Курсы валют
77.73
85.74

Михаил Готлиб: Если музыкант не создает ничего нового, он угасает

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
26.02.2020 09:14
Дирижер эстрадно-симфонического оркестра Краснодарской филармонии Михаил Готлиб рассказал «ДГ.Юг» о работе с известными российскими исполнителями, причинах популярности симфорока, и как трамваи помогают ему в борьбе с эмоциональной перегрузкой
Читайте нас на Яндекс.Новости

Эстрадно-симфонический оркестр Краснодарской филармонии в очередной раз порадовал слушателей симфороком. В этот раз коллектив выступил с известным многим проектом «Глеб Самойлов &TheMatrixx». Наш эстрадно-симфонический оркестр регулярно выступает с именитыми рок-звездами, а с группой «Би-2» даже ездил в концертный тур, в программе с группой «Ария» оркестром дирижировал именитый УльфВаденбрандт.

О том, как сочетаются классический оркестр и рок-коллектив, как пересекается и делится энергия, и как рождаются эмоция и атмосфера, «ДГ. Юг» спросила дирижера оркестра Михаила Готлиба.

— Михаил, 13 февраля состоялся колоссальный по своей энергетике концерт. Какие чувства, какие эмоции остались?

— Что все получилось, что справились, качественно отыграли. Удовлетворение, что коллектив, которому мы аккомпанировали, остался доволен.

— Оркестранты играли потрясающие: столько вовлеченности! Первые скрипки просто магнетически притягательны… Специально репетировали поведение на сцене?

— Нет, поведение не репетировали. Они, действительно, молодцы. Каждый раз искренне вовлекаются в процесс, со всей душой.

— А для успешного выступления важно, чтобы коллектив, которому аккомпанируешь, был близок и цеплял или можно на профессионализме вытянуть программу?

— Конечно, без профессионализма никуда, но и на одном профессионализме ничего не получится. Важно создавать эмоцию. Оркестр — это единый организм, и если есть хотя бы один, кого музыка цепляет, то и все другие заразятся. С творчеством TheMatrixx, например, некоторые музыканты оркестра вообще не были знакомы до начала репетиций.

— Но классика и рок — полярно разные направления. Не бывает ли внутреннего конфликта у музыкантов?

— Обычно не бывает. У нас мобильный коллектив, мы играем совершенно разную музыку. Музыканты у нас профессиональные, поэтому очень быстро перестраиваются на новый лад. Наша задача — моя и Вадима Ростиславовича (Вадим Ростиславович Кузьминский — художественный руководитель и главный дирижер оркестра – прим. ред.) — создать интерес, помочь понять, сплотить, подсказать, направить.

— Как долго готовитесь к концерту?

— Зависит от сложности партитуры. К вчерашнему начали подготовку еще в прошлом году, так как концерт сначала был запланирован на ноябрь, но потом перенесся. Непосредственно перед выступлением у нас была всего одна сводная репетиция. Этого было достаточно.

— Аранжировки кто делает?

— В основном артисты уже присылают готовую партитуру. И я сторонник такого подхода. Артисты лучше знают свой материал, лучше в нем ориентируются, им проще расписать так, как надо. И нам проще: мы не изобретаем велосипед собственной модели, а работаем с конкретным готовым материалом. Обязательное условие хорошей партитуры — аранжировщик должен знать материал.

— Бывает такое, что работаешь с партитурой и видишь, что «криво», не звучит?

— Иногда бывает. В таких ситуациях без лишнего шума, лишних эмоций приводим к подходящему варианту. Аранжировщики все разные, также есть технические нюансы, бывают несовпадения по тесситуре, где-то — по инструментам. Концерт с «Матрицей» не стал исключением, были корректировки.

— Поговорим об отечественной рок-культуре. Симфорок — тенденция последнего десятилетия…

— Да, это очень молодое направление, но очень интересное.

— Но родоначальником-то, по сути, был Ллойд Уэббер с его рок-операми…

— По большому счету да, но в российской практике это направление стартовало недавно.

— На ваш взгляд, что стало причиной интереса?

— Думаю, что живое звучание. Люди соскучились по естественности. Электроника лишена души. Да, громко, да, драйвово, но тех эмоций, которые дает классический инструмент, у электронного нет.

— То есть инструмент инструменту рознь?

— Однозначно. И даже не по звучанию, а по отношению. Инструмент, который ты берешь в руки первый раз, тем более тот, который принадлежит другому музыканту, не ответит тебе так, как тот, с которым ты провел не один час.

— Но, чтобы понять и услышать эту разницу, надо учиться слушать и слышать. Готова публика развивать этот навык?

— Однозначно, готова. Люди учатся и хотят это делать. Удивляет молодое поколение: многие даже не слышали вживую классические инструменты, но когда они сталкиваются с этим, то проявляют искренний интерес.

— А почему так? Ведь современную молодежь считают «электронной», им общение с «цифрой» ближе.

— Мне нравится, как Михаил Задорнов сказал по этому поводу: «Это ты на улице такой смелый, а ты зайди в Интернет, поговорим». Мыслят они, может, и по-другому, но эмоциональный мир у них такой же — человеческий.

— Как работать с новым поколением?

— Может, грубо прозвучит, но в какой-то степени через навязывание. Надо выходить в сеть, надо приводить их на концерты, показывать. Они быстро понимают ценность и входят во вкус. Надо интересную для них программу подбирать. Все равно они к этому придут рано или поздно, начнут понимать и ценить.

— Наблюдала интересное поведение публики, которое лично для меня неприемлемо, — просмотр концерта через экран телефона. Посмотрела в зал — везде свет от экранов и люди, впившиеся взглядом в бездушное стекло, пытаются поймать эмоции. Как вы к этой тенденции относитесь?

— Тоже не понимаю и не поддерживаю. Концерт — это эмоция. Мы приходим в зал, чтобы услышать и увидеть. Когда один из элементов исчезает, не получается комплекса эмоций. Не передаст экран телефона вам все, что чувствует исполнитель. И эмоция эта двухсторонняя. Сначала музыкант отдает в зал, зал возвращает, музыкант еще больше заводится, еще больше отдает — вот это ценно.

— Что было после концерта? Вот встали вы со сцены, ушли…

— Дальше было ощущение счастья и усталости и фотосессия с музыкантами. Очень талантливые, приятные в общении ребята в TheMatrixx. С ними и работать, и общаться в удовольствие.

— Как долго приводите в норму эмоциональный фон после концерта?

— Обычно быстро, просто нет времени рефлексировать, приходится переключаться на другие задачи. Но впечатления на меня тоже влияют. Вчера приехал домой, поужинал, лег спать, часа в три ночи проснулся и понимаю, что уже не усну — мысли, эмоции.

— Как боретесь с эмоциональной перегрузкой?

— Наушники, любимая музыка и — кататься на трамвайчике. Отключаешься от внешнего мира, от суеты — лично мне помогает.

— Музыкант — это история про деньги или про идею?

— Сложно сказать. Музыканту, как и всем, нужны деньги, чтобы есть, одеваться, путешествовать, но, наверное, мы не зацикливаемся. Часто решающими факторами в принятии решения (выступать или не выступать) становятся именно интерес и желание.

— Что музыканту надо для счастья?

— Наверное, иногда побыть в тишине.

— Что губительно для музыканта?

— Однообразие. Если музыкант не создает ничего нового, не играет ничего нового, то это приводит к его угасанию. Музыкант обязан развиваться, пробовать новое, играть новое.

— Бывает профессиональное выгорание?

— Бывает. Еще бывает апатия, необходимость отдыха. Я уходил из профессии на полтора года. Кардинально все изменил, уволился изо всех коллективов, освоил новую профессию. Прошло время — вернулся. Не смог без музыки. Музыка — это навсегда.

— Вы счастливый человек?

— Однозначно.

— Что такое счастье?

— Возможность заниматься любимым делом. Когда нет ничего плохого — зависти, сплетен, интриг. Когда хочется творить.

Евгения Гладущенко

Михаил Соловьев, руководитель проекта ТЕАТР.KRD

Руководитель ТЕАТР.KRD Михаил Соловьев рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о конкуренции среди независимых театров, сколько денег приносит показ одного спектакля, а также поделился...

Смотреть видеосюжет онлайн

Проезд без спецпропуска на Кубани запретят с 3 апреля

02.04.2020 15:14
В Краснодарском крае в период карантина сотрудники ДПС будут останавливать все автомобили для проверки спецпропуска
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодарском крае с 00:00 3 апреля для передвижения по территории региона и муниципалитетов в условиях карантина будет необходим специальный пропуск.

Пропускная система была введена постановлением главы Кубани Вениамина Кондратьева 1 апреля.

Получить документ смогут только сотрудники предприятий, сфера деятельности которых разрешена в период действия карантина, и владельцы транзитного транспорта. Также пропуски в своих муниципалитетах должны получить компании, предоставляющие услуги такси.

«Должен быть конкретный результат от этой работы, а именно – количество машин должно сократиться кратно. С 00:00 часов 3 апреля на территории края не может быть ни одного автомобиля без спецпропуска», - сказал Кондратьев, слова которого приводит пресс-служба краевой администрации.

Губернатор отметил, что сотрудникам ДПС следует останавливать и проверять каждый автомобиль, чтобы убедиться, что люди передвигаются лишь по служебной или крайней необходимости.

Как сообщал сайт «Деловая газета.Юг», выдача разрешения на передвижение идет круглосуточно, уже получено 47 тыс. пропусков.

Всего введено три вида спецпропусков: для транзита по территории региона, передвижений по краю и перемещений внутри муниципалитета. Для оформления документа следует обращаться в администрацию муниципального образования.

Карантин в Краснодарском крае объявлен до 5 апреля. В этот период гражданам не разрешают покидать места проживания и пользоваться личным транспортом за исключением ряда случаев, в том числе похода в ближайшие магазин, аптеку, доставку продуктов питания гражданам старше 65 лет. Для этих целей жители могут воспользоваться личным транспортом, получать пропуск им не нужно.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы