Курсы валют
71.10
78.26

Госзакупки распугали мошенников: что изменилось в контрактной системе

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
24.09.2019 12:08
Глава департамента по регулированию контрактной системы Кубани Андрей Миланович рассказал ДГ об изменениях в сфере государственных закупок
Читайте нас на Яндекс.Новости

Около 127 млрд рублей в прошлом году в Краснодарском крае было потрачено на государственные и муниципальные заказы. Глава департамента по регулированию контрактной системы Кубани Андрей Миланович рассказал об изменениях в этой сфере, а также почему количество мошеннических схем резко сократилось.

— Каковы задачи вашего ведомства?

— В прошлом году был дан старт глобальной модернизации контрактной системы. Можно выделить три основных направления: это цифровизация, централизация и унификация. Цифровизация представляет собой автоматизацию процесса закупок. Применение новых технологий помогает заказчику не совершать ошибок, облегчает процесс оформления. Для этого было закуплено программное обеспечение, с которым и работают 6 тыс. заказчиков. Программа не позволяет опубликовать документацию с ошибками. Внедренная система также помогает контролировать все закупки, проводить анализ степени конкурентности, выявлять типичные ошибки. Здесь также предусмотрены и закупки малого объема прямыми контрактами. Централизацией закупок занимается казенное учреждение — Дирекция госзакупок. Она начала работать с 1 августа этого года и занимается определением исполнителей по строительству школ, детских садов и другой социальной инфраструктуры.

Мы к этому пришли еще и потому, что в этом году почти вдвое увеличилось количество заявок. Это связано с переходом учреждений здравоохранения в краевую собственность. Централизация коснулась и муниципалитетов, где были созданы центры компетенции — аналоги дирекции, которые и занимаются закупками свыше 500 тыс. руб. Мы стремимся создать команду профессионалов, к сожалению, уровень подготовки специалистов по закупкам в муниципальных учреждениях достаточно низкий. В рамках унификации мы сейчас создаем каталог часто встречающейся документации для того, чтобы заказчик только ставил галочку в системе. Это создано и в целях не допустить закупку той же роскошной мебели, дорогих автомобилей, что избыточно для госучреждений. К тому же это просто удобно.

В ближайшее время мы будем заниматься развитием этой системы, совершенствовать ее вместе с компанией-разработчиком. В этом плане мы ориентируемся на другие регионы, у которых по аналогичному программному обеспечению осуществляется до 70% закупок.

— Еще несколько лет назад в арбитражный суд поступало много заявлений по поводу неправомерного отказа в допуске к конкурсам, ограничений в документации. Какова сейчас ситуация?

— С введением в прошлом году модернизации таких случаев стало намного меньше, можно сказать, их почти нет. Для некоторых это было целым бизнесом: не участвуя в конкурсе, они регулярно жаловались, пытаясь получить мзду за отказ от своих претензий. Региональное УФАС заняло четкую позицию, сейчас отозвать жалобу нельзя, антимонопольщики все равно проводят внеплановую проверку. После этого профессиональные жалобщики исчезли.

— Еще несколько лет назад была ситуация, когда конкурсы выигрывали только определенные компании, нередко аффилированные с главами городов, районов. Сейчас все изменилось?

— Да, ситуация была, в основном это касалось строительства и капремонтов. Заказчики целенаправленно усложняли описание, инструкции. Но уже год, как ситуация иная, на сайте нашего департамента есть типовая инструкция, которой могут пользоваться заказчики, а также специалисты краевого УФАС. Антимонопольное ведомство оперативно реагирует и издает предписания об исправлении документации. Но хочу сказать, что это не было нарушением закона. Позиция УФАС, а также наша прозрачная инструкция быстро отучили допускать ошибки. Но ситуации бывают разные.

Иногда заказчику нужен товар определенного производителя, к примеру для медучреждения мы заказывали лазер для оперативного вмешательства одной из компаний только потому, что ранее было закуплено оборудование этой же фирмы. Естественно, что заказчик хотел именно определенный прибор для экономии на гарантийном обслуживании.

— Вы упомянули, что уровень подготовки специалистов по госзакупкам в муниципалитетах оставляет желать лучшего. Что делается в этом плане?

— Готовим и рассылаем методическую документацию, провели целый ряд семинаров, совещания, вебинары. Дистанционно ответственные лица могут послушать нашего работника, задать свои вопросы. Ситуация постепенно меняется на положительную. Специалисты нашего департамента проводили обучение, сделали огромную работу. Учили на конкретных контрактах, где была очень качественная документация.

Мы для этого и создавали центры компетенции, где работают только подготовленные люди. Их сейчас 44. Не во всех организациях есть возможность взять на работу специалиста по госконтрактам. Мы также рассматриваем запросы заказчиков, помогаем чем можем. К сожалению, есть текучка на местах, ведь за ошибки наказывают штрафами от 3 тыс. до 50 тыс. руб., не каждый выдержит. По этому вопросу мы работаем с главами администраций, просим продумать меры поощрения.

— Какие ошибки допускают заказчики чаще?

— Некорректно составляют план-график, пытаются в одну закупку включить товары разных свойств, к примеру компьютер и шкаф. Это ограничивает конкуренцию. Вряд ли у фирмы, торгующей компьютерной техникой, будет мебель. В этой ситуации мы тут же пишем замечание, заставляем переделывать. Также часто неправильно указывают код продукции.

— Нередко конкурсы выигрывает тот, кто предложит не качественный товар, а более дешевый. Как вы прокомментируете это обстоятельство?

— А здесь все зависит от грамотного описания товара в документе закупки. Если все параметры верно указаны, то поставка будет качественного товара. Заказчик должен всегда ответственно подходить к приемке и подробному описанию. Иначе к нему будут претензии со стороны финансового контроля.

Если поступил некачественный объект закупки, можно включить поставщика в реестр недобросовестных компаний. Госзаказчик имеет также право в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Если цена снижена более чем на 25%, исполнитель должен предоставить гарантии — обычно это перечень исполненных контрактов. Но бывают случаи, когда с целью завоевания рынка фирмы существенно снижают цену.

— Что мешает эффективно работать по госзакупкам муниципальным властям?

— Ну я бы не сказал, что они плохо работают. А проблема в другом — в нехватке опытных кадров. Каждый руководитель должен подбирать тот персонал, который в максимальной степени будет выполнять возложенную работу. А так все есть для работы: система, знания, обучение. Надо, на мой взгляд, продумать меры повышения оплаты труда, поощрений, соразмерных штрафам за ошибки. Специалист получает зарплату в 30 тыс. руб., а его наказали на 50 тыс. руб. за ошибку. Конечно, при таком раскладе будут люди увольняться.

Таша Косма, совладелец кафе «Гуляш и куртош»

Совладелец кафе «Гуляш и куртош» Таша Косма рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как открыть в Краснодаре заведение трансильванской кухни, до чего может довести любовь к кур...

Смотреть видеосюжет онлайн

Власти Краснодара задумываются о создании двух новых внутригородских округов

28.05.2020 19:44
Глава Краснодара рассказал журналистам о планах властей по созданию пятого и шестого внутригородских округов
Читайте нас на Яндекс.Новости

Власти Краснодара обсуждают вопрос создания двух новых внутригородских округов, об этом на брифинге 28 мая сообщил журналистам мэр Евгений Первышов.

«Вопросы создания новых округов действительно обсуждаются. Что тут говорить, если у нас по численности населения и территории Прикубанский округ больше, чем город Новороссийск. Управлять этой территорией тяжело. Речь идет о возможности создания пятого и шестого внутригородских округов», - сказал глава.

В качестве примера он привел находящийся в составе Прикубанского внутригородского округа Калининский сельский округ, который включает Восточно-Кругликовский микрорайон со всеми новостройками. Этот сельский округ, отметил мэр, по численности населения равен Центральному или Западному внутригородским округам.

В то же время, добавил Первышов, для структурных изменений в виде создания новых администраций внутригородских округов потребуется дополнительное финансирование.

«Это действительно серьезная финансовая нагрузка. Мы пока эту историю держим в голове, обсуждаем и смотрим возможное разделение. Мы ждем, когда будет проведена перепись населения. Тогда мы будем четко понимать, как у нас распределены жители по территории города. После этого уже будем двигаться дальше к созданию пятого и шестого внутригородских округов. Пока не спешим, потому что финансовая стабильность важнее», - заключил Первышов.

Сегодня территория Краснодара поделена на четыре внутригородских округа: Центральный, Карасунский, Прикубанский и Западный.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы