Курсы валют
77.03
91.34

Трамвай в приоритете: как генплан Краснодара предлагает развивать рельсовый транспорт

30.06.2020 13:09
Разработчики генплана Краснодара и эксперты обсудили развитие трамвайного сообщения в городе на ближайшие 40 лет
Читайте нас на Яндекс.Новости

Представители «Научно-Исследовательского института перспективного градостроительства» (г. Санкт-Петербург) завершили работу над новым проектом генплана Краснодара. Сейчас документ, который предусматривает комплексное развитие города на ближайшие 40 лет, находится на согласовании в органах исполнительной власти. Общественные слушания проекта главного градостроительного документа будут проходить в дистанционном формате, они начнутся 6 июля и продляться в течение месяца – до 6 августа. Специально для этого был запущен сайт genplan.krd.ru.

Один из разделов генплана посвящен развитию транспортной инфраструктуры. В частности, приоритет при развитии городских пассажирских перевозок в документе отдан трамваям.

В ходе видеоконференции РБК-Краснодар разработчики генплана, эксперты и представители общественности обсудили, почему именно трамвай был выбран основным видом общественного транспорта в городе, каковы перспективы его развития, и в каком состоянии сегодня находится трамвайная сеть.

«Беспрецедентные планы»: что предусматривает генплан для развития трамвая

Как отметил главный инженер по вопросам транспортной инфраструктуры ООО «НИИ ПГ» Александр Баранов, генпланом для развития Краснодара на ближайшие 20 лет выбрана агломерационная модель с учетом развития соседних муниципалитетов. Согласно социально-экономическому прогнозу, в границах агломерации рост населения составит до 3 млн 200 тыс. человек, а в границах Краснодара - до 2 млн 200 тыс. человек. «Обслужить пассажирский спрос, который будет генерировать такое количество населения, мы можем только общественным транспортом высокой провозной способности. К нему относятся обособленные виды транспорта, чаще всего это рельсовый транспорт», - сказал он.

Наиболее подходящим видом рельсового транспорта, по словам разработчиков, для Краснодара являются городская электричка или трамвайные пути. «Исходя, из пространственных особенностей перспектив развития территорий, в Краснодаре остается достаточно много участков с индивидуальной застройкой. Такая плотность не позволяет эффективно трассировать метрополитен и, принимая во внимание дороговизну его строительства, легче сделать акцент именно на городской электричке либо трамвайных путях. Так, в Краснодаре уже есть сформированная инфраструктура и для трамвая, и для городской электрички. Но развитие городской электрички необходимо согласовывать с учреждениями РЖД, а трамвай является тем самым видом транспорта, за который полностью отвечает муниципальное образование, т.е. мы можем в рамках генплана, задача которого размещать объекты местного значения, как раз сделать акцент на развитии трамвайной сети», - отметил Баранов.

Согласно документу, город условно разделят на три зоны транспортного обслуживания. Так, в центре приоритет для движения отдадут пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. В зоне плотной застройки будет развиваться ускоренный транспорт высокой провозной способности — городская электричка, трамвай, скоростные автобусы, а в периферийных зонах основным видом общественного транспорта должна стать пригородная и городская электричка.

«Функция трамвая - это внутригородское сообщение, а функции городской электрички связаны именно с агломерационными связями. Генпланом предусмотрено размещение транспортных пересадочных узлов на пересечении трамвая и остановочных узлов, чтобы можно было организовать пересадку и, таким образом, сформировать единую связную систему. Идея в том, чтобы эти две системы работали во взаимоувязке», - сказал Александр Баранов.

С тем, что трамвай в генплане выбран основным перевозчиком пассажиров, согласен и директор МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (КТТУ) Александр Грачев. Он отметил, что по итогам 2019 года транспорт МУП «КТТУ» перевез порядка 75 млн пассажиров. «Трамваи пассажиры любят прежде всего за его скорость. Не секрет, что в час пик трамвай в два раза быстрее движется по обособленному пути, которого у нас в городе сегодня порядка 80%, чем обычный транспорт», - сказал он.

Одной из главных проблем в развитии трамвайного движения в Краснодаре сегодня Грачев назвал недостаточно развитую трамвайную сеть. «Основной недостаток трамвая – это, прежде всего, ограниченная маневренность. Все мы знаем, что трамвай идет по одним и тем же рельсам, и если у нас что-то происходит на трамвайном пути в виде ДТП или поломки, трамвай останавливается, движение прекращается. Более глобальная проблема - это недостаточно развитая маршрутная сеть, что связано с недостаточным количеством трамвайного пути. Поэтому трамвайный путь строить и развивать нужно. Мы поддерживаем, все, что указано в генплане. Думаю, когда это будет реализовано, трамвай станет более комфортным, охватит новые микрорайоны и больше жителей будут им пользоваться», - сказал Грачев.

Согласно генплану, в Краснодаре трамвайная сеть должна увеличиться в 3 раза. По словам разработчиков, одна из ключевых функций генплана - это резервирование территорий для комплексного развития трамвайных сетей. «Как отмечал директор МУП «КТТУ» в городе обособлено 80% существующей трамвайной сети. Развивая ее, необходимо эту тенденцию сохранять. Во-первых, стремиться обособить и все новые линии, иначе это не будет эффективно работать, а также организовать приоритет для прохождения перекрестков и пересечений, чтобы максимально сохранить скорость движения. Говоря о перспективах развития, трамвайную сеть необходимо строить, исходя из позиции, что это магистральный транспорт и стараться делать максимально прямые линии, чтобы он не терял скорость при маневрах», - отметил Баранов.

По словам разработчиков, крупнейшие районы города, которые осваиваются с учетом генплана, эксперты старались обеспечить трамвайной сетью. «Достаточно протяженные участки от существующей сети до новых районов мы старались с двух сторон подключить, потому что если будет какое-то ограничение на одной линии, чтобы можно было предложить альтернативный путь», - сказал Баранов.

«Еще одним важным аспектом для развития трамвайной сети и увеличения привлекательности этого вида транспорта должно быть грамотное планирование маршрутной сети», - добавила ведущий инженер по вопросам транспортной инфраструктуры ООО «НИИ ПГ» Елена Павленко.

При разработке схемы трамвайной сети в генплане учитывались и уже текущие проектные процессы по трассировке трамвайных линий. Среди сложностей, с которыми столкнулись разработчики при разработке новой трамвайной схемы - ограничение в земельных ресурсах. «Мы старались предлагать решения, которые можно использовать в одном уровне. Было бы, конечно, максимально удобно все пустить на эстакаде, но это трудозатратно. И мы старались использовать зону железнодорожной сети, чтобы трассировать трамвай. Конечно, с одной стороны это будет лимитировать участников движения, которые передвигаются на индивидуальном транспорте, особенно в пиковый период. Но с другой стороны, мы формируем полноценную альтернативу с кратно большей пропускной способностью, которая на одном и том же отрезке может перевезти больше пассажиров», - сказал Баранов.

Разработчики также отметили, что стремились соблюдать баланс между участниками движения общественного и индивидуального транспорта.  «Даже если уровень автомобилизации сохранится, как есть сегодня, за счет роста населения количество автомобилей в системе будет увеличиваться. Нам нужно развитие сети. Те планы, которые есть уже сегодня у Краснодара в этом направлении, мне кажется достаточно беспрецедентные. Учитывая общероссийский опыт за последние 30 лет, это похоже на что-то невероятное», - выразил мнение Борисов.

Что предлагают общественники

Как отметил представитель общественного движения «Городские решения» Михаил Барашков, одним из положительных моментов в генплане является то, что трамвайные линии планируют развивать не только в новых районах Краснодара. В частности, по улице Гагарина запланирован новый выход в западно-восточную часть сети. «Однако, когда трамвай подходит с Гагарина в центр, он начинает там очень сильно петлять, чтобы в конце концов выехать на улицу Дзержинского. Нам кажется, это тоже надо спрямлять, потому что если трамвай магистральный транспорт, он не должен петлять. Возможно, здесь лучше сразу выйти на улицу Гаврилова и уже с нее на улицу Дзержинского», - сказал он.

По словам разработчиков генплана, при трассировании трамвайной линии на схеме планировалось продлевать линию прямее, однако в этом случае пришлось бы сносить ряд объектов. С другой стороны, чтобы в центре города уверено трассировать трамвайные линии, необходимо предложить альтернативу индивидуальному транспорту.

«Нам необходимо сохранить баланс между всеми участниками движения и резкий переход от преобладающего индивидуального транспорта в преобладающий общественный транспорт нам будет сложно согласовать со всеми участниками процесса. Поэтому мы старались искать альтернативы. Это относится и к Фестивальному микрорайону», - отметил Барашков.

Представители общественного движения «Транспортная инициатива» отметили необходимость продолжения прямой трамвайной ветки по улице Калинина через территорию Кубанского государственного аграрного университета.

Разработчики генплана заявили, что пытались рассмотреть возможность размещения там трамвая, предлагая разные варианты, в том числе и тоннельное исполнение. «И здесь мы еще раз столкнулись с проблемой ограничений земельных ресурсов. Трассирование линии по улице Красных Партизан является хорошей альтернативой, так как там заложена высотная застройка», - сказал Борисов.

Руководитель городского общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук также отметила, что необходимо продолжать ветку по улице Калинина. Она подчеркнула, что принцип линейности в целом очень важен для трамвайного сообщения. «К примеру, сейчас с улицы Московской в сторону центра можно уехать на маршрутках и трамвае. Когда не час-пик я еду на маршуртке, потому что меня как горожанина волнует скорость передвижения. Конечно, если бы была спрямленная линия именно в сторону Московского микрорайона, я бы пользовалась трамваем. Возьмем ту же самую улицу Московскую и трамвайную линию, которая идет в сторону Юбилейного микрорайона, я тоже ей не пользуюсь, так как она делает колоссальный крюк по городу и мне проще доехать на маршрутке. Если у нас в новом генплане очень много останется таких трамвайных крюков и поворотов, в итоге муниципальное предприятие потеряет прибыль. Так как пассажиры предпочитать трамваю маршрутку», - отметила она.

Михаил Барашков также предложил в перспективе рассмотреть трассирование трамвайной линии по Южному скоростному периметру. «У нас в генплане запланирована хорошая скоростная дорога в южной части города по острову Большой. В перспективе в состав этой дороги можно было включить трамвайную линию, так как у нас перегружены трамвайные линии по улице Ставропольской, а разгрузка этой юго-восточной части трамвайно сети такой линией могла бы эту ситуацию принципиально решить на будущее», - сказал представитель общественного движения.

По словам начальника отдела капитального строительства МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» Владислава Заходякина, в данное время трамвайная линия предусмотрена по улицам Автолюбителей и Невкипелого. В том числе ранее прорабатывался и вариант трамвайной ветки по Южному скоростному периметру, для этой цели выполнялось техническое обоснование.

«Экономически нецелесообразно было строительство трамвайной линии такой протяженности с учетом того пассажиропотока, который будет выходить из микрорайона Гидростроителей. Но при разработке проектной документации отсутствие трамвайной линии в этом направлении не будет мешать впоследствии строить там ветку трамвая. Здесь важно смотреть на этапы. Если Южный скоростной периметр будет строиться в ближайшие пять лет, это один показатель, если он будет строиться в ближайшие 15-20 лет - это будут уже другие цифры. Поэтому в дальнейшем здесь не исключается строительство трамвайной ветке, но сегодня все-таки актуальная ветка идет через улицы Автолюбителей и Невкипелого», - пояснил он.

Представители городских движений также затронули возможность трассирования по улице Круговой. По мнению общественников, такая магистральную связь между тем районом с улицей Московской и районом Западного обхода в перспективе разгрузит районный центр.

Владислав Заходякин пояснил, что в случае с улицей Круговой придется выбирать между автомобильной дорогой или трамвайным направлением, в связи с существующим нормативом отступа от жилой застройки. «Норматив не позволяет пройти здесь трамваю совместно с автомобильной дорогой. Придаться выбирать. В конце улицы Круговой ближе к улице Красных партизан наблюдается индивидуальная жилая застройка т.е. оттуда получается какое-то маятниковое движение, что не подойдет трамваю. Есть прямая норма отступа от общественных зданий и сооружений, поэтому вместе с разработчиками мы определили направление автомобильного движения до соединения двух въездов из города т.е. улица Дзержинского и Красных Партизан с учетом демонтажа существующей ж/д ветки», - сказал он.

«Мы старались функционал между улицами соотносить, т.е. если мы предлагаем где-то основную функцию передать общественному транспорту, то улицу Круговую, мы отдавали в качестве альтернативы для индивидуального транспорта - это один из широтных коридоров, который должен соединять выездные направления. Чтобы мы могли в центре трассировать трамвайные линии уверено нам нужно какую-то предложить альтернативу для индивидуального транспорта», - добавили разработчики.

Как считает урбанист Константин Трудик, в основе генплана должен лежать приоритет общественного транспорта, пешеходных и велосипедных дорожках. Придерживаясь этих принципов, по мнению урбаниста, можно получить хорошую транспортную сеть города, которая повысит комфорт проживания в нем и обеспечит конкурентоспособность.

«Жителям Краснодара необходимо поддерживать общественный транспорт в его комплексном развитии, в том числе трамвай. Городу нужно стремиться довести до 100% обособления трамвайных путей. Уменьшение значения автомобильного транспорта в городе и отдача полного приоритета общественному транспорту, пешеходным и велосипедным дорожкам - это должно стать основой генплана именно как долгосрочного планирования, потому что даже планируя на 20-30 лет вперед, мы все равно отталкиваемся от существующего автомобилепользования, что в принципе неприемлемо. Не должно быть у города столько личного транспорта - это вопрос экологии, комфортной жизни и конкурентного преимущества города как такового», - сказал он.

Как развивается трамвайное движение сегодня

В ближайших планах в Краснодаре планируется строительство 27,4 км новых трамвайных линий. Так, идет подготовка к созданию ветки в Восточно-Кругликовском микрорайоне протяженностью 9,5 км. Строительство еще одной трамвайной линии протяженностью 8,4 км запланировано от улицы им. Мачуги до «большого кольца» микрорайона Гидростроителей. Также предусмотрено строительство 4,5 км трамвайной линии в аэропорт. Кроме того, планируется строительство трамвайной ветки пройдет по улице Московской до улицы им. Петра Метальникова, разворотное кольцо с улицы Солнечной перенесут к торговому центру «Стрелка».

Параллельно ведется и работа по обновлению парка общественного муниципального транспорта. Так, в 2019 году Краснодар получил 35 трамвайных вагонов: 31 - односекционный и 4 - трехсекционных. Как отметил директор МУП КТТУ Александр Грачев, последний раз такое масштабное обновление проводилось в 1986 году, когда за год пришло 37 трамвайных вагонов.

«Обновление общественного транспорта продолжается, на сегодня уже пять трамвайных вагонов по контракту 2020 года находятся в городе, проводятся пуско-наладочные работы. В 2020 году планируется закупка еще 35 трамвайных вагонов и через год еще около 32. Таким образом, за три года Краснодар получит около 100 новых вагонов», - сказал он.

Татьяна Карпухина

Елена Забелина, ведущая финансовых игр

Консультант по финансам Елена Забелина рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как она решила применять в своей работе настольные игры, каким образом они помогают повысить фин...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы