Курсы валют
77.03
91.34

Южный книжный фестиваль: как в Краснодаре будут пропагандировать чтение

05.03.2020 10:55
Владелица лавки «Кот ученый» Татьяна Мадонова рассказала, что ждет участников первого Южного книжного фестиваля, сколько вложений потребовалось для организации мероприятиями, и с какими сложностями сталкиваются независимые книжные магазины
Читайте нас на Яндекс.Новости

14-15 марта в Краснодаре состоится Южный книжный фестиваль. Инициаторами его проведения стали владелица книжного магазина «Чарли» Анна Кадикова и блогер Лера Мартьянова. Организаторами выступают краснодарские независимые книжные магазины «Чарли», «Кот ученый» и «Книжный кабинет».

Как рассказала владелица лавки «Кот ученый» Татьяна Мадонова, на юге подобный фестиваль пройдет впервые. Его цель – познакомить жителей с издательствами, наладить личный диалог. По словам Татьяны Мадоновой, о многих хороших книгах читатели сегодня не знают. Финансовые возможности мелких издательств не позволяют им проводить широкие рекламные кампании, как это делают крупные участники рынка. В рамках фестиваля посетители как раз смогут получить информацию об их книгах.

Гостями фестиваля будут представители семи книжных издательств, блогер Лера Мартьянова, продавец питерского независимого книжного магазина «Все свободны» Дмитрий Хряпов, редактор портала «Такие дела» Сергей Карпов, частный издатель Максим Гавронов, писатель Алексей Поляринов.

В рамках книжного фестиваля пройдут лекции спикеров, мастер-класс книжного иллюстратора Ани Леоновой, отборочный тур чемпионата по чтению вслух среди подростков и взрослых.

Программа фестиваля ориентирована на современную молодежь до 30-ти лет и семьи с детьми. «По моему мнению, в первую очередь читать должны дети и подростки. Чтение формирует человека, помогает делать ему выбор, становиться собой. Пропагандировать чтение взрослым сложно. В случае со взрослыми мы можем работать только с той аудиторией, которая уже читает», - считает Татьяна Мадонова.

По ее словам, книжные фестивали в России пользуются популярностью, их посещаемость в крупных городах может составлять десятки тысяч человек. Так, ярмарка книжной культуры «КРЯКК» в Красноярске собирает более 50 тыс. посетителей ежегодно.

Организаторы Южного книжного фестиваля ожидают, что за два фестивальных дня мероприятие посетят не менее 1 тыс. гостей, в том числе из Сочи, Ставрополя, Ростова-на-Дону.

«Это первый фестиваль. Мы не знаем, насколько Краснодар готов к этому мероприятию, насколько люди у нас готовы откликнуться на него. Поэтому мы арендуем небольшое помещение, пригласили маленькое количество издательств, делаем вход бесплатным, чтобы привлечь больше людей», - пояснила Татьяна Мадонова.

Подготовка к фестивалю заняла 1,5-2 месяца. Как рассказала владелица «Кота ученого», проще всего было договориться с издательствами: некоторые из них сами предлагали свое участие. Значительная часть времени ушла на составление программы фестиваля. Но самым сложным в организации, отметила Татьяна Мадонова, был поиск инвестора. Бюджет фестиваля составляет 250 тыс. рублей. Собственные средства магазины-организаторы вкладывать не планируют.

«Из своего кармана книжные магазины не могут достать необходимую сумму, ее просто нет, — поделилась Татьяна Мадонова. – Смотришь на подобный зарубежный опыт – там все финансируется государством. Потому что пропаганда чтения – это важно, грамотные люди – это важно. Мало иметь свое мнение, нужно уметь его выразить и заявить. А у нас хотели поднять НДС на книги до 20%, что сделало бы их еще дороже, чем есть сейчас».

Изменение налогообложения, по мнению Татьяны Мадоновой, волнующая тема для всех независимых книжных магазинов. «Сейчас хотят отменить удобный для работы книжных магазинов налоговый режим ЕНВД. Львиная доля дохода будет уходить на уплату налога. Я не представляю, что будет с нами в 2021 году после нововведений. У нас есть пример книжного, работающего на 6% ставке. Ребята воют, им приходится завышать цены, намного больше работать», - пояснила предприниматель.

К числу стандартных сложностей работы независимых книжных лавок Татьяна Мадонова относит конкурентную борьбу с интернет-магазинами. Преимущество последних наступает во время проведения глобальных распродаж, которые независимые книжные магазины из финансовых соображений позволить себе не могут. По ее словам, люди регулярно приходят в лавку «Кот ученый» изучить ассортимент, чтобы затем понравившуюся книгу скачать или заказать в интернете.

Сильной стороной независимых книжных Татьяна Мадонова называет первичную выборку изданий. В то же время не всегда хорошая с точки зрения владельцев лавки литература сразу же находит своего читателя. Некоторые издания могут стоять на полках до полугода. Из-за этого магазин закупает популярные издания массовой литературы.

«Бестселлеры, которые не всегда нам нравятся, мы завозим как необходимость. Долгое время было за это стыдно, я же должна завозить только хорошее. Потом я поняла: для того, чтобы у меня была возможность продать человеку книгу, стоящую полгода на полке, я должно продать десять бестселлеров. Ими я окупаю аренду», - отметила владелица «Кота ученого».

По словам Татьяны Мадоновой, с неокупаемостью книжного магазина она не сталкивалась. Избежать ситуации, случившейся с магазином «Чарли», который Анна Кадикова в 2019 году из-за долгов думала о продаже бизнеса, Татьяне Мадоновой помогла другая тактика. Прежде, чем создать полноценный книжный магазин, она открыла магазин канцтоваров с небольшим книжным отделом. Долгое время продажи приносила именно канцелярия. Сейчас доля канцтоваров стала снижаться: 60% продаж принадлежит книжным изданиям, и этот процент увеличивается. В зависимости от сезона оборот «Кота ученого» составляет 300-600 тысяч рублей в месяц.

«В первый год у нас выручка в книжном была практически нулевая так же, как у «Чарли». И это несмотря на то, что мы находимся на книжной ярмарке в Чистяковской роще, куда люди целенаправленно идут за книгами, их не надо привлекать. Если бы я открыла просто книжный, я бы пришла к тому же самому», - заключила Татьяна Мадонова.

Наталья Радчук

Ирина Паукште, основательница модного дома

Автор YouTube-канала «Модные практики» рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, почему она перешла от обычной работы в ателье к собственным видеокурсам кройки и шитья

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы