Курсы валют
73.72
89.21

Действовать нельзя ждать: тренды на рынке готового бизнеса

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
10.12.2020 11:50
Эксперты рассказали об изменениях на рынке готового бизнеса в связи с пандемией коронавируса и дали советы тем, кто задумывается о приобретении своего дела
Читайте нас на Яндекс.Новости

По итогам третьего квартала 2020 года аналитики «Авито» фиксируют рост интереса пользователей к покупке готового бизнеса. Управляющий директор «Авито Товаров» Алексей Куракин совместно с другими экспертами рассказали о том, какие изменения за последние несколько месяцев произошли на рынке готового бизнеса в России в целом и Краснодарском крае в частности и на что обратить внимание тем, кто задумывается о приобретении своего дела.

Растут спрос и предложение: итоги третьего квартала для рынка готового бизнеса в России

Возобновление работы большинства предприятий и введение мягких ограничений, а не повторного локдауна осенью оказали положительное влияние на рынок готового бизнеса в России: по данным «Авито», в третьем квартале 2020 года интерес к покупке действующих компаний вырос на 16% по сравнению со вторым кварталом. Растет и количество объявлений о продаже готового бизнеса: в период с июля по сентябрь текущего года объем предложения вырос на 8% по сравнению с предыдущим кварталом. Увеличение интереса пользователей к покупке и продаже компаний позволяет говорить о том, что рынок готового бизнеса прошел яму карантина и вошел в фазу восстановления. 

С этим согласен Максим Новицкий, основатель компании «Альтера-Инвест»: «Наиболее сильное падение мы отмечали в мае: количество запросов на покупку готового бизнеса у нас упало примерно на 70%, в это же время мы ударились о дно, после чего произошел отскок и спрос начал расти. Люди стали меньше бояться, многие из них готовы действовать. Сейчас мы восстановились, но я думаю, что 30–35% от привычного уровня спроса мы пока недосчитываемся. В то же время изменился клиент: на рынок приходят те, кто понимает, что именно сейчас нужно покупать. Сейчас можно приобрести бизнес чуть дешевле и войти в рынок, пока он еще слабый, есть время, чтобы подготовиться, понять бизнес-процессы». 

В третьем квартале 2020 года активнее всего на продажу выставляли предприятия агропромышленного комплекса, при этом за прошедший квартал интерес к этой отрасли несколько снизился. Наибольший интерес к покупке готового бизнеса у россиян вызвали предприятия в сфере развлечений и общественного питания, по сравнению со вторым кварталом спрос в данных категориях увеличился на 29 и 21% соответственно. Средняя цена на готовый бизнес не изменилась и осталась на уровне предыдущих отчетных периодов. Точку общественного питания на «Авито» в среднем можно приобрести за 800 тыс. рублей, бизнес в сфере услуг обойдется покупателю в 480 тыс. рублей. Самыми дорогостоящими оказались сельскохозяйственные предприятия, средняя цена которых составила 2 млн рублей. Средняя цена интернет-магазина снизилась на 15% в сравнении с предыдущим кварталом и составила 55 тыс. рублей. 

Южные регионы не отстают

В соответствии с общероссийскими трендами спрос на покупку готового бизнеса в Краснодаре вырос: по итогам третьего квартала жители южного региона на 15% чаще, чем в прошлом квартале, интересовались покупкой предприятий. Число предложений о покупке готового бизнеса выросло на 17%, чаще всего продают компании в сфере услуг и торговли. По сравнению с третьим кварталом 2019 года количество объявлений о продаже действующих предприятий выросло на 5%.

В этом году из-за связанных с пандемией ограничений туристический сезон на Кубани оказался на два месяца короче, чем обычно. По данным минкурортов, за три летних месяца 2020 года Краснодарский край принял на 40% меньше туристов, чем годом ранее. Вместе с тем в ведомстве отмечают, что во время бархатного сезона сохраняется высокая загрузка в четырех- и пятизвездочных отелях, объектах, работающих по системе «все включено», с развитой инфраструктурой и благоустроенными территориями. 

«Пандемия всколыхнула волну продаж: в южных регионах желающих приобрести небольшие объекты гостиничного бизнеса резко стало больше. Тот ажиотаж, который сложился на рынке на сегодняшний день, образовался из-за невозможности многих граждан осуществить выезд за рубеж. В этом году повезло с точки зрения погоды: температурный режим позволяет южным курортам до сих пор принимать у себя гостей. Также немаловажную роль сыграл факт продления сезона на государственном уровне», — рассказывает Эдуард Демидов, глава комиссии отельеров общероссийской общественной организации «Опора России» в Санкт-Петербурге. 

Объявления о продаже бизнеса в сфере услуг, торговли и общепита формируют 70% предложения на «Авито». В период самоизоляции эти сферы оказались наиболее уязвимы, а по итогам второго квартала аналитики отмечали снижение потребительского интереса в указанных категориях. Однако уже в третьем квартале спрос начал восстанавливаться. В Краснодаре за прошедший квартал интерес к покупке торговых предприятий вырос на 33%, предприятий общественного питания — на 31%. При этом сильнее всего краснодарцев привлек бизнес в сфере развлечений: спрос в данном сегменте вырос на 57%.

«Мы заметили интерес покупателей из других регионов к приобретению бизнеса в Краснодарском крае. Во-первых, в этом сезоне туда перетекли деньги и спрос: несмотря на закрытые границы, люди все равно хотели отдыхать. Во-вторых, не все готовы строить бизнес, например, в Москве. Многим людям Краснодар более понятен с точки зрения атмосферы и ритма жизни, более комфортен в плане климата. Если у человека уже есть экспертиза в какой-либо из сфер, то южные регионы могут стать вполне подходящим местом для того, чтобы реализовать свой потенциал», — комментирует эксперт по продаже готовых бизнесов Андрей Зенин. 

Вместе с тем эксперты отмечают, что с окончанием пандемии и открытием границ интерес к отдыху в южных регионах начнет возвращаться на докризисный уровень, хотя некоторая его часть все же прирастет по сравнению с «доковидными» временами. Эдуард Демидов считает, что даже с учетом роста курса иностранных валют повышенного интереса россиян к отдыху в Краснодарском крае, аналогичного этому году, в регионе уже не будет. В текущем сезоне обострились проблемы южных курортов, связанные с дефицитом квалифицированных кадров и объектов размещения, сравнимых по уровню сервиса с зарубежными. Эксперт уверен, что для поддержания высокого спроса южным регионам необходимо сосредоточиться на повышении качества предоставляемых услуг и оптимизации ценовой политики. 

Какой бизнес в цене?

Средняя цена готового бизнеса в Краснодаре в третьем квартале 2020 года снизилась на 11% по сравнению с предыдущим кварталом и на 5% по сравнению с предыдущим годом. 

«Постепенное снижение стоимости готового бизнеса отмечается на протяжении последних нескольких лет: примерно с 2017 года цена бизнеса понемногу падает. Я бы не сказал, что это глобальный тренд, который влияет на рынок, скорее это обу­слов­ле­но уровнем развития экономики нашей страны. Если смотреть на цифры, то есть сферы, где предприниматели готовы снижать стоимость, а есть бизнесы, которые с начала года, наоборот, выросли в цене, причем довольно существенно», — поясняет Максим Новицкий.  

Дороже всего в Краснодаре продают действующие производственные предприятия: в третьем квартале 2020 года их средняя цена составила 1,1 млн рублей, кварталом ранее предприятия в категории стоили в среднем 1,5 млн рублей. Готовый бизнес в сфере общественного питания обойдется примерно в 800 тыс. рублей, это на 15% дороже, чем во втором квартале. Средняя цена предприятий сферы услуг по итогам отчетного периода составила 400 тыс. рублей, в сравнении со вторым кварталом она не изменилась, а вот по итогам года выросла на 33%. 

С приходом пандемии активность на рынке готового бизнеса снизилась, однако он не впал в стагнацию: сделки совершались даже в период самоизоляции, а с его окончанием их количество пошло в рост. Во время коронакризиса на рынке появились выгодные с точки зрения цены предложения, что создало для владельцев бизнеса новые возможности для его расширения. 

«За время пандемии я увидел следующую тенденцию: стало освобождаться много площадей, которые раньше были недоступны. Это топовые локации в каждом городе, которые раньше заполучить было практически невозможно. По итогам первой волны многие площади остались свободны, и цены на их аренду сильно упали. Предприниматели, которые поняли, что им выгоднее сейчас забрать эти площади, получили возможность усилить свою экспансию», — рассказывает эксперт по продаже готовых бизнесов Андрей Зенин.

Эксперты сходятся во мнении, что нельзя выделить наиболее или наименее удачные сферы для покупки готового бизнеса: все зависит от конкретного объекта, целей и ориентиров покупателя, его готовности брать на себя риски и вкладывать средства, время и силы в развитие бизнеса. 

«Я считаю, что мы напрямую привязаны к карантинным мерам, то есть спрос и рынок в целом будут восстанавливаться по мере того, как будут ослабляться карантинные меры. Чем больше будет вводиться ограничений, тем больше люди будут бояться инвестировать и тем хуже себя будет чувствовать бизнес. И наоборот, чем меньше этого будет, тем быстрее люди будут приходить в себя и психологически, и экономически», — отмечает Максим Новицкий.

Деловая Газета.Юг

Алексей Зацепилин, основатель сети кофеен «Зацепи кофе»

Создатель сети «Зацепи кофе» рассказал сайту «Деловая газета.Юг» о развитии своего бизнеса и о том, как выделиться среди множества кофеен

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы