастей», — отмечает Игорь Котов.

Новые производства позволят выпускать за год около 100 ВЭУ общей мощностью 250 МВт. Сейчас этот показатель гораздо меньше.

Наша страна отстала в развитии направления альтернативной энергетики, и пока на нее у нас экономно выделяются средства из госбюджета. К примеру в Германии, где развитие зеленой энергетики происходит максимально динамично, ежегодно выделяют 25 млрд евро государственных субсидий. Китай до конца следующего года планирует инвестировать в эту сферу 360 млрд долларов.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

Идея покупки излишков электроэнергии у населения представляется сомнительной по целому ряду причин. Во-первых, у населения нет достаточного количества источников генерации вообще и тем более генерации альтернативной, а общая мощность имеющихся настолько мала, что маловероятно, что она сможет удовлетворить потребности корпоративных клиентов.

Во-вторых, практически отсутствует необходимая инфраструктура по передаче в энергосети электроэнергии, вырабатываемой генерацией, принадлежащей населению.

В-третьих, отсутствует правовая и нормативная база в этом сегменте. Это касается и самого порядка производства такой электроэнергии, ее покупки, перехода граждан в предприниматели и т. п.

В-четвертых, скорее всего, только очень малая часть граждан, владеющих своей генерацией, согласится продавать излишки, остальные создают энергию для своих нужд и вряд ли будут рассматривать это как способ заработка. Темпы развития подобной генерации в стране таковы, что даже у компаний пока не так много таких мощностей, а у населения и того меньше.

Сергей Лапшин

Анна Кадикова, владелец книжной лавки «Чарли»

Сайт «Деловая газета. Юг» поговорил с владельцем необычного книжного магазина, где можно найти редкие книги «нишевых» издательств и уникальную детскую литературу

Смотреть видеосюжет онлайн

В мэрии Краснодара прокомментировали претензии УФАС к подорожанию проезда

16.11.2019 14:36
Краснодарское управления ФАС РФ проверит городских перевозчиков на предмет антиконкурентного соглашения
Читайте нас на Яндекс.Новости

Краснодарское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России возбудило дело в отношении перевозчиков Краснодара в связи с повышением стоимости проезда в общественном транспорте. Об этом сообщает пресс-служба регионального управления ведомства.

Дело возбуждено по п.1 ч. 1 ст.11 «Закона о защите конкуренции». Как отмечается в сообщении УФАС, краснодарские перевозчики одновременно увеличили и установили на одном уровне тарифы на проезд в городском общественном транспорте. В ведомстве полагают, что такие действия содержат признаки антиконкурентного соглашения.

По данному факту будет проведено антимонопольное расследование, по его итогам ведомство примет процессуальное решение о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации города сообщили, что мэрия никаких запросов, связанных с расследованием, от управления ФАС не получала.

«Все действия администрации Краснодара и департамента в вопросах организации пассажирских перевозок проходили в полном соответствии с действующим законодательством, - рассказали в департаменте РБК Краснодар. - Со своей стороны готовы предоставить все необходимые материалы, если соответствующий запрос поступит в наш адрес».

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», стоимость проезда в общественном транспорте Краснодара на маршрутах МУП «Краснодарского троллейбусное управление» и 19 частных перевозчиков и двух индивидуальных предпринимателей выросла с 26 до 28 рублей в июле 2019 года. В КТТУ поясняли, что повышение необходимо для обеспечения стабильной работы предприятия, снижения кредиторской задолженности и индексации заработной платы сотрудникам.

Директор Союза транспортников Кубани Илья Брижак, в свою очередь, отмечал, что в 2018 году затраты на перевозку пассажиров ощутимо увеличились у всех предприятий, не зависимо от их формы собственности. Поэтому стоимость проезда в размере 28 рублей он назвал более чем обоснованной в нынешней экономической ситуации. Также, по его мнению, единая стоимость проезда создает справедливые условия для работы всех перевозчиков.

Отметим, что стоимость проезда в общественном транспорте повысилась и в других городах Краснодарского края. Так, в июле 2019 года в Новороссийске тариф на проезд в муниципальных троллейбусах увеличился с 20 до 25 рублей. Рост связан с увеличением НДС, стоимости автозапчастей, а также повышением тарифа на электроэнергию.

В Сочи с 15 ноября 2019 года поездка в городском общественном транспорте подорожала до 28 рублей. Ранее на регулируемых тарифах стоимость проезда составляла 22 рубля, а на нерегулируемых – 26 рублей.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы