Курсы валют
73.72
89.21

Александр Руппель: Кубань для туристов — территория высокого качества

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
22.12.2020 12:47
Вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель рассказал «ДГ. Юг» о перспективах развития курортной отрасли региона в условиях пандемии коронавируса
Читайте нас на Яндекс.Новости

Курортно-туристическая отрасль одной из первых пострадала из-за ограничений, связанных с пандемией. Однако на Кубани падение оказалось не столь глубоким. О дальнейших перспективах отрасли в беседе с «ДГ. Юг» рассказал заместитель главы администрации Краснодарского края Александр Руппель, занимающийся в том числе вопросами развития курортов и туризма в регионе.

— Александр Александрович, как вы оцениваете итоги летнего курортного сезона в Краснодарском крае?

— Туристический рынок Краснодарского края последние пять лет развивался темпами, значительно опережающими показатели других сфер экономики. Мы привыкли к стабильному росту количества гостей из года в год. С 2014 года турпоток в регион вырос на 20 % и достиг в прошлом году показателя 17,3 млн человек. Еще больше вырос объем услуг, оказанных предприятиями отрасли, — в денежном выражении он составил более 139 млрд рублей.   

Конечно, 2020 год внес существенные коррективы в привычный темп работы курортной сферы. Это сказалось на показателях работы отрасли: высокий сезон стартовал на два месяца позже, чем обычно. Всемирная туристская организация прогнозирует в 2020 году спад общего турпотока на 60–80 %. В соседней Турции турпоток упал более чем на 70 %. Похожие цифры показывают крупные курортные регионы Европы. Краснодарский край принял более 11 млн гостей, спад по сравнению с прошлым годом — 33 %. Снижение получилось значительно меньше, чем у многих наших европейских конкурентов. Поэтому можно считать результат удовлетворительным.

— А какие перспективы, на ваш взгляд, у зимнего сезона? Насколько востребованы зимние курорты в южном регионе?

— По нашим прогнозам, кубанские курорты, особенно в горном кластере, на зимних праздниках в этом году будут даже более востребованными, чем в прошлом. Бронирование отелей и гостиниц в горах уже достигло 90 процентов, а по побережью в праздники спрос на отдых держится в районе 75 %. В целом мы планируем принять в новогодние праздники порядка 400 тыс. гостей, и основная задача — сделать их отдых комфортным и безопасным. 

Мы провели уже несколько выездных совещаний в горном кластере. Буквально на прошлой неделе объехали все курорты, посмотрели на дополнительные меры, которые обеспечивают санэпидбезопасность, — это круглосуточная дезинфекция помещений, дополнительные окна для продажи ски-пассов, новые точки входа, дезинфекция кабин подъемников… 

Все отдыхающие проинформированы о том, что в регионе заведения общепита не работают с полуночи до семи часов утра и новогодняя ночь не станет исключением. В гостиницах работает система доставки, чтобы гости могли встретить Новый год в семейном кругу, а в полночь из окна или с балкона своего номера посмотреть праздничный фейерверк. Мы также информируем туристов о необходимости соблюдать масочный режим, социальную дистанцию, пользоваться санитайзерами, внимательно относиться к своему самочувствию. 

Хочу особо подчеркнуть, что курорты Краснодарского края зимой — это не только «горнолыжка» и не только Сочи. У нас есть множество других направлений для туризма и отдыха. Во время новогодних праздников будет работать более 250 объектов туристского показа, экскурсионные маршруты и центры активных видов отдыха. Это познавательный туризм, круглогодичные экскурсионные программы. Традиционно популярен зимой отдых на термальных источниках. У нас их около 50, большая часть — в Апшеронском и Мостовском районах.

Вообще, Краснодарский край должен позиционироваться как регион, где можно отдыхать круглый год. Для кубанских курортов в последние годы всесезонность стала визитной карточкой. И мы будем и дальше работать над этим. 

— Какие меры администрация края приняла для поддержки представителей курорт­но-гостиничного бизнеса в период карантина и связанных с ним ограничений?  

— Ситуация с распространением коронавирусной инфекции действительно поставила острый вопрос перед туристической сферой. Однако сегодня можно говорить о том, что период, когда важно было просто сохранить санаторно-курортную отрасль, прошел. Государством были приняты беспрецедентные меры поддержки: отсрочки и отмены платежей в бюджет, субсидии, снижение налоговых ставок, беспроцентные кредиты и займы. Мы понимали, что если не поддержим малый и средний бизнес, то потеряем целый пласт экономики, который будет восстанавливаться годами. Динамика основных налоговых поступлений показывает, что меры поддержки оказались действенными: критического снижения численности сотрудников и уровня доходов предприятий санаторно-курортной и туристской отрасли не наблюдается.

Отдельное внимание было уделено детскому отдыху и оздоровлению. Судите сами: в прошлом году в здравницах Краснодарского края отдохнуло более 290 тыс. детей, в этом — всего 27 тыс. Из более чем сотни наших детских здравниц открылось только 44, а ведь к сезону основательно готовились: делали ремонт, совершали закупки. Падение более чем в 10 раз — это очень серьезно. 

Поэтому в рамках плана по восстановлению экономики региона было принято решение о компенсации детским здравницам затрат на текущий и капитальный ремонт в рамках подготовки к сезону. Общая сумма этой меры поддержки — 200 млн рублей. Кроме этого, предприятия детского отдыха и оздоровления смогут обнулить налог на имущество за 2020 год.

Сейчас на федеральном уровне решается, как еще помочь нашим детским здравницам выжить, ведь таких масштабных оздоровительных детских комплексов, как на Кубани, нет больше нигде. Да, это направление менее маржинально, но крайне важно для государства, ведь дети — наше будущее. Не поддержим эти предприятия сегодня, значит, завтра можем просто их потерять. Поэтому мы предложили внести в готовящийся национальный проект по развитию туризма целый раздел, посвященный детскому отдыху. Причем развивать его нужно комплексно — не только реновацию помещений делать и территории благоустраивать. Нужно, чтобы детям было интересно, чтобы эти пространства наполнялись инновационными и интересными вещами, тогда они будут и обучающими, и развивающими, и работать смогут круглый год. К этому нужно стремиться.

— Насколько помогла нашим курортам программа кешбэка, которую инициировало правительство РФ? Какой объем средств по этой программе получил Краснодарский край?

— Окончательные итоги второго этапа программы будут подведены в ближайшее время Ростуризмом. Тогда мы точно будем знать, сколько туристов воспользовалось программой для путешествия на Кубань. Предварительные итоги нас очень радуют. По информации крупных туристических операторов, курорты Краснодарского края лидируют по числу приобретенных туров. Наш регион для отдыха выбирают 44% от общего числа участников программы, то есть почти каждый второй. Но это и очевидно: Краснодарский край привлекателен для туристов. По имеющимся данным, в общей сложности туристы потратили на отдых в Краснодарском крае в рамках программы более 43 млн рублей, средний чек составил 57,7 тыс. рублей, средняя продолжительность туров — девять ночей.

Программа будет продлена на зиму, она работает, она понятна людям, а для семей с небольшими доходами возможность вернуть 20 тыс. рублей совсем не маловажный момент. Для участия во втором этапе программы заявлено более 200 объектов санаторно-курортного комплекса края. Программу уже продлили на новогодние праздники. Поехать в путешествие можно с момента оплаты, но вернуться надо до 10 января 2021 года. 

При этом важно, что по программе кешбэка можно пройти и постковидную реабилитацию в наших санаториях. Сейчас такие программы действуют в 47 учреждениях. Ряд из них начал разработку туров еще в мае, поняв актуальность этого направления. Краснодарский край действительно обладает уникальными бальнеологическими ресурсами. Вместе с оборудованием наших санаториев и профессиональными кадрами мы можем предложить качественный, полезный и доступный по цене продукт. 

Хотел бы обратить внимание: в нашем регионе есть и собственные программы стимулирования спроса — это «Южная здравница» и «Отдых с видом на горы». Принцип действия у них немного другой. Вместо кешбэка турист получает скидку. Причем не за счет бюджета, а за счет санатория, отеля или другого средства размещения, в которое он приезжает. Положительные результаты у этих программ также есть. Мы наблюдаем стабильный спрос со стороны наших гостей на эти продукты.

В перспективе мы также будем рассматривать варианты стимулирования спроса за счет кешбэка, программ лояльности или дисконтных программ. В любом случае такие программы должны учитывать специфику нашего региона, сезонное и географическое распределение туристических потоков.

— Почему с июня 2020 года был объявлен мораторий на взимание курортного сбора? 

— К такому решению губернатора Вениамина Кондратьева подтолкнули обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса. Мораторий действует до конца этого года, и планов по его продлению нет. Это значит, что курортный сбор будет взиматься с 1 января 2021 года. Ставка его сохранится на минимальном уровне — 10 рублей с одного совершеннолетнего человека в сутки. Сейчас мы рассматриваем варианты градации ставки курортного сбора в зависимости от сезона и города или района, где он взимается. Но пока окончательное решение по этому вопросу не принято.

— Сколько средств было собрано за весь период действия курортного сбора в нашем регионе и как с их помощью была улучшена туристическая инфраструктура? 

— На сегодня курортный сбор принес в краевой бюджет дополнительно более 373 млн рублей. Освоение этих средств началось в прошлом году. В основном они инвестируются в благоустройство курортных территорий. Например, в Сочи в 2019 году за счет средств сбора были установлены теневые навесы, лавочки, урны, туалетные модули, фотозоны на пляжах. В Геленджике благоустроен сквер, в Горячем Ключе установлены урны и уличные тренажеры.

В этом году работа продолжилась: за счет средств сбора в Геленджике был установлен новый объект показа — памятный знак морякам-куниковцам, которые первыми высадились на Малой Земле в ходе освобождения Новороссийска. Проходит благоустройство улиц, парков, скверов, установка стел и арт-объектов, лавочек и урн, обустройство спортивных и детских площадок — словом, на эти средства делается многое, чтобы наши курорты радовали глаз и привлекали туристов.

Сегодня курортный сбор — это пока эксперимент, и решение о включении муниципального образования в территорию этого эксперимента принимает руководство города или района. Заявок от новых муниципальных образований мы пока не получали. Возможно, ситуация изменится ближе к летнему курортному сезону. Думаю, в этом вопросе многое будет зависеть от эпидемиологической ситуации и рыночной конъюнктуры.

— Какие, на ваш взгляд, есть недостатки у наших курортов, которые вам хотелось бы исправить? Каковы планы администрации края по дальнейшему развитию и популяризации курортов?  

— С развитием курортной сферы сейчас связан глобальный блок задач. Пересекая границу региона, турист должен понимать, что он находится на территории высокого качества. Для этого необходима соответствующая инфраструктура, в том числе и придорожного сервиса, чем мы комплексно и системно займемся. 

Такой же системный анализ мы проведем в отношении пляжных территорий — на предмет внешнего вида, оснащенности, доступа, качества услуг. На финальной стадии сейчас находится разработка нового стандарта по организации пляжного отдыха. Он затронет архитектурный облик, уровень обслуживания, безопасность, организацию торговли. Разработаем четкое брендирование территорий, в том числе мест для реализации товаров ремесленников и легкой промышленности, а также их физическое размещение. 

При этом важное направление — мониторинг качества предоставляемых услуг, сбор и анализ обратной связи от туристов. В этом поможет в том числе Центр управления регионом. Мы ставим цель пересмотреть сам подход к рассмотрению жалоб — не бояться их, не прятать, а воспринимать как возможность с каждым днем становиться лучше. 

Еще один фронт работ — модернизация инфраструктуры курортных территорий, поддержка индустрии детского отдыха и оздоровления, восстановление и реконструкция пляжей, набережных, легализация теневого сегмента рынка туристического жилья. Эту работу будем вести совместно с федеральными органами власти, в том числе в рамках нового закона, который сейчас готовится, и национального проекта. 

Помимо этого, будет продолжена работа по расширению границ сезонности, развитию отдельных видов туризма, созданию туристско-рекреационных кластеров. Будет полностью изменена работа по продвижению курортного потенциала нашего региона в СМИ. Также вместе с финансовым блоком мы проработаем вопрос субсидирования авиаперелетов с выгодных для нас территорий исходя из среднего чека, который оставляет турист на наших курортах. Все эти меры позволят восстановить туристические потоки и ежегодно наращивать в тех темпах, которые предусмотрены Стратегией 2030.

Дмитрий Райв

Ирина Паукште, основательница модного дома

Автор YouTube-канала «Модные практики» рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, почему она перешла от обычной работы в ателье к собственным видеокурсам кройки и шитья

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы