Курсы валют
73.24
85.96

Образованию быть?

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
10.05.2020 16:03
Эксперты сферы коммерческого образования обсудили положение дел за круглым столом. Обсуждали не только онлайн-образование, но и вопросы, связанные с бизнесом
Читайте нас на Яндекс.Новости

Частные образовательные учреждения пока не попали в перечень пострадавших от пандемии коронавируса отраслей, но финансовых проблем и сложностей у учредителей школ, лицеев и академий дополнительного образования от этого не стало меньше. Так же как и многие другие, представители этой сферы говорят о растущих долгах, резко упавшей покупательной способности потенциальных клиентов и резком спаде платежеспособности существующих.

Сложности у коммерческого образования не уникальны: высокая арендная плата на фоне падения прибыли, фонд заработной платы, текущие расходы на обслуживание технических платформ и видеооборудования.

В этой критической ситуации не готовыми оказались не только школы и преподаватели, но и родители и ученики. Возникла масса технических и эмоциональных вопросов. Но плюс в появившейся реальности все-таки есть: она вскрыла пробелы и проблемы системы образования. По мнению экспертов, такой формат обучения имеет место, но при соблюдении определенных условий. Во-первых, оно подходит детям от десяти лет. Во-вторых, таким образом можно вести только дополнительные занятия, когда ребенок мотивирован на получение новых знаний. В-третьих, пока массово эту систему можно применить только в столицах и богатых регионах, потому что у населения других субъектов РФ попросту нет необходимого оборудования. В-четвертых, онлайн-образование будет возможно только тогда, когда у россиян будут достойные жилищные условия и у ребенка будет отдельный кабинет. Несмотря на все это, обучение в новом формате состоялось, укрепилось и будет развиваться.

 Александр Полиди

 заслуженный экономист Кубани, профессор лицея «ИСТЭК»

Онлайн-образование займет свою нишу — это абсолютно точно. Лично для меня сегодняшняя пандемия сыграла в плюс. Появилось свободное время, которое я трачу на самообразование — учу иностранные языки — и делаю это онлайн. Я пробовал офлайн- систему обучения, но она мне совершенно не подошла. Думаю, что онлайн — это наше будущее и в бизнесе, и в образовании.

Пока остается актуальным вопрос золотой середины между онлайном и офлайном. Не все процессы можно перевести в онлайн. Очень важны роль преподавателя, его контакт с учениками, живое общение, которое заменить экраном невозможно. К счастью, уже есть примеры успешной реализации проектов. Есть вещи, которые прекрасно реализованы посредством онлайна. Да, пока эти практики реализованы для взрослых, но, думаю, могут появиться и форматы, подходящие для младших школьников.

Введенная сегодня система онлайн-образования, безусловно, ущербная. Отрасль была не готова ни технически, ни эмоционально, ни коммуникационно. Надо проанализировать слабые места и создать рабочую систему, чтобы в ее рамках в случае крайней необходимости можно было делать бизнес.

Говоря о бизнесе, надеюсь, что здравый смысл восторжествует и мы увидим последующие меры поддержки отраслей, среди которых окажется и образование. Частному образованию сегодня необходимы собственная модель развития и собственные изюминки, которые будут выгодно отличать его от государственных учебных заведений. Да, часто мы видим ситуацию, когда частная школа просто более комфортная: лучше диваны, улыбчивей служба безопасности, есть дополнительные занятия с ребенком. Сегодня, в момент спада экономики РФ, экономить будут все, и пойдет ли клиент за комфортом — вопрос. Скорее всего, будут обращать внимание на уникальность, перечень компетенций, которые развивают в той или иной школе. В целом этой отрасли повезло. У нее очень низкая эластичность спроса по цене. Если сравнивать, например, с ресторанным бизнесом, то от похода в кафе или ресторан потребитель легко может отказаться, а образование — последнее, на чем начнут экономить люди.

Наталья Климова

директор онлайн-академии «Успех и финансовое благополучие»

Когда я организовывала свою академию, то детально анализировала и зарубежный, и отечественный рынок онлайн-образования. Так вот на нашем рынке перспективы роста и развития онлайн-обучения высокие, ежегодно этот сегмент рынка образования растет в среднем на 25%. В сегодняшней ситуации нагрузка на преподавателей выросла в два раза, а то и больше, многим пришлось выйти из зоны комфорта и начать осваивать современные технологии. Конечно, педагогическому составу не хватает технических знаний — еще один факт: ученики лучше ориентируются в техническом пространстве, обладают большими знаниями технических процессов и зачастую лучше педагога могут справляться со сбоями, ошибками и техническими трудностями на платформе. В любом случае я считаю, что за онлайн-образованием будущее. Мы должны идти к этой системе, и сегодня необходимо исправлять те недостатки и проблемы, которые вскрылись.

Еще в 2018 году ректор Высшей школы экономики предложил разделить высшее образование на три составляющих: базовое, профильное и ведущее. И вот как раз базовое должно идти в режиме онлайн, а готовить курсы для него должны вузы, специализирующиеся на ведущем образовании. Это будет способствовать и росту качества, и удобству преподавателя, когда он не сам пишет курс, а работает по четкой методике и программе.

У онлайн-образования сегодня есть свои минусы, например интеграция игровых обучающих программ: когда я веду курс у детей 10–15 лет, то часто использую эту методику, запустить ее сегодня в режиме онлайн крайне тяжело. Также стоит понимать, что не все дисциплины можно перевести в онлайн: те, которые требуют большого блока практических работ, необходимо оставить в офлайне. Нужна серьезная техническая подготовка населения. К сожалению, сегодня часто сталкиваемся с тем, что родители не имеют компьютеров, чтобы обеспечить ребенку доступ к занятиям. Систему надо развивать, но делать это планомерно.

Кроме того, некоторые детки лучше себя проявляют именно в онлайн-общении — им так проще: в коллективе они боятся раскрыться, так как не имеют достаточных лидерских качеств.

Онлайн обязательно нужно сочетать с офлайном. Важно подготовить преподавательский состав. Записать видео — это не так просто, открыть онлайн-школу — еще сложнее.

Частное образование будет востребовано всегда, поэтому надо следить за трендами и потребительским спросом. За корочками пойдут в вузы, а за компетенциями и навыками — в частные образовательные учреждения, в том числе и в онлайн-школы.

 

Ирина Нагайкина
директор академии интеллектуального развития «АМАКидс»

Есть разные компании, разные школы. В нашей системе симбиоз офлайна и онлайна создан очень давно. Мы используем очно-заочную форму обучения: у нас одна-две обязательные встречи в неделю, оставшиеся 60–70% времени ребенок занимается на онлайн- платформе самостоятельно под опосредованным контролем тренера. У нас тренеры готовы, потому что изначально мы разрабатывали в том числе систему онлайн-обучения. В онлайне есть один огромный минус: в нем нельзя передать важность личности преподавателя, а это необходимо, ведь если преподавателю удастся влюбить ребенка в свой предмет, то ребенок выучит его сам.

Сейчас у нас другая угроза — падение доходов населения, в том числе и наших потенциальных клиентов. Так как мы предлагаем дополнительное образование, развитие дополнительных компетенций, нам становится финансово сложнее. Мы готовы обучать онлайн сейчас, когда у детей есть время, когда все сидят по домам, но родители не имеют для того финансовой возможности. Второй важный момент — необходимость сохранить штат сотрудников: найти, обучить — это время и деньги. Положительный момент во всем происходящем — высвободятся сильные педагоги, которые сейчас работают у коллег и конкурентов.

К сожалению, далеко не все компании нашей сферы смогут выйти из кризиса. Но, как говорится, кризис — это время возможностей, в кризис выживает сильнейший, поэтому надо максимально использовать данную ситуацию в свою пользу. В перспективе, конечно, частное образование и дополнительное образование будут востребованы — это база будущего успеха человека. Уверена, что на этом родители будут экономить в последнюю очередь. Но пойдут они к тем, кто дает действительно качественное, важное и нужное образование.

Мария Крапивкина
директор частного детского сада «Калинка-Бэби»

Безусловно, онлайн-образование имеет место, мы тоже практикуем онлайн-занятия для детей, которые находятся на больничном и не могут посещать детский сад. Но сегодня, когда онлайн стал единственно возможным каналом, мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, у многих нет технического обеспечения. Во-вторых, родители не могут уделить должного внимания детям из-за работы, а бабушки и дедушки некомпетентны в технических вопросах. В-третьих, не хватает канцелярских товаров, чтобы достойно провести занятие, а многие магазины закрыты. Естественно, есть проблемы и со сном, и с плачем, и с кошечками-собачками, и с едой. Держать внимание малышей через экран невозможно. И если для школьников как-то можно разработать систему онлайн-обучения, то с дошкольниками это явный тупик.

Опять же, давайте не будем забывать роль и задачу воспитателя: с момента, когда ребенок переступил порог детского сада, воспитатель учит его строить коммуникацию, вести себя в обществе, чтобы он пошел в школу подготовленным, знал, как обратиться к преподавателю, как общаться с одноклассниками, как вести себя на занятиях. Научить этому онлайн, я считаю, невозможно. К тому же детский сад позволяет родителям работать и быть спокойными за своего ребенка, быть уверенными, что с ним ничего не случится за время их отсутствия.

Детям сегодня не хватает общения, внимания. Родителям — времени. Кроме того, многие родители потеряли работу, потеряли доход. Наши клиенты — представители среднего класса и выше, у многих был свой бизнес, который сегодня не приносит никаких доходов. Мы стараемся сохранить все места, предлагаем специальные условия тем, кто просит, рассматриваем каждый конкретный случай и идем на уступки. К слову, нам на уступки никто не пошел. Мы не получили ни процента скидки от нашего арендодателя. Главная угроза для нас финансовая, стараемся удержаться на плаву, чтобы после окончания карантина не попасть в кризис и не прекратить работу.

Ирина Крючкова

директор НЧОУ СОШ «Развитие» (г. Армавир)

О каком онлайн-образовании может идти речь в общеобразовательной школе? Как можно пятилетнего ребенка усадить за экран и заставить слушать и вникать? Это тупиковый путь.

Онлайн-образование возможно в качестве дополнительного образования, когда ребенок мотивирован на получение знаний. Школа — это база, это общение, это коммуникация, это развитие взаимодействия внутри коллектива — это нельзя передать онлайн.

Сегодня дети начинают нас обманывать, решая задания с помощью Интернета, а мы, дистанцируясь от них, это поощряем. Наша, частных общеобразовательных школ, задача — дать высокое качество обучения, дать крепкую базу знаний. Переходя в онлайн, мы не можем этого сделать.

Зачем родители приводят детей в частную школу? За качественными знаниями, комфортом и полным контролем. У нас все это есть: уникальная программа, профессиональный педагогический коллектив, школа полного дня. Нашим родителям важно, чтобы не было никакой домашней нагрузки, чтобы ребенок все делал в школе, потому что они — представители среднего и высшего класса — погружены в работу, им некогда дома заниматься с детьми. Как мы можем это дать дистанционно? Никак.

Еще раз подчеркну, что онлайн — это хорошее направление для углубленного изучения конкретного предмета, когда у ребенка есть мотивация.

Мы перешли на онлайн, ведем уроки, даем задания, прорабатываем проверочные работы (чтобы не было возможности списать), но это совершенно не тот результат, который в школе. Дома слишком много раздражителей, отвлекающих факторов.

К онлайну сегодня не готов никто: ни родители, ни преподаватели, ни тем более дети. Пока онлайн — это путь в никуда.

Несмотря на то что пока никто не отказывается от обучения в нашей школе, высока наша финансовая нестабильность. Мы не получили никакой поддержки ни от федеральных, ни от региональных властей. Мы писали коллективное обращение к премьеру Мишустину, пришел ответ: обращайтесь к властям региона. Обратились — результат нулевой, нас не слышат. Надеюсь, что это изменится, на нас обратят внимание, чтобы мы смогли сохранить коллектив и продолжили давать качественную базу знаний тем, кто в будущем будет развивать экономику нашего региона и обеспечивать выполнение социальных гарантий.

 

Екатерина Кодзасова
директор British Academic Centre, общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Краснодарском крае по вопросам образования и кадрам

В педагогике важен вербальный контакт с аудиторией, поэтому с приходом онлайна преподавателям пришлось готовиться к занятиям в разы тщательнее. Конечно, были возмущения, но сейчас все приняли новую систему и в ней работают. Так как у нас языковая среда, на уроках мы не говорим на русском языке, нашим учителям и ученикам приходится в разы сложнее, но мы адаптировались.

Вся эта ситуация позволила нам по-другому взглянуть на бизнес-процессы. До карантина у нас было пять огромных центров с высокой арендной платой. Сейчас мы оставили только один и возвращаться к прежнему формату не планируем.

Наши ученики мотивированы, они целенаправленно идут изучать иностранный язык. Да, в онлайне необходима иная методика преподавания — в этом заключалась основная трудность: педагоги работают по старинке, и им пришлось переобучаться, но мы смогли это сделать.

Кризис — это удачное время, чтобы взглянуть на бизнес с другой стороны, увидеть все слабые места, исправить, оптимизировать. Это хорошая возможность усилить свой бизнес.

В Краснодаре сегодня порядка 330 школ иностранных языков, как говорится, английский преподают из каждой форточки. Вопрос в качестве. Во время кризиса люди пойдут туда, где им это качество обеспечат, сознательно подойдут к выбору образовательного учреждения. Вот этот фактор мы сегодня не только удерживаем на высоком уровне, но и делаем еще выше.

 

Юрий Спица
директор ЧОУ СОШ «Альтернатива»

Мы открыли нашу частную школу еще в 1991 году. Я видел множество экспериментов, которые проводили над отечественной системой образования, и хочу сказать, что нынешнее поколение детей тупеет. Когда вводили систему ЕГЭ и ОГЭ, я был категорически против. Система тестов как оценка уровня знаний — это, как сказал один протоиерей, что-то вроде улыбки дьявола. Про систему онлайн-образования в школе я могу сказать, что это не улыбка — это хохот. Она подойдет мотивированным, взрослым людям. Тем, у кого есть техническое обеспечение, детям, которые находятся на удаленных территориях или по объективным причинам не могут посещать школу, то есть тогда, когда нет другого способа получить знания. Но без эмоционального контакта с учителем, без школьной атмосферы, без коллектива образование не состоится. Ведь задача школы — не только дать теоретические и практические знания, но и сформировать личность.

