Курсы валют
63.58
70.39

Тепличный бизнес: как заработать на овощах

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
19.11.2019 10:42
Участники рынка рассказали «Деловой газете.Юг», какие инвестиции необходимы для запуска тепличного бизнеса, и насколько рентабельно выращивание овощей в закрытом грунте
Читайте нас на Яндекс.Новости

Краснодарский край несколько лет подряд является регионом — лидером по производству тепличных овощей в России. Тепличный бизнес здесь динамично развивается, и в него приходят инвесторы из других регионов.

В 2018 году на Кубани собрали 110 тыс. тонн овощей защищенного грунта. По данным Минсельхоза РФ, этот показатель стал лучшим в стране. Более половины объема производства приходится на огурцы, треть — на томаты. Свое лидерство регион, похоже, сохранит и по итогам текущего сезона. По данным на конец октября, аграрии собрали 102,2 тыс. тонн тепличных овощей, что на 7 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общая площадь теплиц в крае превышает 217 гектаров. Рентабельность производства овощей в защищенном грунте, по оценкам экспертов, может достигнуть 25 % и даже превысить это значение.

Неудивительно, что площади теплиц в Краснодарском крае с каждым годом увеличиваются. Так, в сентябре 2018 года на территории Северского района тепличный комплекс площадью 50 тыс. квадратных метров открыло предприятие ООО «Кубань Продукт». За четыре года компания построила первую очередь тепличного комплекса по голландской технологии. Овощи здесь выращивают на гидропонике, с автоматическим капельным поливом. Дневной урожай огурцов из семян отечественной селекции составляет 12–15 тонн. В перспективе здесь планируют выращивать томаты. Компания намерена построить вторую очередь комплекса еще на 45 тыс. квадратных метров. Общий объем инвестиций составит 600 млн рублей.

Каждому инвестору — по хозяйству

Собственный тепличный комплекс в Славянском районе строит компания «Кубанамаркет». Общая площадь земельного участка составляет 10 гектаров, под теплицы отведено 80 тыс. квадратных метров. Площадь каждой теплицы — от 400 квадратных метров. «Кубанамаркет» специализируется на выращивании томатов «черри». По данным компании, к 2020 году спрос на тепличные культуры в России возрастет на 40% и составит более 10 тыс. тонн в месяц. Сегодня же отечественные тепличные комплексы покрывают спрос лишь на 30%. Россия, по данным компании, выращивает 223 тыс. тонн томатов — 40% от общего объема производства помидоров защищенного грунта. Потребности же отечественного рынка в 2 раза больше.

Как указано на сайте «Кубанамаркета», компания вложила в строительство 20 млн рублей собственных средств. Сегодня тепличный комплекс включает в себя земельный участок с первичным электричеством, техническую команду специалистов. Строятся жилые корпуса для работников, офисное здание, холодильный склад для готовой продукции. Особенность комплекса — использование цифровых технологий. Контроль за качеством урожая и надзор за сбытом готовой продукции здесь происходят в режиме онлайн — посредством камер видеонаблюдения.

На сайте компании представлена достаточно простая бизнес-схема. Инвесторы могут стать совладельцами тепличного бизнеса на определенных условиях. Для каждого инвестора создается отдельное крестьянско­фермерское хозяйство. Он получает доступ к личному кабинету, финансовой отчетности предприятия, онлайн-камерам на территории комплекса и может лично контролировать производство и сбыт продукции. На сегодня в работе уже задействовано 30 тыс. квадратных метров тепличного комплекса. При этом всеми управленческими процессами, производством и сбытом продукции компания занимается самостоятельно.

Согласно экономическим расчетам компании, указанным в презентации проекта, 72 тыс. квадратных метров тепличных площадей способны принести 168 млн рублей общего валового оборота в год. Исходя из этой площади, ежегодные затраты на получение и обслуживание урожая составят 35 млн рублей, прочие ежегодные расходы — 15 млн руб­лей, прибыль — 118 млн рублей в год. Прогнозируемый объем продукции — от 1 290 000 килограммов томатов «черри» в год, что позволит выйти на крупные оптовые рынки и ретейлеров. На 29 октября 2018 года оптовая цена на такие томаты составляла 180 рублей за килограмм. Расчеты приведены исходя из работы комплекса круглый год и получения двух урожаев томатов: раннего и позднего.

Обойдемся без кредитов

Тепличный бизнес в России развивается, но до своего пика этой отрасли еще далеко. В стране ощущается нехватка площадей защищенного грунта, и конкуренция здесь пока невысокая, считает директор ООО «Кубанамаркет» Александр Редькин. По его словам, в Краснодарском крае компания планирует построить 8 гектаров теплиц. Для этого и привлекает инвесторов. Общая сумма вложений оценивается в 150 млн рублей. Окупить вложенные средства компания планирует за 2 года.

«Мы решили не брать банковские кредиты и развиваться исключительно с помощью инвестиций, — рассказал Александр Редькин. — Если бы мы использовали заемные средства, то, скорее всего, до сих пор занимались бы утверждением проекта. К тому же понадобилась бы большая налогооблагаемая база. Нам такой вариант не подходил. Инвестиции же со стороны помогли нам быстро запустить проект. В результате мы работаем уже четвертый год. Тепличный комплекс развивается, и все идет как надо. Урожай сдаем в Москву — в оптово­розничный продовольственный центр «Фуд Сити».

По словам Александра Редькина, желающих инвестировать в тепличный бизнес немало, в том числе в других регионах России: в Центральной полосе, Сибири, на Дальнем Востоке. Этим направлением в первую очередь интересуются те, кто планирует переехать в Краснодарский край на постоянное место жительства. Преимущества ведения тепличного бизнеса в регионе очевидны. Прежде всего, это хорошая земля и мягкий теплый климат, позволяющий получать по два урожая в год.

На вопрос, почему компания выбрала для производства именно томаты «черри», директор «Кубанамаркета» ответил так: «Нам просто нравится этот томатный сорт. Обычные помидоры и огурцы выращивают многие, а «черри» — пока нет. Более того, мы хотим замкнуть на себе весь цикл производства: построим линии переработки и будем производить вяленый томат, томатные соки, пасты и другую продукцию. Весь томат пойдет в дело».

Рынок сбыта — вся Россия

В Краснодарском крае тепличный бизнес получил мощный импульс для развития в 2014 году, когда Россия ввела эмбарго на импортные овощи и фрукты. И пусть запрет впоследствии был частично снят, кубанские овощеводы уже успели занять свое место на рынке. По данным минсельхоза Кубани, производство тепличных овощей в регионе сегодня составляет более 18 килограммов на одного жителя при норме 12 килограммов.

Основным драйвером роста, как ни странно, в регионе являются небольшие и средние крестьянско­фермерские хозяйства, которые специализируются на выращивании тепличных овощей. В том числе благодаря им на Кубани в 2018 году построили 14 гектаров новых теп­лиц. Как сообщает минсельхоз Краснодарского края, за последние годы изменилось соотношение овощей, которые выращиваются в защищенном грунте. Если в 2012–2015 годах это были в основном огурцы, а томаты занимали лишь 30 % от общей массы, то в 2016 году начался рост производства помидоров. В 2017 году их уже было 42 % от всех тепличных овощей, а в 2018-м — 45 %. Как отметил вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка, курирующий АПК, тепличные комбинаты обратили пристальное внимание на томаты «черри», которые пользуются повышенным спросом на рынке. По словам вице-губернатора, увеличение производства томатов связано с изменением структуры потребления овощной продукции защищенного грунта. Люди стали больше покупать отечественные томаты.

Президент ассоциации «Теплицы России», кандидат сельскохозяйственных наук Алексей Ситников в беседе с корреспондентом «Деловой газеты. Юг» отметил высокий потенциал развития тепличного производства в Краснодарском крае. И дело не только в благоприятных природно­-климатических условиях региона, но и в большом опыте фермеров, занимающихся овощеводством. Плюс здесь хороший рынок сбыта. Свежие овощи пользуются высоким спросом как среди местного населения, так и среди туристов.

«Рынки сбыта тепличных овощей практически не ограничены. Хорошо развитая транспортная инфраструктура и технологии позволяют вывозить продукцию с экономически целесообразным результатом на расстояние до 3–3,5 тыс. километров, — комментирует Алексей Ситников. — С этой точки зрения потенциал края по поставкам тепличных овощей в другие регионы далеко не раскрыт. Кубань имеет возможность обеспечивать регионы, которые обделены мощностями по производству овощей в период межсезонья и не имеют достаточно площадей защищенного грунта. В силу своих преимуществ Краснодарский край может успешно производить в защищенном грунте без искусственного освещения такие культуры, как томат, перец, баклажаны, и обеспечивать ими европейскую часть России, а также Урал, Зауралье, где такой возможности нет».

Теплицы на любой бюджет

На тепличном бизнесе стремятся заработать не только фермеры и сторонние инвесторы, но и риелторские компании, занимающиеся куплей-продажей сельскохозяйственной недвижимости. Как рассказала руководитель ООО «Восемь Акров» Наталья Гетман, теплицы продают по разным причинам. Некоторые собственники достигли самоокупаемости и продают готовое тепличное производство, чтобы вложиться в другой бизнес. Кто-то переезжает в другой регион. Покупают теплицы в основном тоже фермеры.

Разброс цен на этом рынке достаточно большой. Например, у одного из частных продавцов теплицы под Краснодаром с земельным участком площадью 2,6 гектара можно приобрести за 3,5 млн рублей. В эту цену входят пять металлических теплиц, электричество мощностью 15 кВт, скважина с водой глубиной 35 метров. Рядом с участком проходит газ, и есть разрешение на подключение. Весь участок разбит на зоны: овощную и ягодную. Есть даже зона для торговли, поскольку земля примыкает к асфальтированной дороге. Приблизительные расходы, по словам продавца, составляют около 320 тыс. рублей в год, доходность — более 2 млн рублей в год.

Земельный участок с теплицами площадью 3 гектара под Новороссийском собственник предлагает за 2,2 млн рублей. В эту цену входят восемь теплиц, семь из которых пленочные. В каждую теплицу проведен капельный полив, на участке есть скважина 40 метров, электричество.

Предложения на этом рынке впечатляют своим разнообразием. Так, на сайте «Восемь Акров» тепличный комплекс площадью 5 тыс. квадратных метров в Северском районе предлагают за 86 млн рублей. Стоимость тепличного хозяйства площадью 67,5 гектара под Анапой — 160 млн рублей. И, по словам продавцов, желающие приобрести такие активы находятся достаточно быстро.

Тепличный бизнес сегодня привлекает многих. Место на этом рынке пока найдется всем. Но при сохранении нынешней динамики развития этого направления в Краснодарском крае ситуация может измениться буквально в считаные годы. Поэтому тем, кто подумывает о собственном тепличном производстве, стоит застолбить место под грунтом уже сейчас.

Тепличный бизнес в цифрах

⇢ Эффективная площадь теплицы для фермера, по мнению Алексея Ситникова, составляет 1 тыс. квадратных метров.
⇢ Сумма вложений в пленочную теплицу — от 2–3 млн рублей, в стеклянную — до 5 млн рублей.
⇢ Рентабельность производства овощей защищенного грунта в Краснодарском крае Алексей Ситников оценивает в 15–25 %. Многое зависит от компетенции персонала и уровня используемых агротехнологий. Чем квалифицированнее работники тепличного хозяйства и выше уровень технологий, тем больше рентабельность.

Дмитрий Райв

Роман и Мария Поталашкины, шоколатье

Основатели кондитерского бренда R&M Роман и Мария Поталашкины рассказали сайту «Деловая газета. Юг», как стать настоящим шоколатье, создать идеальные конфеты и окупить инвестиции за один день

Смотреть видеосюжет онлайн

На Кубани доля МСП в госзакупках с 2015 года выросла в два раза

10.12.2019 18:25
В Краснодарском крае доля субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме госзакупок составляет 32%
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодарском крае доля предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) в общем объеме госзакупок с 2015 года увеличилась в два раза, по итогам 2018 года она составила 32% против 18% четыре года назад. Об этом сообщает пресс-служба администрации региона со ссылкой на губернатора Вениамина Кондратьева.

Глава Кубани уточнил, что процесс системы госзакупок сейчас полностью автоматизирован. «Это работа на предупреждение коррупционной составляющей. Мы модернизировали контрактную службу. Госзакупки стали доступнее для малого бизнеса», - отметил Кондратьев.

Он добавил, что при этом есть случаи, когда победителями торгов становятся компании, предложившие самую низкую цену, но не имеющие возможности выполнить работы. В результате происходит срыв сроков исполнения контрактов.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», ранее губернатор Кубани поставил задачу к концу 2020 года увеличить долю малого предпринимательства в общем объеме государственных закупок до 50%.

В 2018 году с субъектами МСП было заключено более 60 тыс. государственных контрактов.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы