Курсы валют
75.86
90.46

От эксперимента к внедрению: что надо знать о маркировке производителям воды

10.09.2020 13:17
Эксперты рассказали, на что производителям воды нужно обращать внимание при выборе технического решения для внедрения маркировки продукции
Читайте нас на Яндекс.Новости

Эксперимент по маркировке упакованной питьевой воды в России стартовал 1 апреля 2020 года. Продлится он почти год, его завершение запланировано на 1 марта 2021 года.

В течение этого периода рассчитывают отработать технические и бизнес-процессы, апробировать различные механизмы маркировки, начать формирование нормативной правовой базы.

На 8 сентября участие в эксперименте, согласно данным сайта государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак», принимают 320 компаний, выпущено уже более 31,4 тыс. кодов Data Matrix, позволяющих отслеживать передвижение товаров.

Доступ к участию в эксперименте для производителей воды открыт, проект является добровольным и финансовых затрат в рамках эксперимента участники рынка не несут.

Как работает маркировка

Оператором национальной системы маркировки и прослеживания товаров «Честный Знак» является Центр развития перспективных технологий (ООО «Оператор ЦРПТ»), обеспечивающий юридическую значимость регистрации действий с маркированным товаром в рамках государственно-частного партнерства с Правительством РФ. Оператор ЦРПТ подписывает электронной подписью коды товаров, генерируемые производителями в соответствии с международными правилами GS1, если товар зарегистрирован в системе «Честный Знак», после чего код и подпись наносятся на упаковку товара в виде Data Matrix кода. Такой цифровой код дает возможность отследить весь путь товара - от конвейера до кассы в розничной точке.

При этом непосредственно нанесение кода – лишь часть процесса. Для того, чтобы маркировка работала, необходимо внедрить специализированное решение – Track&Trace систему, которая устанавливается на предприятии и взаимодействует с ERP, WMS-системами, глобальным оператором маркировки, при необходимости с контрагентами и т.д.

Для чего нужна маркировка

С запросом о введении маркировки в Минпромторг ранее общались сами производители по причине роста доли контрафакта на рынке лечебно-столовой и минеральной воды. По их мнению, цифровая маркировка позволит гарантировать покупателю, что вода, которую он приобретает, является подлинной.

«Помимо очевидной пользы для потребителя от повышения качества продукции, расчеты показывают, что уход нелегальной продукции увеличит ежегодную валовую прибыль легальных производителей на 11 млрд рублей, - комментировал ранее заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов. - Маркировка – один из эффективных инструментов обеспечения безопасности пищевой продукции и напитков».

По словам генерального директора компании Original Group (занимается разработкой и поставкой оборудования и ПО для маркировки) Равиля Гимадиева, правильно внедренная маркировка является элементом цифровизации промышленности и частью экосистемы «Индустрия 4.0». Она позволит компания выявить слабые места в бизнес-процессах за счет возможности проследить весь жизненный цикл продукта: его производство, передвижение по всей цепи поставки и продажу конечному покупателю. Анализ этой информации, уверен Равиль Гимадиев, будет способствовать оптимизации всех процессов.


Как выбрать поставщика решения для маркировки

Выбор поставщика технического решения – самая важная часть внедрения маркировки, от этого будет зависеть эффективность процесса. Поэтому уже на стадии эксперимента Центр развития перспективных технологий призвал поставщиков нести ответственность за процесс от и до. Чтобы избежать проблем, эксперимент должен представлять собой трехстороннее взаимодействие, в рамках которого плотно работают производитель, интегратор и регулятор ЦРПТ.

При выборе поставщика необходимо ориентироваться на наличие у него финализированных решений в отраслях, который уже вышли на этап обязательной маркировки (например, фармацевтическая продукция) или в отраслях, где эксперимент по маркировке близок к завершению (например, производство молочной продукции).

Компания Original Group занимается созданием решений для маркировки с 2006 года. Ее система TraceWay представляет собой законченный работоспособный, глубоко настраиваемый продукт, который системно и индустриально решает задачу маркировки.

Программно-аппаратный комплекс TraceWay обладает всей необходимой функциональностью для работы системы маркировки на предприятии по производству воды. Все производимые им операции полностью соответствуют методическим рекомендациям оператора национальной системы «Честный ЗНАК».

TraceWay – это унификация управления жизненными циклами продукции, повышение прозрачности и оптимизация работы цепей поставок, автоматизация всех операций с индивидуальными кодами продукции, обеспечение целостности данных и недопущение ошибок, минимизация рисков на производстве и повышение его скорости, строгий контроль выпуска продукции, повышение ее качества, сквозная прослеживаемость операций между контрагентами и сквозной контроль качества для потребителей, отслеживание покупательского поведения в режиме реального времени и управление маркетинговыми коммуникациями на основе точных данных.

Original Group предоставляет возможность индивидуального инжиниринга под требования заказчика, гибкие настройки TraceWay позволят предприятию оперативно реагировать на изменения требований регулятора.

В числе преимуществ TraceWay - открытая коммерческая политика и гибкое ценообразование. «Команда нашего вендора TraceWay всегда выезжает на площадку и избегает верхнеуровневых оценок и примерных смет. Мы понимаем, что технические предложения по маркировке не могут быть равны стоимости производственных линий, а именно такой подход используют многие игроки, - рассказала финансовый директор Original Group Юлия Соловьева. - Мы в маркировке с 2006 года, решения для фармы выпускали еще в 2015-м, с официального старта обязательной маркировки. На категории «молоко» мы уже отработали недорогие подходы на основе модели SaaS и для производителей воды предлагаем исключительно оптимальные специализированные решения. Мы также предлагаем полноценную группу экспертов на внедрение и делаем все возможное, чтобы цифровая маркировка не поставила производителя в тупик».

Внедрение системы маркировки и развертывание системы Track&Trace - сложный и местами совсем неочевидный процесс. Поэтому при отсутствии на предприятии серьезной IT-службы и технологов для организации проектных команд, лучше доверить этот процесс крупным ИТ-компаниям, имеющим опыт успешной реализации подобных проектов.

Михаил Соловьев, руководитель проекта ТЕАТР.KRD

Руководитель ТЕАТР.KRD Михаил Соловьев рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о конкуренции среди независимых театров, сколько денег приносит показ одного спектакля, а также поделился...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы