Курсы валют
73.72
89.21

За закрытым занавесом: как пандемия сказалась на работе театров Кубани

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
26.11.2020 11:08
Председатель Краснодарского отделения союза театральных деятелей РФ Анатолий Дробязко рассказал о работе театров в условиях пандемии
Читайте нас на Яндекс.Новости

Пандемийные ограничения существенно повлияли на финансовое положение театров. И если муниципальные организации оказались под защитой бюджета, то частные театры — на грани банкротства. О катастрофическом положении в этой сфере, о том, как сейчас вынуждены зарабатывать артисты, рассказал «ДГ. Юг» Анатолий Дробязко, председатель Краснодарского отделения союза театральных деятелей РФ, заслуженный артист Кубани, актер.

— В какой ситуации сейчас находятся актеры и театры Краснодарского края на фоне пандемии?

— В затруднительном положении. С середины марта, так же как и все, актеры были вынуждены соблюдать режим самоизоляции, часть творческого процесса перешла в онлайн. В некоторых театрах выходили в эфир три раза в день, в других — один раз или реже. Вначале это вызывало определенный интерес, аудитория была достаточно большой, но затем все меньше людей смотрело трансляции, и со временем внимание к такому формату общения с актерами угасло. Конечно, существенно упали доходы. Ведь, помимо оклада, актеры получали надбавки за сыгранные спектакли. 

После летнего отпуска все театры и концертные организации вышли на работу, большинство пока только репетирует. Некоторые уже представили в закрытом режиме премьеру нового спектакля, как Молодежный театр — «Нужен перевод» в постановке лауреата премии «Золотая маска» Георгия Дитятковского. Довели до логического завершения в Краснодарском академическом театре драмы им. Горького спектакль «Горе от ума», премьера которого была назначена на весну, а в Музыкальном театре ТО «Премьера» — балет «Мир». Репетируют в Туапсе, Новороссийске. Все работают, но это больше на перспективу, как говорят, «в стол», надеясь на то светлое будущее, когда в театры придет зритель. В Молодежном театре, закончив один спектакль, приступили к следующей постановке, в академическом театре драмы приступили к работе над пьесой «Три сестры» по Чехову. К сожалению, там не успели запустить свою открытую площадку.

Театральная жизнь, в общем, сохранилась, она есть, но в закрытом режиме. В разных регионах страны где-то разрешили проводить спектакли со зрителями с ограничением по их численности в зале, где-то поговаривают о пропуске в залы по QR-кодам. Когда у нас разрешат частично пускать зрителей, знают только губернатор края и Роспотребнадзор. 

Театры работают, но нет обмена энергией, театры перестали зарабатывать, работники и актеры потеряли в зарплате, а ведь у них кредиты, дети, у многих съемное жилье. 

Понятно, что сохраняется опасность распространения коронавируса, но в то же время уже разрешили работать тем же торговым центрам.

— Каков реальный доход актеров сегодня?

— Я вам не скажу о частных театрах, но в государственных зарплаты снизились примерно на 30–40%, притом что и до пандемии получали небольшие деньги. Лично у меня так.  Самое плохое — никто не знает, как долго продлится эта ситуация. Уже отменили все новогодние спектакли и представления, а это были ощутимые заработки.

У частных театров ситуация еще хуже. Они выживают, как могут: продолжают или открывают обучение актерскому мастерству на платной основе, запускают экспериментальные проекты в виде лекций, встреч. 

Актеры, где только могут, ищут любую подработку: ведут мероприятия, проводят праздники в детсадах, участвуют в съемках кино, сериалов, для которых уже часто выбирают локации в Краснодарском крае, идут работать грузчиками, занимаются отделочными работами.

— Театральные деятели поднимали вопрос о бедственном положении в этом виде искусства на уровне региональной власти?

— Нет. Приведу один пример. Я как-то написал письмо на имя губернатора по поводу закрытия программы на местном телеканале «Территория культуры». Его подписали известные люди: народные артисты, лауреаты «Золотой маски», композиторы, писатели — очень достойные люди. Ответ получили от телерадиокомпании: там не видят целесообразности в такой передаче. Нас просто не стали слушать. 

Сейчас, когда вирус вновь быстро распространяется, никакие обращения не помогут, все аргументируют опасностью заражения и, с одной стороны, будут правы. Вторая волна коронавируса набирает обороты, и найти обоснованную причину для отказа легко. Хотя посмотрите на громадные очереди в госучреждения — какая там дистанция безопасности? На толпы в торговых центрах, поликлиниках. Отписку не хочу получать.  

Мы ждем, но у театральных работников тоже заканчивается терпение, и, я думаю, зимой можно ожидать массовых писем и обращений во все инстанции. Ну не могут люди выжить на мизерные зарплаты. 

У нас один из самых благополучных регионов по распространению этого вируса, но почему-то театральные фестивали и спектакли со зрителями идут в Хабаровске, Курске, Екатеринбурге, Москве, хотя там была ситуация с пандемией намного хуже, чем у нас.

Есть еще и другой минус в этой ситуации. Любой труппе театра, актерам нужен зритель, чтобы не потерять форму, не потерять навыки общения с публикой, особенно для молодых актеров. Это, на самом деле, очень большая проблема в нашей среде, главные режиссеры это отлично понимают. Уже не раз показанный спектакль можно восстановить, а вот новую постановку нужно обкатывать, «наращивать мясо». Через полгода вынужденного перерыва нужно снова вызывать режиссера, заново репетировать, а на это требуются деньги, которые пойдут в минус театру.

Мы не хотим сидеть сложа руки, но вынуждены. В этом году отменили фестиваль «Театральный разъезд», театральный фестиваль для детей «Под солнышком», краевой фестиваль «Кубань театральная».

— Актеры могут уйти из театров?

— Я не исключаю такого развития ситуации. Ведь они имеют семьи, которые надо кормить. Пока такого не было, но, если такие меры продлятся еще полгода в 2021-м, это будет катастрофа. Фактически полтора сезона уйдут в пустоту. Это отразится на посещаемости, на финансах, не будет денег на новые постановки, на приглашения режиссеров, можно забыть о планах на предстоящие два-три сезона. 

— А были идеи альтернативных форм заработка театров?

— Нет, все немногочисленные идеи столкнулись с запретами и благополучно умерли. Даже на проведенный на открытом пространстве футбольный матч между командами двух театров была негативная реакция. Хотя изначально разрешение было. Идею, когда 9 мая артисты поздравляли ветеранов песнями, тоже раскритиковали. Да можно, наверное, что-то придумать в виде платных интернет-проектов, постановок на телевидении, радио, но это все равно не театр в его изначальном формате и способе общения со зрителем. 

— Какие у вас есть прогнозы на следующий год?

— Это даже не прогноз, а констатация факта. Дальше падать работникам театров и актерам уже некуда: 14–16 тыс. рублей зарплаты — это уже почти прожиточный минимум. На это выжить нельзя. Пока никаких программ поддержки театров нет. Не хотелось брать на себя эту проблему, но, наверное, придется обратить внимание губернатора Вениамина Кондратьева и на эту катастрофическую ситуацию. Может, нам хоть что­нибудь пообещают, хочется, чтобы на театры обратили внимание, в том числе и на частные, помогли. Но, скорее всего, это произойдет уже после спада второй волны коронавируса.

Егор Никитин

Деловая Газета.Юг

Таша Косма, совладелец кафе «Гуляш и куртош»

Совладелец кафе «Гуляш и куртош» Таша Косма рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, как открыть в Краснодаре заведение трансильванской кухни, до чего может довести любовь к кур...

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы