Курсы валют
77.18
89.98

Мастер-классы онлайн и новые продукты: как коронакризис повлиял на работу творческих и учебных студий

07.09.2020 11:00
Руководители творческих мастерских и учебных студий рассказали сайту «Деловая газета.Юг», как искали возможности для развития бизнеса в период пандемии и запускали новые форматы
Читайте нас на Яндекс.Новости

В Краснодарском крае для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции постановлением главы регионального управления Роспотребнадзора с 26 марта 2020 года была остановлена работа всех развлекательных и досуговых заведений. В том числе, пришлось закрыться творческим и учебным студиям, арт-мастерским и хобби-центрам. Полноценную работу большая часть из них смогла возобновить лишь спустя несколько месяцев простоя.

Как отмечают представители сферы, после объявления режима карантина для многих проблемным вопросом стала аренда помещений. Платить фиксированный платеж было непросто, в ряде случаев удавалось договариваться с арендодателями об отсрочке или снижении оплаты.

«Сразу же, как только вышло постановление, мы перестали набирать группы и остановили занятия в действующих группах. Когда стало понятно, что это затянется, начали переговоры с арендодателем. Нам пошли навстречу и на 50% снизили платеж по аренде, что очень помогло пережить этот период», - говорит руководитель швейной студии «Тремпель» Ольга Пехова.

Договориться о снижении платы за арендуемое помещение удалось и руководителю гончарной студии «Г.Л.И.Н.А» Эльвире Пузиковой. «Нам сделали дисконт в размере около 30% на все месяцы, которые мы не работали, а не работали мы с марта по конец мая, когда был введен карантин и ограничения на работу. Основная работа была дома, мы работали удаленно», - отмечает она.

По словам директора сети авиамодельных студий FLYcraft Максима Плешакова, не все арендодатели шли на уступки. Особенно в самом начале введения карантина, когда многим казалось, что это ненадолго и было непонятно дальнейшее развитие ситуации. Для авиамодельных студий предприниматель арендовал пять помещений, еще одно – как складское помещение. «В апреле аренду скинули только двое арендодателей, они были максимально лояльны и полностью убрали плату. Остальные говорили вроде: «ну подумаешь, две недели не поработаете». И тут начинался страх неизвестности, а действительно ли это все через две недели закончится, стоит ли заморачиваться с перевозкой вещей, нанимать машину и т.д.», - поделился директор FLYcraft.

В мае, отмечает Максим Плешаков, аренду начали снижать и другие собственники помещений, полностью убрали плату трое из шести. Удержаться наплаву в этот период времени помогла финансовая подушка безопасности. «В мае-июне я понимал, что у меня есть запас средств, и насколько мне их хватит, чтобы продержать помещение. По аренде были самые большие расходы, потому что она ежемесячная и не зависит от твоих доходов», - рассказал собеседник.

Во время карантина воспользоваться мерами поддержки для пострадавших от коронавируса отраслей смогли не все представители сферы. «Мы не смогли воспользоваться поддержкой, так как являемся не образовательным учреждением, а предоставляем услуги разного вида. Иными словами, наш ОКВЭД не соответствовал тем ОКВЭДам, которым такая возможность предоставлялись», - отмечает руководитель швейной студии «Тремпель» Ольга Пехова.

По этой же причине поддержкой не смогла воспользоваться сеть авиамодельных студий FLYcraft. «Я попал в очень интересную юридическую ловушку. Когда ты регистрируешь ИП, то выбираешь свой ОКВЭД, и есть такое понятие как основной и дополнительный вид деятельности. Когда-то давно, около четырех лет назад, когда я только открывал ИП, то еще не знал, буду ли в дальнейшем заниматься студиями по авиамоделированию, и указал это дополнительным видом деятельности. Конечно, в итоге это стало основной работой. Но так как основной ОКВЭД у меня - реклама, а по факту это авиамоделинг, получить поддержку не получилось», - сказал директор сети студий.

«Мы воспользовались мерами поддержки, они касались именно того бизнеса, который относился к сфере услуг и развлечений. Поддержка составляла около 12 тыс. рублей в месяц, два месяца нам ее платили», - говорит руководитель гончарной студии «Г.Л.И.Н.А» Эльвира Пузикова.

Как отмечают руководители творческих и учебных студий, для поддержки бизнеса в период пандемии пришлось адаптироваться под новые форматы работы, в частности проводить уроки в режиме онлайн. Участники рынка согласны, что такое направление является перспективными, однако вряд ли оно когда-нибудь сможет полностью заменить очную работу с клиентом. Мастер-классы по живописи в режиме онлайн проводили и в студии живописи «Арт-Вояж».

«Проводить мастер-классы онлайн по живописи было довольно тяжело. Представьте себе человека, который впервые держит в руке кисть, объяснить ему все нюансы работы, помочь, в онлайн очень сложно. Это совершенно несравнимо с офлайн работой. Конечно, определенные плюсы в этом есть. Например, онлайн-уроки покупали клиенты, которые уже со мной работали, у них уже есть какой-то опыт и им было удобно взять урок онлайн и поработать дома», - говорит художник студии Натали Домнич.

«У нас есть только одна полноценная программа в записи, которую во время карантина мы предложили приобрести со скидкой, ученицам и всем желающим, чтобы поддержать интерес. Это программа по пошиву домашней одежды, она не сложная, поэтому вполне доступна для понимания как опытным швеям, так и ученицам без опыта. Этот курс приобрели достаточно много людей. Кроме того, во время карантина мы выкладывали много бесплатных уроков по пошиву каких-то небольших изделий, т.е. делились полезной информацией для вдохновения учениц. Такие мастер-классы в соцсетях пользовались большой популярностью. В частности, в тот период, когда маски было сложно купить, мы выкладывали бесплатный урок по их пошиву, и, судя по откликам в соцсетях, он пригодился многим», - отмечает руководитель швейной студии «Тремпель» Ольга Пехова.

Как рассказала Эльвира Пузикова, онлайн-уроки гончарная студия «Г.Л.И.Н.А» проводила с доставкой гончарных кругов и всех других необходимых материалов на дом клиентов. «Мы привозили необходимое оборудование, помогали с его установкой, потом также забирали его, клиенты, у которых была возможность, привозили его обратно самостоятельно. Подробные уроки были записаны онлайн, у нас был постоянный чат в WhatsApp для обратной связи с клиентами», - рассказала Эльвира Пузикова.

Кроме того, несмотря на сложный период, студии удалось сделать новый продукт – специальные наборы для занятия лепкой в домашних условиях, которые по возможности доставлялись не только по городу, но и по краю. «В наборе кисточка, глина, в общем все, что необходимо для лепки. Также был абонемент на обжиги, т.е. предусматривалось, что после лепки, клиенты отправляют нам изделие, либо самостоятельно привозят, после чего мы проводили обжиг изделия, и оно уже возвращалось клиенту в готовом виде», - рассказала Эльвира Пузикова.

Новый продукт - домашние наборы для клиентов по сборке самолетов запустили и в сети авиамодельных студий FLYcraft Максима Плешакова. Они до сих пор пользуются спросом среди клиентов. «Первым делом, мы провели в апреле онлайн-марафон для нескучной самоизоляции дома. Марафон был бесплатным, несмотря на то, что нам приходилось нести расходы, закупать подарки и так далее. Затем для заработка хоть каких-то средств, мы стали активно создавать наборы самолетов для сборки дома. Процесс их создания был крайне трудоемким. Нужно было протестировать набор, оптимизировать производство, сделать под него коробку, в общем учесть очень много факторов. Много времени уходило на создание видеоинструкции к наборам. Мы купили оборудование, стали осваивать искусство видеосъемки и монтажа», - рассказал Максим Плешаков.

В целом игроки рынка отмечают, что вряд ли онлайн-формат сможет полностью заменит очную работу с клиентом, однако это направление является очень перспективным. «Развивать онлайн направление необходимо, за ним будущее. Когда я стоял на почте и отправлял посылку с набором для сборки самолетов куда-то в Чебоксары, то осознал, что могу не ограничивать себя в географии, если офлайн-бизнес может быть заключен в рамках города, района, то онлайн не ограничивает в географии», - выразил мнение Максим Плешаков.

Сейчас многие учебные студии и творческие мастерские вернулись к прежнему режиму работы с соблюдением требований Роспотребнадзора. На рабочих местах есть средства дезинфекции и антисептики, в помещениях регулярно проводится уборка и проветривание.

С послаблением карантинных мер у авиамодельных студий FLYcraft была возможность проводить только индивидуальные обучающие занятия на открытом воздухе. Таким услугами, по словам Максима Плешакова, пользовались и взрослые. Вернуться к полноценной работе удалось только в августе, который традиционно не самый активный месяц на спрос. Стоимость услуг в студиях повышать не стали.

«Сложилось сразу несколько отрицательных факторов, повлиявших на бизнес. Сама ситуация с пандемией; в детских центрах лето, особенно август, не активный сезон. Еще немаловажный фактор, как только было объявлено о снятии карантина, сразу на следующий день, стали звонить арендаторы и просить оплату аренды по полной ставке, хотя доход не восстановился. Здесь опять же с кем-то удалось договориться, с кем-то нет», - отметил Максим Плешаков.

Как рассказала художник студии живописи «Арт-Вояж» в Краснодаре Натали Домнич, ранее мастер-классы по живописи проводились в кафе и ресторанах. Особой популярностью у учеников пользовалось пространство в ТРЦ «Галерея», однако такой формат проведения встреч до сих пор не восстановился. Сейчас мастер-классы проводятся в небольшой студии в Фестивальном микрорайоне. «Этот фактор сокращает количество людей, потому что многим удобно, когда мероприятия проводятся ближе к центру города», - говорит она.

Студия живописи также проводит выездные уроки для художника - пленэры, однако в связи с пандемией география таких мероприятий до сих пор ограничена. «Ранее мы могли провести пленэры, например, в Италии, сейчас не можем себе такого позволить, в плане географии выездов снизился круг возможностей», - отмечает художник.

«Мы вернулись к прежнему уровню работы, прежней загрузке как только нам разрешили работать. Конечно, в июне мы все равно работали с ограничениями, не на полную загрузку, люди еще опасались ходить на развлекательные мероприятия, но уже в июле-августе, мы работали в прежнем режиме, конечно, с соблюдением всех санитарных норм», - рассказала руководитель гончарной студии «Г.Л.И.Н.А» Эльвира Пузикова.

Она отметила, что стоимость услуг не менялась последние три года и только с этого сентября будет введено небольшое повышение в рамках 10%. «Такая мера принята исключительно из-за того, что очень выросли цены на сами материалы, с которыми мы работаем и, конечно, сохраняются расходы по аренде», - пояснила руководитель гончарной студии.

В швейной студии «Тремпель» цены на курсы остались на прежнем уровне. По словам руководителя студии, после возобновления работы, желающих записаться на занятия было достаточно, несмотря на то, что летом обычно наблюдается спад спроса.

«Как только стало известно, что можно возвращаться к работе, мы заметили, что интерес к нашим услугам даже немного увеличился. Я думаю, в период карантина многие люди смогли обнаружить то, как важно иметь хобби. Для этого у многих обычно не хватает времени, а на карантине времени у всех было достаточно, а вот дело, которым заняться, многим пришлось искать», - говорит Ольга Пехова.

Татьяна Карпухина

Ирина Паукште, основательница модного дома

Автор YouTube-канала «Модные практики» рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, почему она перешла от обычной работы в ателье к собственным видеокурсам кройки и шитья

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы