Курсы валют
75.45
90.03

Альтернатива кредиту: выгодно ли привлекать деньги через облигации

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
29.10.2020 14:13
Эксперты рассказали «Деловой газете. Юг» о возможностях привлечения денег через выпуск облигаций
Читайте нас на Яндекс.Новости

Выпуск облигаций — универсальный инструмент для привлечения финансов. Помимо самих денег, компании приобретают публичность своего долга, который может стать ориентиром для следующих финансовых заимствований, в том числе и в банках.

Краснодарский край является лидером среди регионов ЮФО и СКФО по объему эмиссии корпоративных облигаций и по этому показателю входит в топ-10 регионов страны. По данным пресс-службы Южного ГУ Банка России, на 1 октября текущего года в обращении находятся облигации семи компаний Кубани. За первые три квартала 2020 года четыре компании ЮФО реализовали эмиссию шести выпусков облигаций на общую сумму 43,8 млрд рублей.

Впрочем, как отметили в компании «Фридом Финанс», в 2020 году из почти 500 размещений корпоративных облигаций только три выпуска относятся к предприятиям Краснодарского края. Это лучше, чем ничего, но в компании уверены, что предприятий, выпускающих облигации, в регионе может стать существенно больше.

Открыться перед публикой

Облигации — это долговые ценные бумаги, которые предполагают право владельца на обратную продажу в оговоренный срок и получение заранее установленного купонного дохода. 

«Компания выпускает облигации, чтобы привлечь деньги, например, для развития производства, реализации инвестиционного проекта или рефинансирования текущей задолженности, а инвесторы приобретают выпущенные облигации, получая через оговоренный срок вложенные средства и доход, — прокомментировали в пресс-службе Южного ГУ Банка России. — Для эмитентов рынок облигаций привлекателен наличием широкого круга инвесторов, перспективой создания публичной истории, что немаловажно для небольших компаний. С помощью выпуска облигаций они могут привлечь беззалоговое финансирование, что невозможно при банковском кредитовании. Залог требуется только при выпуске структурных облигаций — их эмитентами могут быть только банки, брокеры, дилеры и специализированные финансовые общества, которые в соответствии с целями и предметом их деятельности вправе проводить эмиссию структурных облигаций».

Формирование публичной истории положительно влияет на имидж компании, демонстрирующей, что она готова расти. Все это дает возможность удешевить привлечение инвестиций в будущем и способствует повышению узнаваемости бренда. Как отметил портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист, в дальнейшем публично торгуемый долг может быть ориентиром для последующих заимствований, в том числе и в банках.

Еще один несомненный плюс — на облигационном рынке можно привлечь длинные деньги — на более долгий срок. Для предприятия это может быть особенно важно, если у него имеются долгосрочные проекты с большим временным циклом. Именно поэтому в последние годы ценные бумаги все чаще привлекают внимание малого и среднего бизнеса. Деньги от выпуска облигаций могут направляться на решение любых задач, которые ставит перед собой компания. Кроме того, данный источник привлечения заемных средств обладает большей прогно­зируемостью. 

Однако, как считает трейдер по облигациям «Фридом Финанс» Александр Жуляев, выпуск облигаций — лишь один из инструментов для привлечения финансирования. Компания может использовать его наряду с кредитными инструментами. При этом у каждого инструмента свои особенности, достоинства и недостатки, которые нужно учитывать. Цели же привлечения средств у всех таких инструментов совпадают. Это может быть как рефинансирование/реструктуризация задолженности, так и обычная хозяйственная деятельность: пополнение оборотных средств, расширение бизнеса, новые проекты, приобретение, создание или расширение инфраструктуры. В идеале для диверсификации источников финансирования компании целесообразно иметь все инструменты в своем портфеле.

Когда объем имеет значение

Выпуск облигаций — альтернативный и конкурентный банковскому кредиту способ фондирования корпораций. Оба они часто сопоставимы по условиям (удобству, срокам привлечения, ставкам), но каждый имеет свои относительные преимущества и недостатки, зависящие от конкретной ситуации, рассуждает Александр Жуляев. Получить действительно большую сумму, например 100 млрд руб­лей, по мнению собеседника «ДГ. Юг», более реально и проще через кредит в крупном банке. Тем не менее такие преимущества, как возможность привлекать средства без обеспечения и без дополнительных условий, которые обычно сопутствуют кредиту (поддержание оборотов по расчетному счету, зарплатный проект), потенциально более низкие процентные ставки из-за наличия ликвидного рынка, публичная кредитная история, длинные сроки привлечения и необходимость диверсификации источников денежных ресурсов, будут и далее привлекать эмитентов на облигационный рынок, поддерживаемый высоким спросом на бумаги качественных эмитентов среди инвесторов.

Однако, по мнению эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игоря Галактионова, объем привлечения средств с помощью облигаций может быть кратно выше, чем тот лимит, который готовы предоставить кредитные организации. Также есть возможность гибко подойти к структуре погашения, залоговому обеспечению и другим  характеристикам.

«Нельзя сказать, что облигации всегда и во всем выгоднее банковских кредитов, однако у них есть свои преимущества. Во-­первых, зачастую на облигационном рынке можно привлечь более длинные деньги по сравнению с банковским финансированием. Во-­вторых, можно обойтись без залогов, тогда как банки очень любят использовать механизм обеспечения», — отметил директор Краснодарского филиала компании «Открытие Брокер» Александр Игнатенко. 

«Ставки заимствований через облигации могут быть как выше, так и ниже, чем по кредитам, — комментирует Евгений Жорнист. — Кроме того, держатели облигаций не придут с просьбой вернуть деньги раньше срока и не попросят увеличить купон в связи с изменившимися рыночными условиями. И, опять же, помимо самих денег, компания приобретает публичность своего долга».

Выгода может определяться не только сиюминутными, но и долгосрочными целями. Для компании, нацеленной на долгосрочный эффект, целесообразно грамотное сочетание кредитных и облигационных программ, еще раз подчеркнул Александр Жуляев. 

Как отметили в Южном ГУ Банка России, когда компания выходит на фондовый рынок, то перед ней широкий круг инвесторов. Может быть предусмотрена оферта с правом выкупа. На рынке действуют законы конкуренции. Поэтому стоимость заимствования зависит не только от показателей деятельности эмитента, наличия у него рейтинга долгосрочной кредитоспособности, прозрачности бизнеса и других параметров, но и от рыночной конъюнктуры.

Сколько стоит выпуск устроить

По сравнению с банковским кредитом выпуск облигаций более сложен по процедуре, занимает больше времени и требует дополнительных первоначальных расходов, прокомментировал Александр Жуляев. По этой причине при выпуске облигаций требуется профессиональная команда для анализа эмитента и конструирования эмиссии, подготовки документов в соответствии со стандартами и их регистрация в уполномоченном органе, для анализа конъюнктуры рынка и маркетинга, а также непосредственного размещения на бирже. Каждый этап требует определенного времени. Средние сроки подготовки эмиссии — от двух до шести месяцев. Для самой компании это сложный процесс, но для команды профессионалов — рутинная работа. 

Как отметили в Южном ГУ Банка России, чаще всего от выпуска облигаций предприятия останавливает непонимание, как формируется стоимость выпуска. Многие считают, что это дорого. Но стоимость выпуска корпоративных облигаций зависит в первую очередь от их типа и метода размещения. Если речь идет о закрытой подписке или коммерческих облигациях, то некоторые этапы выпуска можно пропустить, следовательно, снизить стоимость эмиссии. В общем виде расходы на выпуск облигации формируются из четырех составляющих:

— комиссия организатора, который дает консультацию по выпуску, и андеррайтера, который гарантирует эмитенту продажу выпуска ценных бумаг. Такая комиссия не является фиксированной и зависит от сложности и объ­емов выпуска;

— комиссия биржи, если планируется на ней размещение; 

— комиссия национального расчетного депозитария. Зависит от перечня услуг, которые он предоставляет; 

— прочие расходы.

Малые не интересуют больших

Объем средств, который можно привлечь с помощью выпуска облигаций, определяется многими факторами. В числе основных Александр Жуляев назвал величину компании, опять-таки ее пуб­личную кредитную историю и кредитные рейтинги, процентную ставку, которую компания готова заплатить. При этом слишком маленький по объему выпуск может стать неликвидным на вторичном рынке, а слишком большой — потребует дополнительной премии инвесторам. Во многом это определяется индивидуально. Компании малой и средней капитализации, как правило, привлекают за один раз от 100 млн до 1 млрд рублей. В таких выпусках основные участники — физические лица, так как для банков и инвесткомпаний это небольшие (соответственно, неинтересные) объемы для покупки. А такие гиганты, как «Газпром» или «Роснефть», имеют в своем активе облигационные программы на десятки миллиардов рублей.

Как пояснил Евгений Жорнист, есть разные сегменты облигационного рынка. Классический рынок — это, скорее, от 3 млрд руб­лей. При таком объеме займа на него могут обратить внимание большие рыночные участники: управляющие и страховые компании, банки, пенсионные фонды. В этом случае и ставка купона может быть ниже. Но не каждая компания готова занять такую сумму. Для более мелких займов будет и другой круг интересантов. Обычно доходности в таком сегменте выше и значительно более существенную долю облигаций покупают физические лица. Сегодня сегмент высокодоходных облигаций приобретает все большее распространение. 

Для совсем небольших компаний есть сегмент коммерческих облигаций. Эти бумаги не обращаются на бирже. При этом их можно покупать и продавать внебиржевыми сделками. Размещать их значительно проще и быстрее, но вот найти спрос — это основная задача, которую необходимо решить. Здесь почти все покупают именно физические лица, и нужны организаторы, которые могут это спрос организовать.

Пройтись по всем этапам

Общий порядок эмиссии предусмотрен соответствующим Положением Банка России от 19 де­каб­ря 2019 года № 706-П 

«О стандартах эмиссии ценных бумаг». Предприятие может выпустить корпоративные облигации одного из трех типов: классические, биржевые, коммерческие. Такое разделение существует лишь потому, что на практике регистраторами выпуска могут выступать Банк России — в случае выпуска классических облигаций, биржи — если речь идет о биржевых облигациях, или национальный расчетный депозитарий, регистрирующий коммерческие облигации.  

При этом процедура выпуска любых облигаций состоит из шести этапов. 

На первом этапе совет директоров или общее собрание акционеров компании принимает решение о размещении, содержащее основные характеристики предстоящей эмиссии: способ размещения, сумму, срок погашения или порядок его определения, способы обеспечения исполнения обязательств (по облигациям с обеспечением), указание на возможность досрочного погашения.

На втором этапе компания совместно с организатором выпуска готовит и утверждает эмиссионные документы. К таким документам относятся решение о выпуске, которое составляется на основе решения о размещении, и проспект, который содержит полную и всестороннюю информацию об эмитенте. 

После подготовки и утверждения эмиссионных документов следует этап их регистрации. 

После того как эмиссионные документы зарегистрированы, можно проводить размещение.  Существует два способа размещения: по открытой и по закрытой подписке. Открытая подписка доступна только для классических и биржевых облигаций и позволяет обратиться к максимально широкому, заранее не определенному кругу инвесторов. В свою очередь, закрытая подписка подходит только для классических или коммерческих облигаций. Она предполагает размещение облигаций среди заранее определенного круга лиц, без выхода на биржу. 

Этап обращения зависит от того, каким образом облигации были размещены, и подразделяется на два вида: биржевое обращение, когда предполагается обращение ценных бумаг на торгах бирж, и внебиржевое, когда взаимоотношения между покупателем и продавцом принимают любую форму взаимодействия вне организованных лицензированных площадок. 

Заключительный этап — представление в Банк России уведомления об итогах выпуска организацией учетной системы, которая производит учет прав на облигации, или отчета об итогах выпуска.

Рынок вас оценит правильно

По времени выпуск классических облигаций занимает два-три месяца. Коммерческие выпускать проще и быстрее — один-полтора месяца для дебюта и порядка недели впоследствии. Стоимость же зависит от очень многих факторов и является переговорной, комментирует Евгений Жорнист. Величина купона тоже может быть неожиданной для компании. Рынок может оценить эмитента не так, как он сам себя оценивает. Инвесторы, возможно, не поверят в его «историю». Могут просить премию за разные нюансы, премию за дебют. Но не стоит этого бояться. Есть масса примеров, когда второе и третье размещения проходят уже намного более успешно.

«Объем привлекаемых средств теоретически может быть любой. Практически же привлечение менее 100 млн рублей может стать слишком дорогим, ведь основные расходы на сделку традиционно не зависят от объема выпуска, — резюмирует Александр Игнатенко. — С юридической точки зрения процедура выпуска облигаций уже давно обкатана и не занимает много сил и времени. Нюансы могут возникнуть, если компания малоизвестна на рынке либо объем размещения очень небольшой. Тогда поиски потенциальных организаторов и инвесторов могут затянуться».

Дмитрий Райв

Артем Полторанин, директор компании-разработчика ReadyScript

Сайт «Деловая газета.Юг» поговорил с разработчиком интернет-магазинов о том, как современные IT-решения могут помочь зарабатывать в Сети даже «кустарям-одиночкам»

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы