Минувшей весной руководство страны ввело беспрецедентные меры поддержки отечественного бизнеса, пострадавшего от последствий коронавирусной пандемии. Одним из проводников этих мер в Южном федеральном округе стал КБ «Кубань Кредит» ООО. О том, как строилась работа с предпринимателями, кто мог рассчитывать на льготные кредиты и в чем особенность государственных программ, рассказал заместитель председателя правления банка Александр Калинич.
— Александр Иванович, какие шаги для поддержки регионального бизнеса предпринял банк «Кубань Кредит» с началом весеннего локдауна?
— Введение карантинных мер усилило значимость удаленных каналов взаимодействия. Мы сразу упростили необходимый пакет документов и расширили перечень актов для электронного документооборота. Работа в этом направлении не прекращается. В частности, в ноябре в нашем Банке реализован механизм удаленной регистрации в залог объектов недвижимости по кредитам для бизнеса. На сегодняшний день услуга доступна только для клиентов головного офиса, но в 2021 году она будет внедрена по всей филиальной сети.
— Как в тот период вел себя региональный бизнес?
— Практически всю весну наблюдалось объяснимое снижение кредитной активности, но после снятия в мае ограничительных мер в банк снова начали обращаться корпоративные клиенты — как за новыми кредитами, так и с просьбой помочь погасить действующие обязательства.
— Участником каких государственных программ по поддержке бизнеса стал банк?
— В апреле банк вошел в число участников программы льготного кредитования бизнеса на неотложные нужды для сохранения занятости в рамках постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 422. В мае «Кубань Кредит» включили в список уполномоченных банков по выдаче льготных кредитов на возобновление деятельности согласно постановлению Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 696.
Кроме того, банк предоставлял действующим клиентам кредитные каникулы в рамках Федерального закона от 3 апреля 2020 года № 106-ФЗ и проводил реструктуризацию займов. Кстати, реструктурировать кредит на стандартных условиях можно и сейчас.
— В чем особенности каждой из программ?
— Программа кредитования на неотложные нужды позволила на срок до 12 месяцев профинансировать клиентов, чтобы они могли выплатить заработную плату и внести платежи в различные фонды. В первые месяцы кредиты были беспроцентными, с 1 декабря 2020 года и до окончания срока действия договора установлена ставка 2,25 %.
Программа «Возобновление деятельности» дала возможность до 1 ноября 2020 года кредитовать на любые бизнес-цели под 2 % годовых. Льготная ставка сохраняется в течение базового периода и периода наблюдения. Причем клиент не уплачивает проценты сразу — они переносятся в основной долг по итогам завершения каждого периода.
При выполнении условий программы, включая сохранение штата на уровне 90 % численности персонала и более, клиент освобождается от погашения основного долга и процентов. Задолженность перед Банком возместит Министерство экономического развития РФ. Для клиентов, обеспечивших сохранение численности на уровне от 80 до 90 %, к погашению будет назначена только половина суммы начисленного основного долга и процентов. Остальную часть также уплатит Минэкономразвития.
— Каковы условия, при которых бизнес мог воспользоваться той или иной программой?
— Программы преимущественно рассчитаны на клиентов, представляющих отрасли, которые в наибольшей степени пострадали от ситуации с COVID-19. Перечень отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434. На возобновление деятельности поддержка также предоставлялась некоммерческим организациям, включенным в соответствующие реестры, и клиентам, требующим дополнительного внимания согласно условиям постановления Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 696.
Те, кто не соответствовал необходимым параметрам, но нуждался в финансировании, могли рассчитывать на льготные кредиты по программам банка, которые реализуются совместно с Минэкономразвития, Министерством сельского хозяйства РФ и Корпорацией МСП.
— Представители какой бизнес-сферы в первую очередь обратились в банк за поддержкой в рамках госпрограмм?
— Первые льготные кредиты на неотложные нужды общим объемом 36 млн рублей были выданы ресторанной сети. В целом по этой программе 73,5 % кредитных средств предоставлено ресторанному бизнесу, 26,5 % — санаториям. Основной объем займов на возобновление деятельности пришелся на санаторно-курортный, гостиничный и ресторанный бизнес — 36 %. Представителям сферы перевозок и деятельности в области автотранспорта выдано 22 % кредитов, розничной торговли — 20 %, производства — 12 %.
— Что дало банку заключение соглашения с государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ?
— Увеличение скорости рассмотрения заявок и привлечение большего числа новых клиентов за счет кредитования без залога. Например, на 1 декабря 2020 года под поручительство ВЭБ действовало 142 договора по программе «Возобновление деятельности» на сумму свыше 430 млн рублей. Из них 60 % — это соглашения с новыми заемщиками.
— Расскажите, пожалуйста, об итоговых результатах льготного кредитования по программам господдержки.
— В рамках постановления № 422 (на неотложные нужды) банком было заключено 10 кредитных договоров на сумму 50 млн рублей. На возобновление деятельности предоставлено 195 кредитов общим объемом 525 млн рублей. В итоге поддержку получили 193 корпоративных клиента, благодаря чему было сохранено порядка 7000 рабочих мест в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Стоит отдельно отметить, что в период пандемии банком проведено 272 реструктуризации, в том числе 64 — на условиях Федерального закона № 106-ФЗ.
— Какие задачи по кредитованию бизнеса банк ставит на 2021 год?
— КБ «Кубань Кредит» продолжит активно участвовать в программах льготного кредитования и увеличивать действующий портфель займов с государственной поддержкой. Это направление сегодня наиболее востребовано у бизнеса. По-прежнему будем совершенствовать свою коммерческую продуктовую линейку и поэтапно модернизировать кредитный процесс. Много внимания будет уделено разработке цифровых сервисов и дистанционных каналов взаимодействия с бизнесом. Реализация намеченных планов позволит Банку оптимизировать работу и вывести обслуживание клиентов на новый уровень.