Курсы валют
77.73
85.74

Из «глянца» в мастерскую: как экс-редактор fashion-изданий построила бизнес на куклах

17.02.2020 10:50
Мастер шарнирных кукол Ольга Коваленко рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о технологии создания фарфоровой куклы, сложностях реализации и причинах дороговизны авторских работ
Читайте нас на Яндекс.Новости

Жительница Краснодара Ольга Коваленко созданием шарнирных кукол занимается с 2015 года. До этого времени она работала в рекламном бизнесе и издательстве – руководила рекламным и event-агентствами, возглавляла глянцевые издания «Я Покупаю. Краснодар», «Health&Beauty» и «Fashion Collection Краснодар». Параллельно Ольга Коваленко пять лет преподавала на факультете журналистики Кубанского государственного университета, где планировала защитить научную работу на тему рекламы и PR. Увлечение куклами появилось на фоне тесной работы с модной индустрией.

«Моя работа всегда была связана с модой. Я много общалась с дизайнерами и видела, как они создавали свои коллекции. Общение с ними подтолкнуло меня к тому, чтобы сделать что-то свое», - поделилась Ольга Коваленко.

Она рассказала, что, еще работая главным редактором журнала «Fashion Collection», начала коллекционировать кукол. Однажды Ольга Коваленко увидела авторскую куклу стоимостью 80 тыс. рублей и решила, что дешевле будет пройти обучение и сделать такую самой. После этого Ольга Коваленко записалась на специальные курсы в Краснодаре, которые проводили мастера-кукольники Анастасия и Сергей Луценко. Также она проходила мастер-классы по скульптуре, рисованию, изучала технологии изготовления фарфора. По словам Ольги Коваленко, более полутора лет она посвятила обучению и постоянной практике, отправляя практически все заготовки в мусорное ведро. Одновременно она продолжала возглавлять журнал, который на тот момент выживал в условиях кризиса.

«Начался издательский кризис, рынок менялся, журнал стал больше уходить в интернет. Мой 15-летний опыт, бизнес, достижения в этой сфере постепенно сворачивались. Наступил переломный момент, когда мне пришлось окончательно закрыть издательство, это стало экономически невыгодно. Долгов за месяц выпуска журнала накапливалось больше, чем получаемой выручки», - рассказала Ольга Коваленко.

Первое время создание кукол она не рассматривала в качестве самостоятельного бизнес-проекта. Останавливало отсутствие профильного образования, художественных навыков, что делало Ольгу Коваленко, по ее мнению, самозванцем в этой сфере. Ситуацию изменила международная выставка в Москве «Искусство куклы» в 2016 году, где работы Ольги Коваленко получили высокую оценку посетителей, одну фарфоровую куклу приобрели на месте. По словам мастера, выставка позволила ей оценить рынок, целевую аудиторию и увидеть перспективы для собственного роста.

«Когда я на выставке увидела большое количество талантливых, успешных мастеров без художественного образования, таких же самозванцев, как и я, меня это вдохновило. Я поняла, что это может быть моим преимуществом. С этого момента я решила сделать ставку на куклы как на работу», - поделилась мастер.

За несколько лет Ольга Коваленко создала более 50 кукол. Основные покупатели ее работ – коллекционеры, разбирающиеся в тонкостях технологии изготовления. Для них, отмечает мастер, важны авторское видение, качество фарфора и тот факт, что кукла существует в единственном экземпляре. Другой тип покупателей – люди, приобретающие куклу в качестве подарка, сувенира.

На создание одной шарнирной куклы уходит около двух месяцев. Такие сроки, объясняет мастер, обоснованы самим процессом работы. Сперва из скульптурного пластилина выполняется фигура человека, которая делится на шарниры. При лепке фигуры учитывается кукольная анатомия и пропорции, отличные от человеческих. Если речь о фарфоровой кукле, то с каждого шарнира снимается гипсовая форма, далее в нее заливается фарфор. В случае с пластиком используются силиконовые формы. Получившаяся деталь проходит 4-5 обжигов в профильной печи – технический и красочный. При техническом высоком обжиге фарфора температура печи в течение 8 часов достигает 1200-1300 градусов, затем еще 8 часов деталь остывает. При дальнейшем красочном обжиге запекается краска и роспись. После всех обжигов начинается этап технической сборки куклы и подготовки наряда. С одеждой Ольга Коваленко не работает, наряды ее кукол выполняет швея.



«До недавнего времени я училась на пластилине, это классика. Но сфера постоянно толкает тебя на освоение новых технологий. Многие мастера сейчас переходят в компьютер. Есть программы по 3D моделированию, основная из них – ZBrush. Созданные модели печатают на 3D принтере и используют в качестве основы для гипсовой или силиконовой формы. Но опять же, если ты не знаешь кукольную анатомию, пропорции, в компьютере тоже ничего не смоделируешь. Мне понадобилось полгода, чтобы освоить эту программу», - рассказала мастер.

Средняя стоимость готовой куклы от Ольги Коваленко составляет 60 тыс. рублей. По ее словам, обычно цена на кукол зависит от статуса мастера и срока его работы. Как пояснила Ольга Коваленко, если мастер работает более 3 лет, он не может поставить ценник меньше 80 тыс. рублей. Кроме этого, стоимость определяется исходя из сложности технологии, размера изделия, детализации мышечного каркаса и наряда куклы.

Обычно, отмечает мастер, проходит три месяца-полгода, прежде чем кукла найдет своего покупателя. «Это не быстрые продажи. Если кукла продалась в течение трех месяцев – это «вау». В ноябре купили мою куклу стоимостью 80 тыс. рублей, она стояла два года. В итоге нашла своего покупателя. По моей оценке, оценке других авторов, это хорошие продажи, потому что авторская работа может и дольше продаваться», - прокомментировала мастер.

Основным каналом реализации изделий является интернет. Больше всего продаж приходится на покупателей из США. Так, жительница штата Нью-Джерси приобрела 10 кукол Ольги Коваленко. Мастер признает, для России ценник авторских кукол слишком высок, но и здесь находятся желающие. В связи с этим приходится выстраивать стратегию продаж с учетом характерных для стран сезонности, праздничных дат и масштабных распродаж. Как рассказывает Ольга Коваленко, продать куклу так же сложно, как и ее создать. Для того, чтобы наладить реализацию своих работ, ей потребовалось дополнительно пройти курсы по продажам в интернете.

Сейчас к созданию кукол она подходит не только как к свободному творчеству, но и как к бизнесу. «Меня мотивируют, в первую очередь, деньги. Мне неинтересно просто создать красивую вещь. Мне интересно, чтобы она продалась за соответствующие деньги. С ними мое дело получает развитие, рост, - отметила Ольга Коваленко. – Я оцениваю свой следующий проект через статистику. Например, уже знаю, что куклы с белыми, рыжими волосами продаются быстрее, чем с черными. Мониторинг рынка показал, что можно создать необычную, классную куклу, но коммерчески успешными остаются принцессы, русалки, ангелы. В Америке еще особо успешны хоррор-персонажи. Поэтому приходится идти на компромисс с самим собой и свое творческое видение немного корректировать под запрос покупателя».

Кроме своих проектов Ольга Коваленко занимается обучением кукольному делу, преподавательский опыт в университете в этом помог. Курсы подходят для начинающих, мастер дает базовые знания лепки, кукольной анатомии, рассказывает об этапах создания куклы. Обучение проходит в течение 14 дней в группе до 5 человек или индивидуально. Стоимость курса в составе группы составляет 25 тыс. рублей, индивидуальные занятия – 35 тыс. рублей.

«Многие ученики сперва думают, что мы красотой будем заниматься – делать макияж, хвостики, рюши. На самом деле, 90% технологии – это грязь. Гипс, пластилин, бесконечный суперклей, технические материалы. У тебя постоянно в руках какой-то инструмент, твои любимые магазины – строительный, автомагазин, но никак не магазины кружева и всего остального», - рассказала Ольга Коваленко.

К процессу обучения мастер не допускает детей. По ее словам, ей часто звонят и просят взять на курсы детей 13-15 лет. «Категорически нет. Как авторские куклы не для детей, так и технология не для детей. Даже гипсовых форм на одного ученика уходит 5 кг. Представляете, чтобы 13-летний ребенок 5 кг гипса поднял и работал с ним? Мы работаем с ножами, с токсичными материалами, здесь должен быть осознанный подход», - отметила Ольга Коваленко.

Курсы она проводит в своей домашней мастерской в Краснодаре или в арендуемой студии. На ее классы приезжают люди с других городов России – привлекает уровень мастера и низкая цена обучения в сравнении с аналогичными курсами в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас она ведет переговоры о курсах в Стамбуле.

По словам Ольги Коваленко, в настоящее время создание кукол позволяет ей не искать дополнительных источников дохода. «Я знаю свои возможные вложения в куклу – от 10 до 20 тысяч рублей. Я знаю, как они продаются. Но это пришло сейчас. Еще два года назад я не могла себе позволить жить только на доходах от кукол. Был период, когда мой основной доход составляли обучающие курсы. Куклы продавались раз в полгода, а ученики приходили регулярно. Я могла взять одного ученика на индивидуальное обучение, и это был мой доход за месяц. Тогда ученики были в приоритете. Сейчас у меня меньше учеников, больше кукол. Я знаю, когда ждать продажи, сколько примерно у меня их будет», - пояснила мастер.

Сейчас Ольга Коваленко вкладывает ресурсы в освоение новой технологии – использование полиуретана для создания тиражированной авторской куклы.

«Я хочу развиваться сейчас не как художник, а как технолог. В этом году я вижу свое развитие в освоении новой технологии. Я хочу создавать фарфоровых кукол не более пяти за год, но максимально проработанных, эффектных и дорогостоящих», - заключила мастер.

Наталья Радчук

Диана Устрижицкая, создатель бренда Rainkot

Создатель бренда плащей Rainkot Диана Устрижицкая рассказала, как начать шить стильные дождевики для взрослых и детей, превратив случайную идею в настоящий бизнес

Смотреть видеосюжет онлайн

На Кубани в январе-феврале 2020 г. сократилось производство шампанского

01.04.2020 13:06
В Краснодарском крае в январе-феврале 2020 года выпустили 599,7 тыс. декалитров шампанских вин
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодарском крае объем производства шампанских вин в январе-феврале 2020 года составил 599,7 тыс. декалитров. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года, показатель снизился на 3,9%, сообщат РБК Краснодар со ссылкой на материалы Росалкогольрегулирования.

По объемы производства шампанского Кубани занимает первое место среди регионов России, доля рынка края - 34,3 %. В тройку лидеров также входят Санкт-Петербург (543,2 тыс. дал) и Дагестан (188,9 тыс. дал).

Всего в России за первые два месяца 2020 года выпустили 1,75 млн дал игристых и шампанских вин.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», объем производства шампанских вин в Краснодарском крае в 2019 году составил 4,8 млн декалитров, что на 20,2% больше, чем годом ранее. По этому показателю Кубань также занимала первое место в стране с долей рынка 36%.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы