Фото: предоставлено Анастасией Морозовой.

Ку-ку, мой бизнес! Как ресторатор из Таганрога создает гастрономический центр притяжения туристов

Таганроженка «вылечила» образовавшуюся во время декретного отпуска «дыру в душе» приготовлением французских пирожных

Героиней материала «Деловой газеты. Юг», приуроченного к 8 Марта стала представительница династии рестораторов из Таганрога Анастасия Морозова. Два заведения общепита Морозовых — «Мадам Ку-Ку» и «Дон Марио» — находятся в центре приморского города — в Петровском квартале. Два ресторана – две разные концепции, находящиеся «дверь к двери» друг к другу.

Таганроженка поделилась, как ей удалось превратить хобби в успешное семейное ресторанное предприятие, как семья помогает развитию ее вкусного бизнеса, пригодились ли два высших образования (лингвистика и экономика) для открытия заведений общепита, а также как культурные мероприятия, в том числе танцевальные перфомансы, позволяют привлечь в город толпы туристов.

Муки рождения ресторанного бренда

Свой бизнес Анастасия Морозова начала в 2016 году с частной кафе-кондитерской с блюдами на каждый день «Мадам Ку-Ку». По словам самой «мадам», в ее случае «ку-ку» означает некое легкое помешательство, страсть к тому, что ты любишь делать.

Петровский Квартал расположился в центре Таганрога. Фото: предоставлено Анастасией Морозовой.

«Основной идеей было — попробовать мое хобби в качестве бизнеса. Для меня всегда страстью было приготовление десертов. Так, в 12 лет я приготовила пирог по рецепту на шоколадке. В юности я любила готовить и приглашать на ужины друзей, но двадцать лет назад заниматься кондитерским делом считалось несерьезным — нужно было получить фундаментальную профессию.

Поэтому я выучила два языка, получила два образования: стала экономистом и лингвистом, после чего устроилась на первую работу в банк. Когда же ушла в декретный отпуск, то у меня в душе образовалась «дыра». Тогда я вспомнила, чем я любила заниматься в детстве — что было этим моим «ку-ку», — вспомнила Анастасия.

Кафе соседствует рядом с рестораном. Фото: предоставлено Анастасией Морозовой.

Когда однажды девушка трое суток подряд билась над выпечкой торта для своей дочери, то подумала про себя, что она «какая-то мадам ку-ку». И это название стало именем собственным — Анастасия завела себе одноименный аккаунт в социальной сети и стала создавать кондитерские изделия под своим брендом.

Макаронс «взбудоражили воображение» таганрожцев

Будучи всегда в душе немного француженкой, юная мастер-кондитер стартовала с малоизвестных на тот момент в Таганроге французских пирожных — макаронс. Анастасия не до конца верила, что ее увлечение может принести ей доход, однако публикации красочных фотографий пирожных в социальных сетях вызвали настоящий шквал заказов.

Французская выпечка — «конек» таганрогского кондитера. Фото: предоставлено Анастасией Морозовой.

Вкусовое разнообразие десертов — лакрица, мята, соленая карамель, роза — будоражило воображение пока еще неискушенных покупателей… Постепенно кондитерское производство переехало с домашней кухни в кафе «Мадам Ку-Ку» в Петровском квартале в Таганроге, которое открылось в новогодние праздники и с первых дней стало посещаемым как таганрожцами, так и гостями приморского города.

«Сегодня нашему первому проекту – уже семь лет. Если «Мадам Ку-Ку» — это гастрокафе-кондитерская с десертами и круассанами, то «Дон Марио» — ресторан Азово-Черноморской кухни с российской винной картой и мероприятиями, способствующими развитию эногастрономии в регионе.

Семейный бизнес – это когда нельзя сложить руки

Главным плюсом работы со своими родственниками Анастасия Морозова считает доверие и взаимопомощь, следствием которых является повышение уровня ответственности за свои действия.

Петровский Квартал в Таганроге превращается в арт-резиденцию. Фото: Ирина Волова.

«С родными нельзя «дать заднюю» и опустить руки в сложной ситуации. Всегда есть миссия — прилагать максимум усилий для достижения результатов», — подчеркивает бизнес-леди.

За годы работы Анастасии удалось выстроить правильную рабочую структуру, где сегодня в достатке все кадры — от управления до исполнения. На себя ресторатор взяла операционную деятельность, развитие компании и выстраивание всей стратегии деятельности. Родители же предпринимательницы занимаются инвестированием в новые направления бизнеса, которые могут принести дополнительное финансирование.

«Пример прошлого года: оба ресторана на месяц закрывались на ремонт кухни, косметический ремонт залов, дополнительное оснащение оборудованием и строительство новых помещений для приготовления. В этот период произошло реинвестирование в бизнес с распределением на будущие периоды — возврат финансов», — рассказывает Анастасия Морозова.

Популяризировать Таганрог через кино и искусство

Владелица кафе и ресторана в Таганроге – яркий пример бизнес-леди, для которой работа — это лучшее самовыражение, «творчество в чистом виде».

«Самовыражением для меня также является любовь к родному городу и съемка многосерийного видеопроекта про культурное наследие Таганрога — от Чеховских мест и музеев до фотогеничных локаций и настроения в городе в разные сезоны»,  — рассказывает Анастасия.

В кафе часто проводятся выставки художников. Фото: Ирина Волова.

Вместе со своей командой девушка создает и транслирует позитивный имидж Таганрога, изучает его историю, организует интересные мероприятия общегородского масштаба: художественные выставки, фестивали и перфомансы.

Станцевала на главной улице города

С творчеством таганроженка подошла даже к открытию после затянувшейся реставрации главной улицы города – Петровской, на которой как раз и расположены ее заведения. Предпринимательница устроила на улице настоящий танцевальный перфоманс, который у прессы и общественности вызвал неподдельный интерес.

«В Таганроге хозяйка кафе «Мадам Ку-Ку» нарядилась в вечернее платье и вместе с официантками устроила зажигательные танцы в честь нового асфальта на улице Петровской, который ждали два года. Под композицию «New York, New York!» эффектная таганрогская женщина даже прильнула к свежему асфальту. Официантки «Мадам Ку-Ку» снялись в эпизодах. По информации очевидцев, так в заведении отпраздновали возвращение траффика после двухлетнего перерыва из-за ремонта улицы», — написал в сентябре 2021 года «Кто главный. Ростов».

В танцевальном перфомансе приняли участие владелица бизнеса и официантки. Фото: скрин видео Анастасии Морозовой.

«Было настроение порадоваться событию очень долгожданному для меня и моей команды — завершению ремонта участка Петровской улицы. Обозначить завершение этого «темного» этапа, который отрицательно повлиял на ведение бизнеса, я просто не могла без юмора»,  — признается Анастасия.

Команда кафе феерично отметила ремонт улицы. Фото: предоставлено Анастасией Морозовой.

Пока шел ремонт улицы, рестораны были практически были блокированы: гости добирались до заведений общепита в красивых платьях и на каблуках по щебню и пыли. Доставлять в Петровский квартал продукты по бездорожью пришлось и поставщикам.

В планах – фестивали книг и искусства

Сейчас в планах у предпринимательницы – популяризация локального виноделия, а именно проведение в июне 2024 года ярмарки российских вин. Также запланированы книжный фестиваль и фестиваль искусства, направленные на культурное развитие.

В Петровском Квартале собираются музыканты, художники и писатели. Фото: предоставлено Анастасией Морозовой.

Постепенно Петровский Квартал в Таганроге превращается в арт-резиденцию, где собираются все творческие силы не только города, но и всего региона: громкие локальные бренды одежды, керамики и флористики.

Напомним, в конце 2023 года Анастасия Морозова стала участницей второго сезона ростовского подкаста «Бизнес по душе» Анны Гусевой.

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Информационный обзор редакции

Анастасия Талызина

12+

Новости