Если со школьниками сейчас все более-менее стабильно, то дошкольники находятся в патовой ситуации. Создать им систему образования, оказывать услуги и получать прибыль невозможно. Кроме того, родители, чьи дети посещают детский сад, сегодня остались без работы, соответственно, не могут оплачивать наши услуги.

Президент РФ дал распоряжение сохранить штат сотрудников, а вот из каких средств — не уточнил. Мы писали письма, обращались в инстанции федерального и регионального уровня — реакция нулевая. Такими темпами скоро наши учители и воспитатели выйдут на митинги и пикеты. Надеюсь, что здравый смысл восторжествует и правительство региона и страны обратит внимание на нашу отрасль, предложив объективный пакет мер поддержки и ограничений.

 

Елена Морозова
президент АНО ДПО «Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)

В рамках президентского гранта мы вошли в систему образования еще до начала карантина. С вступлением в силу ограничительных мер мы продолжили работу. К слову, обращений стало в разы больше. Карантин показал, что ни преподаватели, ни родители не готовы к системе дистанционного образования. Ограничительный режим показал многие проблемы образовательной системы, но самая большая (по количеству обращений сторон) — это отсутствие адекватной коммуникации между родителями и преподавателями. Многие родители только догадывались об эмоциональных настроениях педагогов, а сейчас столкнулись с недовольным тоном на видеоуроках, с нежеланием отвечать на вопросы. Родители также недовольны тем, что им приходится объяснять вместо учителя новые темы. Иногда случается так, что домашнее задание решают всей семьей, родней, а то и всем подъездом. У многих нет технической возможности подключить ребенка к онлайн-уроку, особенно если в семье несколько детей.

Конечно, онлайн-образование — это хоть какой-то выход из данной ситуации, но мы к нему оказались просто не готовы.

Более того, в школе необходимо развивать гибкие навыки: общение, взаимодействие, коммуникация — это невозможно сделать дистанционно.

Думаю, что после стабилизации ситуации спрос на услуги частных школ вырастет, потому что сейчас многие осознали, насколько важна личность преподавателя, а этот аспект пристально рассматривается только в системе частного образования.

Олег Дрижерук, директор компании «Дирижер»

Все виды образования, и каждый по отдельности, обязательно необходимы и достаточно эффективны. Одно никак не заменяет другого! Все хорошо в пределах разумного и в меру. Я считаю, что обычное-традиционное (оффлайн) всегда, есть и будет абсолютно необходимым и на первом месте.

Все остальные виды (как к примеру – тренинги, мастер классы, вебинары, видео, удаленно и прочее - это дополнение к базовому.

На начальном этапе абсолютно необходим учитель или наставник (коуч), а еще лучше – парта и класс для занятия нотками, элементарной теорией музыки, сольфеджио, дабы задать верное направление и основу обучения. Первый шаг только с учителем. Это как 1-й класс в школе. Ну как без него?! как вообще это можно представить себе?!

Но есть и хорошая новость. Тот кто стремится, заинтересован и чувствует в себе талант и потребности к творчеству – всегда найдет любой источник информации и вдохновения к любимому занятию.

 

Ирина Паукште, основательница модного дома

Автор YouTube-канала «Модные практики» рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, почему она перешла от обычной работы в ателье к собственным видеокурсам кройки и шитья

Смотреть видеосюжет онлайн

В Краснодаре снесли фундамент многоквартирного самостроя

13.08.2020 11:20
В Краснодаре на улице Гомельской демонтировали фундамент незаконно возводимого многоквартирного дома
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодаре демонтировали фундамент многоквартирного дома, который возводили без необходимых разрешений. Об этом сообщает пресс-служба регионального управления ФССП России.

Незаконный объект выявили на улице Гомельской, власти города направили в суд иск о сносе фундамента. В ходе судебного разбирательства было установлено, что многоэтажку собирались возвести на участке для индивидуального жилищного строительства. Работами занимался жилищно-строительный кооператив «Гомель». Суд обязал ЖСК снести самовольно возведенный фундамент, однако застройщик не принял мер к исполнению решения. В результате работы по демонтажу выполнили силами муниципалитета.

В связи с незаконным строительством возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение).

По данным системы «СПАР-Интерфакс», ЖСК «Гомель» было зарегистрировано в Краснодаре на улице Гомельской в 2012 году. Основной вид деятельности - строительство жилых и нежилых зданий.

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы