Курсы валют
63.72
70.50

Карты, деньги, два звонка: как противостоять кибермошенникам

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
22.11.2019 09:43
В Краснодарском крае в 2018 году выявили около 3,5 тыс. случаев кибермошенничества, эксперты рассказали, как можно обезопасить себя обезопасить себя от таких инцидентов
Читайте нас на Яндекс.Новости

На территории Краснодарского края в 2018 году Банк России выявил почти 3,5 тыс. случаев кибермошенничества. Более 80% выявленных несанкционированных операций было совершено через Интернет и мобильные устройства.

В последние два года клиенты банков стали часто сталкиваться с телефонными мошенниками. Злоумышленники обычно звонят с московских номеров, действуют от имени служб безопасности крупных банков. Как правило, мошенники обращаются к человеку по имени-отчеству и представляются сами. Во время разговора на заднем плане присутствует фоновый шум, имитирующий работу контакт-центра, звуковые сигналы ожидания и проверки сведений. В беседе мошенник использует банковскую терминологию, технический язык — со стороны все выглядит абсолютно достоверно.

По телефону сообщают о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Например, с карты якобы совершен несанкционированный перевод. Далее мошенники пытаются различными способами запутать клиента и сбить с толку. Они предлагают застраховать карту и перевести деньги в страховую ячейку, просят срочно снять в банкомате всю сумму с карты во избежание дальнейших несанкционированных действий или назвать ПИН-код карты. Словом, варианты таких «разводов» совершенно разные. Но цель у злоумышленников всегда одна — обманом заполучить деньги клиентов банка.

Звонящий — не настоящий

Телефонное мошенничество поражает своими масштабами. В целом по стране в 2018 году Банк России выявил более 400 тыс. несанкционированных операций общим объемом 1,38 млрд рублей. В основном это операции, совершенные с использованием платежных карт, эмитированных в России. В Краснодарском крае объем таких операций в прошлом году составил почти 12 млн рублей. Средняя сумма одной несанкционированной операции — 3,43 тыс. рублей. Причиной 90% таких операций стало выманивание у клиента с помощью так называемой социальной инженерии информации о его персональных данных с последующим их использованием для хищения денег.

«В последнее время киберпреступники все чаще звонят якобы из банка, — подтвердили корреспонденту «Деловой газеты. Юг» в пресс-службе Южного ГУ Банка России. — При этом они могут использовать специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего — и тогда в телефоне человека отображается официальный номер банка. Преступник может назвать фамилию собеседника, даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей».

Как отметили специалисты Южного ГУ Банка России, чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины. Все это помогает войти в доверие к клиенту банка и сделать так, чтобы он потерял бдительность. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится непоправимое. Если человек колеблется или отказывается назвать секретные данные карты, ему угрожают, что деньги прямо сейчас уйдут к мошенникам. Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все средства.

«Клиентами нашего банка являются миллионы россиян. У каждого из них есть мобильный телефон, номер которого сейчас раскрывают, заполняя анкеты в Интернете, торговых точках, — констатирует начальник управления режима информационной безопасности АО «Газпромбанк» Алексей Плешков. — Поэтому бывает, что злоумышленники звонят клиентам нашего банка и пытаются различными путями спровоцировать их на совершение определенных действий, используя классические приемы социальной инженерии, в том числе представившись сотрудниками службы безопасности известных банков».

Угроза номер один

Одной из разновидностей социальной инженерии является фишинг (вид интернет-­мошенничества, цель которого — получение доступа к конфиденциальным данным пользователей. — Прим. ред.). Целевая аудитория фишинга — все пользователи Интернета. Цель злоумышленников, практикующих фишинг, — собрать реквизиты и персональные данные. Дальнейшие сценарии могут быть самыми неожиданными, но они всегда связаны с безналичными деньгами и прибылью для хакеров.

«Фишинг действительно является одной из самых масштабных и опасных угроз 2019 года, — подтверждает Алексей Плешков. — Понимая это, соответствующие подразделения «Газпромбанка» успешно применяют организационные и технические меры защиты. Случаи, о которых идет речь, относятся к ст. 159 УК РФ. Можно долго перечислять существующие виды мошенничества. Однако объединяет их то, что расследование противоправных случаев (в том числе совершенных по телефону) находится в компетенции представителей правоохранительных органов. Эксперты нашего банка и сотрудники служб безопасности операторов сотовой связи оказывают содействие и помощь работникам МВД и ФСБ при проведении соответствующих расследований».

Как заявили в пресс-службе банка «Открытие», любой звонок якобы от имени службы безопасности банка или его контакт-центра — уловка мошенников. Такого рода разговор необходимо немедленно прервать вне зависимости от того, какой номер высветился на дисплее телефона. Банки вкладывают огромное количество денежных средств в совершенствование систем защиты. Пытаются минимизировать так называемый человеческий фактор, не давая возможности сотрудникам работать с полной базой клиентских данных, тщательно фиксируя не только любой вход во внутренние системы, но и действия в них авторизованных пользователей.

«В этом году для целого ряда сотрудников был даже нормативно прописан запрет использовать на рабочих местах смартфоны, применяемый банками не первый год. В частности, запрещено снимать на смартфоны экраны рабочих компьютеров с информацией из внутренних систем банка, — сообщили в ПАО «Банк «ФК Открытие». — Банки постоянно совершенствуют системы сигнализации и защиту от хакерских атак. Именно поэтому мошенники идут по пути наименьшего сопротивления — пытаются взломать клиентские устройства, подключенные к банковским системам».

Не доверяйте и проверяйте

Как бы банки, сотовые операторы и правоохранители ни боролись с телефонными мошенниками, подобные звонки не прекращаются. Пока единственное, что может противопоставить в таких случаях клиент банка, — собственная бдительность.

Чтобы обезопасить себя, специалисты Южного ГУ Банка России советуют проверять, точно ли звонит сотрудник банка. Стоит поинтересоваться его ФИО, названием подразделения и сказать, что перезвоните позже. Далее следует позвонить по официальному номеру банка и попросить соединить с тем сотрудником, который якобы звонил. При этом номер горячей линии банка нужно набрать вручную, а не перезванивать по номеру входящего звонка, даже если он знаком. Разумеется, ни под каким предлогом нельзя сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды.

«Даже если информация звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы точно общаться с его сотрудником, а не с преступником, — предостерегают в Южном ГУ Банка России. — Если клиент сам сообщит секретную информацию, которую нельзя разглашать, то вернуть деньги через банк уже не получится».

Дмитрий Райв

Ирина Паукште, основательница модного дома

Автор YouTube-канала «Модные практики» рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, почему она перешла от обычной работы в ателье к собственным видеокурсам кройки и шитья

Смотреть видеосюжет онлайн

В Краснодаре за неделю демонтировали четыре торговых павильона

09.12.2019 18:00
В Краснодаре за минувшую неделю демонтировали четыре торговых точки и начали снос многоквартирного дома
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодаре на прошлой неделе демонтировали четыре незаконных торговых точки. Об этом 9 декабря на аппаратном совещании, которое провел глава города Евгений Первышов, сообщил начальник управления муниципального контроля Дмитрий Водолацкий.

По его данным, были снесены киоск на улице им. Карякина возле жилого дома № 25, торговый павильон и точка для продажи бахчевых культур на пересечении улиц им. Байбакова и Солнечной и павильон на улице Московской. Также демонтированы металлическое строение и два заборных ограждения.

«Все эти объекты непосредственно находятся на территории общего пользования, поэтому мы их демонтируем, - сказал Дмитрий Водолацкий. - Что касается тех объектов, в отношении которых вынесены решения о сносе в различных судебных инстанциях, то за истекшую неделю в рамках рассмотрения дел о взыскании неустойки, а также запрете эксплуатации объектов, был снесен собственником самостоятельно автомоечный комплекс по улице Новороссийской, состоящий из двух этажей, второй - для размещения магазина».

Помимо этого, по словам начальника управления, собственник самостоятельно начал снос многоквартирного дома по улице 1 мая, 556, который возводился без разрешительной документации. Также собственники снесли недостроенный объект по улице Средней, 82А и фундамент на улице Средней, 97/2.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», 9 декабря в краевом центре приступили к сносу торговых павильонов на территории скобяного рынка по улице им. Калинина. Всего здесь демонтируют порядка 200 ларьков, срок аренды которых истек.

Всего в Краснодаре с начала 2019 года демонтировали 190 незаконно установленных объектов нестационарной торговли.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы