Курсы валют
63.95
71.13

Зачем банку дополнительные сервисы?

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
26.09.2019 09:52
«Деловая газета.Юг» выяснила у представителей финансовых организаций и экспертов рынка, зачем банкам развивать экосистему в онлайн-версии
Читайте нас на Яндекс.Новости

Банковская экосистема, показавшая бурное развитие порядка десяти лет назад, не перестает удивлять новыми сервисами. Теперь с помощью мобильного приложения или в личном кабинете в онлайн-банке возможно не только подать заявку на кредит, но и открыть инвестиционный счет, купить акции и облигации, выбрать необходимый страховой продукт и даже получить налоговую консультацию. И это далеко не полный список благ банковской цивилизации. Зачем банкам развивать экосистему в онлайн-версии, ДГ спросила у представителей финансовых организаций и экспертов рынка.

Активное внедрение и наполнение дополнительными сервисами онлайн-банков эксперты относят к кризису 2014 года. Когда дешевые деньги закончились, а дорогие кредиты (равно как и недорогие) население на фоне неустойчивой национальной валюты брать отказывалось, а также регулятор начал ужесточать требования к банкам, стало очевидно, что им необходимо искать дополнительные источники дохода.

«Если посмотреть на долгосрочные общемировые прогнозы, то мы увидим, что достаточно распространенным является мнение о том, что маржа и рентабельность собственного капитала (ROE) банковского бизнеса продолжит стагнировать. В последние 10 лет банки в среднем по миру приносят ROE в районе 8–10 %, что едва покрывает стоимость их собственного капитала (данные McKinsey).

Прогноз того же McKinsey также не обнадеживает: к 2025 году ROE банковского сектора будет находиться в диапазоне 5,2–9,3 %. В подобных усло­виях, конечно, логичным выглядит стремление банков выйти за пределы сектора финансовых услуг в более высокодоходные сегменты. Когда на рынке становится тесно, создание экосистемы позволяет вый­ти далеко за пределы своего основного бизнеса», — уточняет тренды Сюзанна Подмазова, директор территориального офиса «Краснодарский» ПАО «Росбанк».

Похожей точки зрения придерживается и Алексей Шеметов, руководитель департамента клиентского обслуживания национальной юридической службы «Амулекс». Эксперт уверен, что развитие экосистемы стало жизненно важным шагом для финансовых организаций.

«После декабря 2014 года, когда произошла всем известная ситуация с резким падением рубля, банки потеряли значительную часть процентного дохода: дешевых денег не стало (ключевая ставка — 17 %, вклады со ставкой 20 % годовых), население оказалось закредитовано (кризису предшествовал бум рынка потребительского кредитования без обеспечения), объемы просрочки росли как на дрожжах (реальные доходы населения упали), требования ЦБ по резервам ужесточались. Возникла острая необходимость начать более активно увеличивать комиссионные и прочие доходы. На самом деле банки и ранее наращивали комиссионку: всевозможные виды страхования, например, продавались все более и более агрессивно. Однако с 2015 года потребность в росте непроцентных доходов — это уже не блажь и желание заработать больше, а необходимость, чтобы выжить и восполнить недополученную прибыль», — подчеркнул собеседник издания.

Конечно, не последнюю роль в развитии банковской экосистемы сыграл и тренд на цифровизацию и диджитализацию. «Постиндустриальное общество переходит к сервисной экономике, бизнес становится все более клиентоцентричен, а конкуренция требует все больше думать о том, чего реально хочет клиент, какие у него потребности, желания и «боли», чтобы удовлетворить эти потребности и попутно заработать. Банки, будучи владельцами большого количества информации о клиенте, оказались в удачном положении. Анализ одних только расходов уже позволяет достаточно точно понимать потребности клиента: что тратит, где тратит, сколько тратит, когда тратит. Большие данные при грамотном использовании позволяют найти «боли» клиентов и предложить свое­временные и максимально подходящие решения. А режим одного окна, когда максимум услуг можно получить на одной платформе, привлекает клиентов простотой и удобством», — рассказывает Алексей Шеметов.
Стоит отметить, что происходит развитие банковской экосистемы как для частного клиента, так и для корпоративного. Компании в большинстве приложений крупных банков могут решить огромную долю задач, связанных с ведением бизнеса. Например, вести бухгалтерский учет, получать юридические консультации, разрабатывать и запускать рекламные кампании и многое другое.

«Развитие и дополнение функционала онлайн-­банка зависит от темпов развития рынка, технологического прогресса (развития мобильных технологий) и потребностей клиентов. Среди наших клиентов наиболее востребован сервис переводов и платежей, открытия и пополнения вкладов», — комментирует ситуацию Сергей Яценко, руководитель ПАО «Абсолют Банк» в Краснодаре.

В «Росбанке» похожая ситуация. Сюзанна Подмазова рассказывает, что основная доля операций по­прежнему приходится на банковские услуги — это операции по счету и моментальная отправка платежей. Также популярностью пользуются консультации по управлению финансами, открытие счета или оформление другого банковского продукта для бизнеса без необходимости физического присутствия в отделении банка.

«Мобильный банк для предпринимателя сегодня один из главных инструментов ведения бизнеса. Он позволяет в прямом смысле быть мобильным, не зависеть от необходимости всегда находиться в офисе для осуществления тех или иных банковских операций», — уточняет руководитель краснодарского филиала ПАО «Росбанк».

В ближайшей перспективе, отмечают эксперты, сохранится тренд на развитие перечня околобанковских услуг, которые можно будет получить через мобильное приложение или через онлайн-банк. Например, уточняет Сюзанна Подмазова, будет развиваться онлайн-­бухгалтерия, сервисы по сдаче отчетности, CRM-решения и т. д.

«При этом существует несколько путей, по которым можно двигаться для построения экосистемы. Первый — банк может продолжать развивать те компетенции, которые у него уже есть, концентрируясь на основных продуктах и наблюдая за рынком. Это позволит не увеличивать капитальные расходы (часто очень существенного размера), неизбежно сопутствующие процессу перехода к чему-то новому. Подобные late adopters видят те ошибки, которые допускали их предшественники, соответственно, допускают их с меньшей вероятностью. Однако есть риск не успеть вовремя включиться в процесс и превратиться из late adopter в too late adopter, стремительно теряющего свои позиции.

Второй вариант — построение экосистемы вокруг себя, то есть дополнение своей стандартной продуктовой линейки всевозможными продуктами и сервисами. Сделать это можно либо путем развития собственной экспертизы внутри компании, либо через интеграцию или покупку сторонних игроков. Цель — приблизить к 100 % покрытие ежедневных существующих и потенциальных нужд клиента в одном приложении.

И третий вариант построить нишевую экосистему — покрывать 100% существующих потребностей клиента в рамках лишь одной из сфер жизни. Это могут быть покупка жилья, образование, медицина. «Росбанк» планирует идти именно по этому пути: мы развиваем экосистемы вокруг тех продуктов, в которых видим наибольший потенциал и обладаем уже хорошей экспертизой и всей необходимой инфраструктурой (покупка жилья, ведение малого бизнеса, использование автомобиля)», — резюмирует Сюзанна Подмазова.

Евгения Гладущенко

Наталья Бородина, мастер мехенди

Мастер мехенди из Краснодара Наталья Бородина рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как начать зарабатывать на росписи хной и чем профессиональная работа отличается от пляжных «раскрасок»

Смотреть видеосюжет онлайн

Илон Маск отреагировал на билборд с приглашением на форум в Краснодар

26.09.2019 09:39
Бизнесмен и изобретатель Илон Маск подтвердил, что обратил внимание на рекламный щит с приглашением на форум в Краснодар
Читайте нас на Яндекс.Новости

Бизнесмен и изобретатель Илон Маск отреагировал на размещение рекламного щита с надписью «Kak tebe takoe, Elon Musk?».

Билборд установили 24 сентября в городе Хоторн (США) возле офиса компании SpaceX как приглашение бизнесмену на форум малого и среднего бизнеса «Дело за малым», который пройдет в Краснодаре. На баннере указан адрес сайта WelcomeElon.com, где опубликовали приглашение на форум для Илона Маска. Также на интернет-странице размещен видеоклип на песню от лица организаторов мероприятия. Автором промоакции стало краснодарское креативное агентство «Рупорт», организаторами и спонсорами выступили местные предприниматели.

25 сентября Маск, отвечая на комментарий пользователя Twitter о том, что билборд все же привлек его внимание, бизнесмен на русском языке написал «Правда».

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», форум малого и среднего бизнеса «Дело за малым!» состоится в Краснодаре 18-19 октября. Мероприятие пройдет на площадке выставочного центра «Экспоград Юг». Ожидается, что здесь соберутся более 20 тыс. предпринимателей.

Программой форума предусмотрено выступление свыше 50 спикеров, а также 100 мероприятий, в числе которых панельные сессии, семинары, мастер-классы, бизнес-игры, лекции, выставка франшиз и др.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы