Курсы валют
75.45
90.03

Пандемия значительно изменила предложения банков и запросы их клиентов

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
30.10.2020 14:31
Банк УРАЛСИБ провел онлайн-конференцию для журналистов СМИ Южного федерального округа
Читайте нас на Яндекс.Новости

Банк УРАЛСИБ провел онлайн-конференцию для журналистов СМИ Южного федерального округа, участие в которой приняли председатель правления ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Константин Бобров и управляющий филиалом «Южный» УРАЛСИБа Эдуард Колесников. Разговор на конференции шел о том, как банки работали во время и после пандемии, и как будет развиваться банковский сектор в ближайшей перспективе.

Как рассказал Константин Бобров, в первые недели пандемии перед банками стояла главная задача – необходимо было за короткие сроки перестроить свою работу и адаптировать бизнес к новым условиям так, чтобы не допустить никаких сбоев в работе сервисов и взаимодействии с клиентами. Поэтому Банк УРАЛСИБ начал подготовку к работе в новых условиях еще до начала введения основных ограничений. Ключевые изменения были реализованы буквально за две недели, и уже к концу марта банк был готов работать в новом формате. Обстановка требовала, прежде всего развития онлайн-форматов работы сотрудников и предоставления услуг клиентам. Всего в это время на удаленный режим работы было переведено около 3 тысяч сотрудников УРАЛСИБа по всей России, это фактически треть всего численного состава. Одновременно банк внедрял дистанционные решения для продажи продуктов и услуг для того чтобы обслуживание клиентов в период ограничений было полноценным. 

Каждый месяц приносил банкирам новые вызовы и задачи. В апреле главный фокус в работе был сделан на мерах поддержки клиентов. Наиболее востребованными из них стали государственная программа кредитных каникул по 106-ФЗ и собственные программы банков по реструктуризации долга для физлиц и бизнеса. Всего в период пандемии, по словам Эдуарда Колесникова, было реструктурировано около 20% кредитов в розничном сегменте, и около 15% – в сегменте малого бизнеса. Скоро массово заканчивается срок кредитных каникул, и банки ожидают, что  на просрочку могут выйти от 20 до 30% реструктуризированных кредитов физлиц и около 10-15 % – в малом бизнесе. По оценке Константина Боброва, не критично для банков, это примерно на уровне показателей по реструктурированным кредитам в докризисное время. Оптимизм внушает то, что, по словам Эдуарда Колесникова, судя по первым месяцам осени, большая часть реструктурированных ссуд возвращается по графику. 

В мае-июне банки стали активно разрабатывать и выводить на рынок продукты, которые по своим параметрам соответствовали изменившимся запросам клиентов. За время пандемии заметно вырос интерес к онлайн-услугам, доставке, новым продуктовым сегментам, коробочным решениям. Как пример – банк УРАЛСИБ в мае предложил своим клиентам новую карту «Прибыль», разработанную на основе их предпочтений – с повышенным процентом на остаток, кэшбэком за покупки, онлайн-заказом и доставкой. Она быстро стала самой востребованной картой у клиентов УРАЛСИБа. В этот же период был запущен сервис электронной регистрации, позволяющий регистрировать сделки с жильем онлайн по всей стране, причем, бесплатно для клиентов и партнеров банка. Говоря о заметных трендах на рынке, возникших за время пандемии, председатель правления УРАЛСИБа отметил рост интереса к страхованию жизни и здоровья, следствием чего стало появление коробочных решений по страховым продуктам. Снижение доходности по депозитам вызвало спрос на инвестиционные продукты, услуги управляющих компаний. В сегменте малого бизнеса отмечается повышенный запрос на гарантии, в том числе – онлайн, а также интерес к дистанционным сервисам.

В дистанционный формат ушли не только продукты и взаимодействие с сотрудниками, но и мероприятия командообразования. В сентябре банк, вместо традиционной спартакиады, провел общебанковскую Киберспартакиаду, в которой сотрудники со всей страны соревновались в наиболее популярных киберспортивных дисциплинах. Этот формат теперь также станет одним из традиционных для банка.

Если говорить о традиционных направлениях банковского бизнеса, то лучше всего себя чувствует обеспеченное кредитование – ипотека и автокредиты. Спрос после падения в период ограничений в этих сегментах практически восстановился уже в июне-июле, и по итогам последних месяцев объемы находятся на новых максимумах. Потребительские кредиты растут не так быстро, находясь под давлением снижения доходов населения. В корпоративном секторе спрос на оборотное кредитование практически восстановился, но массово возобновлять инвестиционную активность, в том числе за счет заемных средств, компании пока не спешат.

Онлайн сохранит значение и в будущем, развиваясь в самых разных направлениях банковского бизнеса, – считает Константин Бобров. Клиенты за время пандемии протестировали онлайн-сервисы, оценили их преимущества, и вряд ли откажутся от них в будущем. Оба формата – онлайн и офлайн – будут дополнять друг друга, имея каждый свою специфику.  Онлайн будет использоваться для простых сделок и стандартных операций, а офисы будут предназначены для сложных сделок, которые требуют от клиентов размышления, разговора «глаза в глаза» и консультации специалиста, выбора альтернативных вариантов. И в ближайшей перспективе банки будут искать наиболее оптимальное сочетание этих двух форматов.

Журналистами был задан вопрос и о том, как банковская отрасль справилась с коронакризисом, какие последствия этот период имел для банков. 

По оценкам председателя правления УРАЛСИБа, банковская отрасль прошла период пандемии без особых потерь. В целом банковская система сегодня обладает существенно большим запасом капитала и ликвидности чем в 2008 и 2014 годах. Банки демонстрируют куда более осторожное отношение к риску и выстраивают свои стратегии, учитывая самые неблагоприятные варианты развития событий. 

Примером может служить сам банк УРАЛСИБ, в основе действующей стратегии которого лежит контрцикличная модель. Такой подход предполагает, что банк не склонен агрессивно наращивать портфели в некризисные годы, что позволяет не сворачивать бизнес-направления  в случае наступления стрессовой ситуации. В октябре  текущий рейтинг банка с прогнозом «Позитивный» подтвердило рейтинговое агентство Moody’s, что говорит о стабильном состоянии банка при преодолении ситуации, сложившейся в последние 5-6 месяцев.

 
Деловая Газета.Юг

Галина Кошелева, основатель бизнес-квеста Hardlite

<p>Основатель бизнес-квеста для студентов Hardlite Галина Кошелева рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о своем проекте, планах проводить игры по всей стране, а также о том, почему...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы