Курсы валют
75.75
82.23

Будущее, которое не продается: как малый бизнес использует технологии Big Data

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
10.03.2020 13:12
«ДГ. Юг» выяснила, какие современные технологические решения могут помочь развитию малого бизнеса
Читайте нас на Яндекс.Новости

Современные технологии — тема емкая. Практически каждый день мы узнаем о новинках, но большинство их доступно лишь крупному бизнесу и государству. «ДГ. Юг» выяснила, что же подойдет малому бизнесу.

По мнению многих собеседников, современные технологические решения, призванные добавить эффективности бизнесу, недоступны этому самому бизнесу в категории «средний» и «малый». Пообщайтесь со знакомыми предпринимателями, и вам подтвердят это. Самые рутинные задачи — бухгалтерия, логистика товаров и услуг, контроль за сотрудниками и соблюдением сроков выполнения поставленных задач — по-прежнему занимают львиную долю сил и времени предпринимателя. Автоматизация этих процессов либо невозможна в принципе, либо слишком дорога, и проще нанять специалиста или отдать проблему на аутсорсинг. К примеру, отследить прохождение в торговой сети своих товаров или услуг предпринимателю и поныне проще всего через телефонный звонок контрагенту.

Информационные системы типа ЕГАИС (алкоголь), «Меркурий» (товары для ветеринарного контроля), ИС МОТП (табачная продукция), во-первых, не универсальны, а во-вторых, обслуживают, как правило, интересы крупного бизнеса и государства. Государство заинтересовано — в контексте борьбы с недобором налогов и пошлин — во «всеядности» подобных информационных систем. А потому сегодня сверху всячески насаждается универсальная по характеру ИС «Честный знак», призванная со временем промаркировать все реализуемые в России товары. Уже сегодня «Честным» обязательно маркируются меховые и табачные изделия, обувь, летом этого года в этот перечень войдут «молочка» и лекарственные препараты, осенью — парфюм, фотоаппаратура, шины… Насколько нам известно, бизнес-сообщество не против «Честного знака», потому что… получает относительный допуск к собственным результатам работы в этой системе.

Или использование технологий на основе Big Data. По крайней мере это уже стало почти стандартным предложением со стороны компаний сотовой связи (уж совсем стандартными предложениями следует считать набившие оскомину корпоративные мобильные номера, облачную АТС и рассылку СМС-рекламы). И, кстати, комментарии руководителей компаний мобильной связи подтверждают эту мысль: бизнес пока не знает, как монетизировать уже существующие технологические (в том числе цифровые) возможности.

Максим Митькин, коммерческий директор макрорегиона «Юг» Tele2, отвечая на вопрос «Деловой газеты. Юг», какие digital-сервисы наиболее популярны среди корпоративных клиентов оператора, сказал следующее: «Наиболее востребованы М2М-направления, связанные с охраной предприятий (в этом сегменте порядка 70 % M2M­клиентов), вендингом и платежными терминалами, контролем местоположения объектов (ГЛОНАСС-трекеры активно используются транспортными компаниями и курьерскими службами). Пользуются спросом большие пакеты интернета для передачи видео (например, из офисов или торговых точек). Трендом прошлого года стало развитие шеринговой экономики: появилось много организаций, которые предоставляют в аренду различный транспорт — авто и велосипеды. Для отслеживания такого транспорта используются М2М-sim-карты. Мы видим рост сегмента sim-карт для онлайн­касс в связи со вступлением в силу закона, обязывающего их использовать. Число М2М­клиентов Tele2 в Краснодарском крае и Республике Адыгее за 2019 год выросло на 32 %. И мы уверены, что в ближайшие годы интерес клиентов к интернету вещей будет расти. Востребовано будет получение данные о работе торговых автоматов, бытовых и индустриальных счетчиков, транспортных средств, систем безопасности и других устройств».

Дальше Максим Митькин детализировал основные направления: «Важнейшее в работе с корпоративными клиентами — аналитика на основе больших данных, которая помогает бизнесу принимать эффективные решения. К примеру, все салоны Tele2 в Московском регионе открывались на основе аналитики больших данных, благодаря чему период окупаемости торговой точки сократился до года, а трафик посещений вырос на 20 %. Это ноу-хау мы продаем бизнес-клиентам: предлагаем с помощью геоаналитики подобрать оптимальную локацию для размещения новых торговых точек.

Древний, как пейджер, сервис СМС-таргет в новейшие времена получил ряд новшеств. В настройки рассылки, помимо пола, возраста, сферы интересов клиента, можно добавлять геотаргетинг, и тогда СМС-сообщения будут получать только те абоненты, которые пришли в конкретный магазин или приехали в нужный торговый центр.
В контексте отношений с банками — все операторы сотовой связи посредством big data предоставляют банкам возможности скоринга, сервис верификации и мониторинг клиентских событий».

«В прошлом году в Краснодарском крае в нашем сегменте B2B произошло изменение структуры продаж сервисов для бизнеса, — рассказала Елена Усенко, директор МТС по работе с корпоративными клиентами в Краснодарском крае. — Исторически «голос» и передача данных были самыми востребованными услугами в нашем корпоративном секторе. Но в 2019 году бизнес-решения в наших продажах заняли долю в 60 %. Речь о всевозможных сервисах на базе интернета вещей, облачных услуг, системной интеграции, что в определенной мере стало следствием запуска самой большой в регионе сети NB-IoT (это один из трех стандартов сотовой связи, предназначенный исключительно для интернета вещей). По сути, МТС закрепила за собой статус цифрового оператора, способного работать со всем комплексом современных телеком-­услуг и технических решений. Каждый год удваивается число наших клиентов, которые пользуются дистанционным сбором данных на базе сети интернета вещей и их анализом в Big Data».

Еще сравнительно недавно мы видели, что предприятия с опаской относятся к возможности подключения облачных услуг, боясь потерять доступ к данным компании или попадания этих данных к третьим лицам. Но в 2019-м кубанский бизнес стал подключать облако в 3 раза чаще. Наиболее популярен перенос в облако системы учета, хранения и резервирования. Затем следует размещение в облаке серверов телефонии. По отзывам клиентов, облачные решения МТС обходятся примерно в 3–5 раз дешевле, чем закупка собственного IT-оборудования и его дальнейшее обслуживание.

О сервисе «МегаФона» «Цифровой юрист» мы рассказывали ранее. Основной его смысл — избавление офисных работников крупных компаний от рутинных задач в юридической, операционной и бухгалтерской практике.
Достойна упоминания цифровая платформа «МегаФон­карго» — это сервис, позволяющий отправлять грузы по стране. Платформа сравнивает стоимость и условия перевозки, автоматически состыковывает предложения различных транспортных компаний. Движение груза отслеживается в реальном времени.

Продукт хороший, но вам это ничего не напоминает? Не умаляем достоинств «МегаФон-карго», но по такому же принципу миллионы россиян отслеживают движение своих покупок на AliExpress или детально планируют зарубежные поездки с помощью Booking или Anywayanyday, состыковывая прилет самолета со временем отправления междугороднего автобуса.

Бизнес опаздывает, а то и просто не знает, что делать с новыми возможностями. Технология передачи данных на огромных скоростях уже превратилась в стандарт, и чуть ли не каждый день появляются новые смартфоны с 5G. Уже очевидно, что этот стандарт вместе с big data сулит огромные изменения в понятиях «умный город» и «умный дом», в организации движения беспилотного транспорта и телемедицине.

Возможности открываются огромные, но бизнесу пока не очень понятно, как на всем этом можно заработать. Пока получается забивать гвозди микроскопом: худо-бедно в реальной жизни появляются стриминговые сервисы (когда смотреть фильм или играть можно «на ходу», без предварительного скачивания), голосовые помощники, умные колонки… Наверное, можно вспомнить еще пару-тройку иллюстраций. Но в любом случае направления эти окажутся узкими, не сулящими реальному бизнесу сверхдоходов, не меняющими парадигму массового потребления.

Матвей Карагай

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp

Артём Гаврилов, основатель детского киберспортивного лагеря Dota2Camp, который второе лето работал в поселке Сукко в Краснодарском крае, рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о целях...

Смотреть видеосюжет онлайн

МегаФон представил обновленный сервис для учета участков на Кубани и в Адыгее

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
09.04.2020 10:28
МегаФон запустил обновленное решение «Цифровой двойник города» для учета земельных участков на Кубани и в Адыгее
Читайте нас на Яндекс.Новости

МегаФон запустил обновленное решение «Цифровой двойник города». Теперь в сервис включена синхронизация данных с государственным кадастром недвижимости. Это позволит муниципалитетам и региональным властям точнее вести учет использования муниципальных земель.

«Цифровой двойник города» разработан специально для повышения эффективности работы муниципальных и региональных властей. Сервис позволяет анализировать состояние систем жизнеобеспечения города на 3D-карте благодаря подключаемым слоям данных – информации о загруженности дорог, расположении тепло- и водомагистралей, состоянии кровельного покрытия жилого фонда и других данных. Всего система содержит более 10 настраиваемых слоев.

К новым возможностям «двойника города» теперь относится модуль учета земельных участков. После первичной аэрофотосъемки территории сервис объединит полученные данные с информацией государственного кадастра. В результате на карте можно будет найти земельные участки, статус и границы которых необходимо дополнительно проверить. Такая информация поможет оптимизировать время работ кадастровых инженеров.

«Отсутствие точных сведений в едином государственном реестре недвижимости часто приводит к спорам между землепользователями. Имея на руках предварительные данные от "Цифрового двойника", местные власти могут точнее и быстрее вести кадастровые работы и вносить обновленные данные в реестр недвижимости. Если раньше для первичного выявления незаконно используемых земель требовались месяцы и усилия большого количества специалистов, то благодаря воздушной съемке и машинному зрению теперь на это уйдет всего несколько недель», – сообщила директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона Наталья Талдыкина.

Развертывание «цифрового двойника» с учетом аэрофотосъемки в городе с населением около 1 миллиона жителей займет около 30 дней. Города, уже развивающие и эксплуатирующие собственные ГИС-системы и платформы «умного города», могут объединить их с решением МегаФона с помощью задокументированного API.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы