Банки взяли активный курс на цифровизацию. Сегодня все больше услуг можно получить дистанционно, не посещая отделение банка. И даже в самом банке становится все меньше необходимости общаться с сотрудником кредитной организации.
Несмотря на то что пандемия стала серьезным испытанием, во время которого резко вырос спрос на цифровые сервисы, диджитализация по-прежнему активно развивается.
Так, например, в Абсолют Банке (ПАО) в прошлом году заработали личный кабинет ипотечного клиента на сайте, справки для физических лиц онлайн, электронная сделка по ипотеке, заявление на реструктуризацию ипотечного кредита онлайн, консультации по банковским продуктам в WhatsApp, витрина объектов недвижимости на сайте, открытие депозита новому клиенту без посещения офиса, ипотечная сделка на территории партнера, электронная оценка недвижимости.
Результат для бизнеса банка, по словам руководителя Абсолют Банка в Краснодаре Сергея Яценко, был очевидным: доля цифрового бизнеса в 2020 году в кредитной организации достигла 57% и продолжила расти.
Похожую тенденцию отмечают и в Росбанке (ПАО). Как рассказала «ДГ. Юг» Сюзанна Подмазова, директор территориального офиса Росбанка в Краснодаре, развитие и совершенствование каналов дистанционного обслуживания являются одним из стратегических направлений работы. Сейчас можно совершать большинство привычных банковских операций без посещения офиса. Чтобы обеспечить доступ клиентов к услугам Росбанка, там предусмотрели возможность их получения с помощью мобильного приложения (существуют мобильные приложения для физических и юридических лиц), контакт-центра и интернет-банка.
Елена Бакуменко, бизнес-лидер банка «Открытие» в Краснодарском крае, отмечает еще один важный плюс диджитализации: возможность привлекать клиентов из тех регионов, где нет физического присутствия отделений банков.

Но не все сервисы остаются востребованы. Сергей Яценко отметил, что с завершением локдауна востребованность некоторых онлайн-продуктов снизилась.

Самые популярные опции мобильного приложения, подчеркивают банкиры, — это переводы и платежи с использованием Системы быстрых платежей или по заранее заведенному шаблону: клиенты ценят свое время, и задача банка — помочь им проводить привычные операции максимально быстро и просто. Все больше возрастает спрос на онлайн-оформление кредитов и кредитных карт, конверсионные операции непосредственно в приложении.

«Мы видим, что более 65 % россиян раз в три месяца совершают хотя бы одну банковскую операцию в дистанционных каналах. Ситуация с COVID-19 спровоцировала стремительный рост числа пользователей цифровых каналов. В наступившем году темп замедлился, но общая тенденция сохраняется», — поддерживает коллег Елена Бакуменко.
Вместе с тем в банке «Открытие» отметили, что в 2021 году более половины зарплатных денег тратится безналично, а спрос на наличные средства снижается.
Коммуникация с клиентами банков тоже успешно переходит в онлайн-каналы. В Абсолют Банке уже 87% обращений получают именно там.
«Доля текстовых сообщений в чатах за год выросла в два раза и составляет более 25%. Каждый десятый вопрос поступает в наш официальный канал в WhatsApp. Самые популярные темы в обращениях клиентов Абсолют Банка — оформление ипотеки, использование маткапитала в качестве части первоначального взноса и для частичного досрочного погашения. В начале августа мы запустили в бизнес-аккаунте WhatsApp цифрового помощника — чат-бот. Его главная задача — помочь клиентам разобраться с навигацией по конкретным разделам сайта. Он делает это мгновенно. Всего за месяц чат-бот обработал более 20 тыс. сообщений. Если у клиента после этого остаются вопросы, тогда уже на помощь приходит человек и решает их в индивидуальном порядке», — уточнил Сергей Яценко.
Активно дистанционными каналами связи пользуются и юридические лица.
«Сегодня подавляющее большинство заявок от агентств недвижимости и застройщиков мы получаем дистанционно, 95% заемщиков делают заказ оценки квартиры на сайте банка через онлайн-систему SRG. Ожидаем, что доля заемщиков, использующих онлайн-сервис «Ипотека под ключ» от Абсолют Банка, к концу 2021 года достигнет 25% от общего числа. Более 86% наших заемщиков вносят ежемесячный платеж и частичное досрочное погашение кредита через мобильное приложение «Абсолют Mobile» или интернет-банк «Абсолют Online». За год в два раза увеличился спрос на справки в электронном виде. При этом «цифра» не подразумевает отказ от гибких решений и индивидуального подхода к сложным задачам. Это по-прежнему наше важнейшее преимущество, которое высоко ценят наши клиенты и партнеры среди застройщиков и риэлторов», — рассказал Сергей Яценко.
В Росбанке такую тенденцию связывают не только с удобством, но и с растущей популярностью удаленного режима работы. При этом в банке подчеркивают, что такой тренд требует усиленного и ответственного подхода к вопросам безопасности со стороны финансового учреждения.
АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д.18
ОГРН 1027700024560
ПАО Банк ФК «Открытие» 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
ОГРН 1027739019208
ПАО РОСБАНК 107078, город Москва, Маши Порываевой ул., д.34
ОГРН 1027739460737
16+