Курсы валют
64.21
70.68

Александр Полиди: Время делать прогноз

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
09.10.2019 10:11
Бизнес-консультант, доктор экономических наук Александр Полиди рассказал, что влияет на изменение макроэкономических показателей
Читайте нас на Яндекс.Новости

Наступило время традиционных прогнозов — начиная с астрологических и заканчивая экономическими. Сразу хочу выразить отношение к экономическим (астрологическими не пользуюсь по идейным соображениям): современная макроэкономическая наука не способна дать сколь угодно достоверный расчет, основанный не на догадках, а на расчетах.

Поэтому категорически не даю никаких оценок курса доллара, цены нефти, ставки Центробанка, фондовых индексов и темпов экономического роста. Абсолютно убежден: современная макроэкономика — это результат воздействия политических событий, психологических настроений, информационных поводов, в конце концов, личных убеждений людей у власти и в определенной степени — конкуренции и конъюнктуры. Это значит, что в современном мире — как в отдельных странах, так и в глобальном масштабе — кардинальное изменение макроэкономических показателей может быть вызвано чем угодно, а не только и не столько рыночными процессами.

В связи с этим в огромной массе прогнозов относительно ближайшего экономического будущего мне видится, на самом деле, два их типа: основанные на попытках экономико-­математического моделирования (их безусловное меньшинство) и экстремально яркие, особенно впечатляющие непосвященного читателя-обывателя (их куда больше). И те и другие — продукт сомнительный.
В современной экономике мгновенного распространения информации и такого же мгновенного перемещения капитала математические закономерности, по крайней мере на коротких интервалах времени, работают очень слабо. За примером далеко ходить не надо: все прогнозы относительно сроков и глубины экономических кризисов являются практически абстрактными.

Вторая группа прогнозов, конечно, впечатляет именно своей экстравагантностью, но, увы, не реалистичностью. Отдельная тема — качество статистической информации, которая, по идее, является основой для экономического анализа и прогноза. Чудеса российской статистики позволили «правильно» скорректировать фактические данные о величине роста ВВП за 2018 год — с 1,2 % до 2,2 %…

Итак, чтобы понять, насколько вероятен экономический кризис в стране и мире, надо определиться с базовыми понятиями. Кризис — это острое состояние экономической системы, которое, как правило, сопровождается спадом производства, ростом долгов и нестабильностью денежно-финансовой системы. Причина его ясна: накопление диспропорций между спросом и предложением, инфляцией и валютным курсов, долгами и сбережениями, ввозом и вывозом капитала и т. д. Поскольку любой экономический процесс всегда противоречив и разнонаправлен по причинам и последствиям, то возникновение кризисов можно считать нормальным явлением. Например, побежденная и таргетированная на уровне 4 % инфляция в России — заслуга Центробанка, за которую экономика заплатила 5 лет назад валютной нестабильностью, затем спадом потребления и производства.

Предполагалось, что низкая инфляция и макроэкономическая стабильность приведут к росту инвестиций, но случиться этому помешал и до сих пор мешает никуда не годный инвестиционный климат: боятся инвесторы — и реальные, и портфельные, и отечественные, и зарубежные — нашей регулятивной и правоохранительной практики. То есть то, ради чего, собственно, и проводилась жесткая денежно-кредитная политика, не дало никаких результатов. Норма накопления, то есть отношение объема инвестиций в основной капитал к величине ВВП, находится на неприличном низком уровне — 18 %, а хотелось бы 25…

А вот в Китае другая проблема — слишком высокая норма накопления, иногда доходящая до 40 % ВВП. Отсюда вероятность другого типа кризиса, связанного с избыточными незадействованными производственными мощностями на фоне торговых баталий с США. Весь вопрос — в глубине и продолжительности.

Тем не менее, поскольку я не являюсь макроэкономистом, хотел бы заняться более благодарным делом — поделиться земными мыслями о том, что будет актуально для малого и среднего бизнеса в грядущем году. Вообще, заниматься прогнозами и оптимизацией в сфере бизнеса — куда более прагматичное занятие, хотя, конечно, не столь яркое и громкое, как в случае с курсом валюты и процентной ставкой.

Итак, вначале — несколько постулатов из макроэкономической сферы, которые, безусловно, будут актуальны для бизнеса на ближайший год. Рост ВВП будет нулевым: прогноз Мирового банка для России — спад на 0,7 %, правительство ждет роста на 0,7 %. С моей точки зрения, абсолютный консенсус-прогноз: и та и другая цифра — на уровне статистической погрешности и никаких ощутимых эффектов — как оживления, так и стагнации деловой активности — не несет. Однако рост мировой экономики составит 2,7 %, а развитых стран — около 2,5 %, то есть налицо продолжающаяся экономическая деградация.

Как я уже писал ранее, очень легко представить, что такое рост или падение ВВП: его можно описать как сумму конечных потребительских расходов, инвестиций, госрасходов и экспортно­импортного сальдо. Поскольку целевая группа моих читателей и партнеров — это малый и средний бизнес, предлагаю сосредоточиться на спросе и инвестициях.

На стагнирующем и тем более падающем рынке актуальным становится не дополнительный, а остаточный спрос: в связи с сокращением рынка ряд игроков уходит. Это означает, что для наиболее эффективных компаний рост спроса возможен как раз по причине перераспределения уже сформировавшегося спроса. Это всегда дешевле: не нужно вкладывать деньги в активный маркетинг и т. д. Однако, чтобы этот остаточный спрос получить, а не уйти с рынка, необходимо ответить на два вопроса:

1) будет ли актуальной специализация или диверсификация компании и почему? Специализация позволяет нарастить эффективность и сократить издержки хотя бы за счет эффекта масштаба. Но диверсификация способна рассредоточить риски, в частности расширить рыночное присутствие там, где остаточная емкость имеющегося, традиционного для компании спроса невелика;

2) по какому типу — интенсивному или экстенсивному — развивается или планирует развиваться бизнес в ближайшее время? Интенсивный тип развития — это когда бизнес развивается за счет роста эффективности имеющихся ресурсов, а не вовлечения новых. Соответственно, экстенсивный — обратный тип: развитие за счет наращения массы ресурсов на фоне сложившейся или падающей эффективности их использования.

Конечно, для большинства компаний — моих партнеров сейчас актуален интенсивный тип развития, подкрепленный адекватным маркетингом, системами мотивации персонала и риск-менеджмента, — это необходимое и часто достаточное условие сохранения бизнеса как минимум и его роста как максимум. По практике прошлого года могу уверенно сказать: абсолютное большинство топ-менеджеров компаний не представляет, по какому типу развивается их бизнес. На самом деле это очень важно и жизненно необходимо: в условиях роста рынков дополнительно вовлекаемые ресурсы даже при снижении эффективности их использования способствуют развитию бизнеса (рост выручки и прибыли, операционный и финансовый левериджи, о чем я писал ранее, перекрывают рост издержек на дополнительно привлекаемые ресурсы). Поэтому активное инвестирование на растущем рынке при грамотном его структурировании — безусловное благо. Но в такой период, как сейчас, — интенсификация любой ценой! Причем речь идет не о косметическом сокращении несущественных издержек — типа на кулер и офисный кофе, а о кардинальном изменении идеологии финансирования бизнеса.

Хотя бюджетный процесс у большинства компаний уже закончен, очень рекомендую протестировать планы бизнеса на этот год на предмет типа развития бизнеса. Упрощенно методика такого тестирования состоит из трех этапов.

1. Рассчитываются прогнозное значение и темпы прироста (по сравнению с прошлым годом) показателей эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов исходя из плановой выручки наступившего года (сравнить с аналогичными показателями по прошлому году): «честная» фондоотдача (исходя из рыночной стоимости основных средств), коэффициент оборачиваемости оборотных средств, производительность труда, рентабельности продаж и капитала.

2. Рассчитывается темп прироста прогнозной выручки (по сравнению с прошлым годом) и количества задействованных ресурсов (основных средств, оборотных средств, персонала, собственного и совокупного капитала).

3. Сравниваются темпы прироста показателей эффективности использования ресурсов и количества задействованных ресурсов. Если эффективность использования ресурсов для планируемой выручки растет более быстрыми темпами, чем их количество, то тип развития преимущественно интенсивный, и это хорошо. В противном случае — при экстенсивном типе развития — необходимо трижды подумать, насколько безопасна такая ситуация и оправдана ли она ростом рыночного присутствия.

Особенно остро необходимость такого анализа стоит перед бизнесами, где высока доля низкомаржинального продукта или сочетаются два направления — низко- и высокомаржинальное — с преимуществом первого.

Думаю, что как минимум такой экспресс­анализ типа бизнеса на ближайший год должен стать основой для принятия стратегических и тактических решений относительно структуры и динамики продаж, целесообразности привлечения заемного финансирования и тем более экспансии в новые сегменты и ниши рынка.

Александр Полиди

Алексей Зацепилин, основатель сети кофеен «Зацепи кофе»

Создатель сети «Зацепи кофе» рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о развитии своего бизнеса и о том, как выделиться среди множества кофеен

Смотреть видеосюжет онлайн

На Кубани утвердили новую казачью форму для учащихся

14.11.2019 15:05
Власти Краснодарского края утвердили единый стандарт формы для учащихся казачьих школ и классов
Читайте нас на Яндекс.Новости

Для учащихся казачьих школ и классов в Краснодарском крае утвердили единый стандарт формы. Ее планируется ввести в школах региона уже со следующего учебного года, сообщает пресс-служба краевой администрации.

Требования к форме были совместно подготовлены департаментом по делам казачества и военным вопросам края, Кубанским войсковым казачьим обществом и предприятиями легкой промышленности региона.

Как рассказал глава департамента промышленной политики края Иван Куликов, новую казачью форму презентуют на выставках «Дни школьной моды», которые будут проходить в крае с начала 2020 года. «Представители учебных заведений и родители смогут оценить ее качество и подобрать комплект одежды», - добавил он.

Коллекция для учащихся включит в себя одежду и аксессуары для мальчиков и девочек разных размеров на теплый и холодный сезоны. Одежда будет отшиваться на местных швейных предприятиях.

Как сообщал сайт «Деловая газет.Юг», в мае 2019 года губернатор Краснодарского края заявлял, что в регионе необходимо создать систему, которая позволит не только производить качественную одежду, но и гарантированно ее реализовывать. Для этого в регионе планируется создать единую торговую сеть для продажи школьной формы от местных производителей. Помимо этого, в населенных пунктах региона организуют выставки-ярмарки «Дни школьной моды».

Также Вениамин Кондратьев поручал проработать вопрос о получении патента на пошив казачьей формы. Он подчеркивал, что это позволит предъявлять фабрикам особые требования к качеству тканей.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы