Курсы валют
76.47
90.41

Туризм в пандемию: как коронавирус повлиял на работу гидов и экскурсоводов

22.09.2020 10:38
Частные гиды, экскурсоводы и организаторы туров рассказали сайту «Деловая газета.Юг», как пандемия повлияла на их работу и отразилась на предпочтениях туристов
Читайте нас на Яндекс.Новости

Карантин и ограничения на перемещения, которые были введены в связи с пандемией коронавируса внутри России, поставили в сложное положение работу туристических гидов.

На Кубани работа всех развлекательных и досуговых заведений была приостановлена с 26 марта 2020 года. В том числе, пришлось полностью остановить деятельность, как туристическим компаниям, так и частным гидам, экскурсоводам и организаторам туров. Возобновить работу с туристами они смогли только спустя несколько месяцев, объекты туристического показа и туристско-экскурсионные маршруты в регионе открыли с 27 июня.

Как рассказал президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров (АГПЭиТМ) Александр Осипов, в период карантина без работы остались 100% гидов и экскурсоводов. При этом многие из них не могли получить даже минимальную поддержку от государства, поскольку критерии для этой сферы строгие.

Гидами и экскурсоводами, отмечает Осипов, можно работать по найму, в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и самозанятого. В первое время ограничений в связи с пандемией субсидии для самозанятых не были предусмотрены. С предложением поддержать эту категорию президент России Владимир Путин выступил 11 мая. 

Когда туристов нет 

Профессиональный экскурсовод Марина Воронина, которая проводит пешеходные экскурсии по Краснодару и относит себя к самозанятым, работу с туристами приостановила в марте. 

«Не только я - городской экскурсовод, но и коллеги по всей стране и миру остались без работы в преддверии открытия курортного сезона на несколько месяцев. Месяц март хорош для экскурсоводов в наших курортных городах тем, что начинаются каникулы у школьников, и в это время есть спрос на школьные экскурсии, но в связи с ограничениями - они отменились. Никаких групповых экскурсий не было», - отметила представитель отрасли.

За выплатами Марина Воронина не обращалась, пережить период карантина ей помогла материальная поддержка со стороны родственников.

«Весной пришлось отменить абсолютно все туры по краю. Из-за введения пропускной системы и закрытия всех заповедников и парков, туры на побережье стали просто невозможными. Убытки в этот период я не понесла, но, и в плюсе, конечно, не была», - говорит организатор авторских туров, краснодарский блогер и фотограф Алена Прокудина.

Девушка организует туры как самозанятая. Она также отмечает, что не обращалась за выплатами субсидий, предназначенных для этой категории деятельности.

В период карантина отменить все запланированные мероприятия пришлось и организатору туров Анастасии Джамирзе. Вместе с мужем Батыром они занимаются организацией авторских туров по Кавказу, Черноморскому побережью, а также возят туристов за границу. Все денежные средства клиентам за отмененные фототуры были возвращены. «Мы вернули все средства без проблем, так как те деньги, которые переводят клиенты не тратятся до того момента, пока не совершается поездка. Какие-то мероприятия вроде корпоративных выездов для компаний были перенесены и реализованы в июле», - поделилась гид.

В период карантина предпринимательнице удалось получить выплаты, предназначенные для пострадавших от коронавируса отраслей. «На ИП были перечислены средства в размере 12 тыс. рублей в месяц, на выплаты на покупку дезинфицирующих средств, масок и прочего мы не подавали», - рассказала Анастасия Джамирзе.

Как отмечает руководитель компании ЮгИнТур, гид-переводчик Максим Селезнев, после введения ограничений в марте компания столкнулась с отменами экскурсий не только среди русских туристов, но и иностранцев. Компания занимается организацией экскурсий по югу России, Крыму, Кавказу и Ростовской области для русских и иностранных туристов.

«Разумеется, все группы туристов отменились, в том числе, должны были приехать итальянцы, испанцы, англичане. Кроме того, у нас уже были предоплаты и предзаказы. Какую-то часть денежных средств вернули, какую-то часть выдали ваучерами на проведение экскурсий на следующий год, так как, в случае с иностранцами работа с ними уже не возобновится в этом году. В этот период работы не было вообще, учитывая, что наши русские туристы тоже не ездили. Временно мы просто перестали работать», - отметил представитель отрасли.

В период карантина компания получила двухразовую выплату МРОТ, также была подана заявка на предоставление двухпроцентного кредита. Однако при подаче документов предприниматель столкнулся с бюрократическими проволочками. В итоге найти банк для получения государственного кредита под такой процент с подходящими условиями удалось не сразу.

В этот непростой период удержаться на плаву помогли личные средства, поддержка знакомых. «Сама специфика ведения бизнеса в России практически не позволяет создать какую-то финансовую подушку безопасности на случай таких ситуаций», - пояснил Максим Селезнев.

Новые предпочтения

Как рассказал руководитель компании ЮгИнТур, в целом простой составил четыре месяца - с марта по июнь. Вернуться к работе в полной мере не удалось до сих пор, поскольку иностранные группы туристов, с которыми также работает компания, уже не приедут в этом году. В связи с этим был изменен формат работы компании, в частности, был запущен новый сайт, который ориентируется исключительно на русских туристов.

«В этом году наметилась такая тенденция – стало очень много винных туристов. Их стало значительно больше, подобная история была в 2014 году, когда стал развиваться внутренний туризм. В то время ввели санкции против российского правительства из-за ситуации с Крымом, поменялся курс евро, доллара и многие не решались ездить заграницу и путешествовали по России. Сейчас то же самое, приехало много туристов, которые ранее предпочитали отдыху в России зарубежные страны. На юг приехали и представители целевой аудитории выше среднего сегмента, многие из них интересуются винным туризмом. Ведь покупаться в море и покататься на яхте - занятия, которые могут быстро надоесть», - поделился наблюдением Максим Селезнев.

Он также добавил, что стоимость их услуг после пандемии выросла незначительно, в отличие от ситуации со средствами размещения. «Повышение стоимости составило до 10%. Мы не поднимали цены на 30%-50% как это делали некоторые гостиницы, потому что, в том числе, не хотели создавать большую нагрузку на туристов», - рассказал эксперт.

По словам организатора туров Анастасии Джамирзе, сейчас ей в полной мере удалось вернуться к работе. При этом летом спрос на фототуры стал больше, чем ранее. Спросом пользовались как туры по Краснодарскому краю, так и Крыму, Дагестану и Кавказу.

«Когда случилось пандемия, была мысль заняться чем-то другим, так как казалось, что в ближайшее время с турами все будет плохо. Я как раз до этого отучилась на юриста, но потом случилось такое активное лето, что заниматься новой деятельностью, просто не было времени. Если честно, не ожидали, что летом будет высокий спрос. Я думала, что отменят карантин, у людей закончатся деньги, и они будут озабочены прежде всего их заработком, а никак не отдыхом, но это оказалось не так», - говорит гид.

Как отмечает организатор туров, в частности, летом значительно вырос спрос на индивидуальные туры. «Раньше мы проводили такие мероприятия 1-2 раза в год. Индивидуальный тур - это когда ты на весь день едешь только со своей компанией, либо с отдельным человеком. Ранее он стоил 10 тыс. рублей, а затем 12 тыс. рублей – для жителей Краснодара это довольно дорого, но стали приезжать туристы из других регионов и заказывать такие экскурсии. Например, жители Москвы не считают это высокой ценой. И если раньше только по выходным дням мы могли собрать полные туры, то сейчас это прекрасно получается и в будни, не знаю связано ли это с пандемией или просто с закрытыми границам», - говорит она.

По словам предпринимательницы, в среднем стоимость туров увеличилась на 15%. При этом Анастасии Джамирзе не связывает это с пандемией, такую стоимость рождает спрос.

Как рассказала организатор авторских туров Алена Прокудина, она также отмечала этим летом больший спрос среди клиентов из других городов. «В данное время удалось полностью возобновить работу. Стало даже больше клиентов с других городов. Связываю это с тем, что сейчас россияне могут полноценно путешествовать только по стране, и наш край, и Крым, сейчас в приоритете», - отметила она, добавив, что цены на услуги не изменились.

Стоимость экскурсий осталась на прежнем уровне и у экскурсовода по Краснодару Марины Ворониной. Она отмечает, что этим летом, как и в прошлом году, среди туристов было много москвичей, наибольшее количество заказов – из Москвы. Также приезжали жители Крыма, этим летом она проводила экскурсии для жителей Зауралья, Дальнего Востока и Ростовской области. Однако спрос на экскурсии по городу, все же был заметно меньше, чем в прошлом году.

«Поток туристов стал меньше, чем в 2019 году. Так, например, в прошлом году я не справлялась с некоторыми заказами из-за их количества и передавала их коллегам. Лето для гидов всегда достаточно насыщенное время, поэтому есть с чем сравнить. Тем не менее несмотря на пандемию, туристы ехали в наш город, им интересен Краснодар, его история, прошлое и настоящее. Понимая ситуацию с пандемией и финансовым сложностями, которые она принесла, радуешься тому, что люди приезжают, у них осталась эта пытливость, интерес к жизни других городов и стран», - говорит Марина Воронина.

Онлайн-экскурсии или гид в кармане

В период пандемии некоторые гиды пробовали проводить экскурсии и привлекать туристов онлайн. Для проведения онлайн-экскурсий использовался Zoom, Skype и YouTube. Кто-то в период послаблений выходил на улицу и вел прямой эфир в соцсетях, а кто-то рассказывал о достопримечательностях в домашних условиях с помощью презентаций и карт.

Как отмечает экскурсовод Марина Воронина, в период карантина она сама с позиции туриста посмотрела несколько подобных онлайн-экскурсий. Такой формат работы экскурсоводу понравился, однако, по ее мнению, вряд ли он когда-нибудь сможет заменить живые экскурсии с гидом.

«Мне было любопытно, и я как турист посмотрела несколько таких экскурсий. Мне понравилось. Но в этом все равно не хватает живого контакта. Любому гиду будет не хватать взаимодействия с туристом в онлайн-общении. Он не видит того, кому рассказывает экскурсию, не может пошутить или отреагировать на шутку, поймать взгляд, почувствовать настроение и так далее. Всех этих вещей просто не хватает в прямых трансляциях. Сама я еще не проводила таких экскурсий, но и такой возможности в будущем не отрицаю», - отметила она.

С таким мнением согласен и гид Максим Селезнев: «Я сторонник живого общения и считаю, что это лучшее, что может быть».

«Когда случился период карантина и простоя, это не значит, что гиды ничего не делали. Это время можно было потратить с пользой для себя и своего саморазвития, для реализации творческих планов, потому что большая часть работы - это не просто выйти и провести экскурсию. Чтобы ее провести, нужно хорошо подготовиться, гид тренируется всегда. Думаю, многие кто занимаются этой профессией, точно также распределяли свое время и занимались подготовительной работой. Но доходов не было, мы оставались без работы и до сих пор эта ситуация сказывается. Если сравнить сколько экскурсий я проводила в прошлом году, и осенью после лета, их было гораздо больше, чем сейчас», - сказала Марина Воронина.

Татьяна Карпухина

Артем Миронов, основатель проекта «Голос города»

Сайт «Деловой газеты.Юг» поговорил с Артемом Мироновым о создании проекта «Голос города», его развитии и планах вывести иммерсивные променад-спектакли на один уровень популярности...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы