В 2022 году многие зарубежные бренды масс-маркета и люкса покинули Россию. Одежду и вещи от них стали в шутку называть «санкционкой» или «запрещенкой». Однако канал для их покупки остался — секонд-хенды, которые продают одежду, бывшую в употреблении или же то, что магазины не смогли продать (стоковые вещи).
Секонды помогают нескольким группам людей: ищущим зарубежные бренды, желающим недорого одеться и тем, кто хочет сохранить природу и живет по принципу осознанного потребления.
Владельцы ряда популярных секонд-хендов в Ростове-на-Дону рассказали «Деловой газете. Юг», почему они могут себе позволить дешево продавать одежду, какой процент вещей отправляется на благотворительность и почему носить одежду из секонда не стыдно.
Купили за 5, продали за 30
Как рассказала администратор ростовского секонд-хенда «Tissue» Татьяна Кочеткова, обычно старые вещи сдаются их владельцами прямо в магазины. После чего одежда попадает в специальные центры обработки и расфасовки товара на разные позиции. На этом этапе из общего потока исключают вещи в плохом состоянии. Некоторые же магазины самостоятельно принимают, отбирают и продают поступающую к ним одежду.
«После сортировочных центров вещи распределяют по стоимости, магазины их закупают исходя из своей ценовой политики. Например, некоторые сэконды могут позволить себе продать вещь за 30 рублей, потому что закупили ее по цене 5 рублей. Другие магазины наоборот выставляют стоимость выше, так как изначально вложили больше», — объяснила Кочеткова.
Базовые расходы при открытии секонда такие же, как в других магазинах: аренда, закупка или сбор товара. Примерно через год после открытия, по словам Татьяны Кочетковой, появляется сверхприбыль, и магазин может выйти в плюс. Но следует учитывать, что здесь, как и в любом бизнесе, есть свои риски, поэтому многие секонды не могут прожить и двух лет.
Новая, но хорошо забытая одежда
За цену одной блузки в брендовом магазине в секонде можно обновить треть гардероба. Часто блузки, рубашки и брюки, которые стоят в супермаркете 2-3 тыс. рублей, в секонд-хенде продают за 200-300 рублей. Главное — уметь находить подходящие вещи, считают представители индустрии.
Часто в такие магазины идут и за брендовыми вещами, и за простой одеждой. Первое в условиях ушедших брендов особенно актуально. Секонды остались одним из немногих каналов продаж, где все еще можно встретить предметы одежды брендов Zara, Mango, H&M. Довольно часто в таких магазинах можно найти и более дорогие бренды — Hugo Boss, Armani, Levi’s, Calvin Klein и Polo.
По словам владелицы ростовского популярного секонд-хенд Svalka Светланы Якимовой, часть вещей поступает в секонды из магазинов — на них даже есть бирки.
«Примерно 1-2 раза в месяц у нас есть запрос от людей, которые закупили большие партии одежды в свои магазины и не могут их продать. Иногда мы покупаем за гроши такие вещи. Это, кстати, пример сверхпроизводства одежды, которая есть в мире. Вещей создают слишком много, часть из них никогда не распродается», — отмечает Якимова.
30% — продается, 60% — на благотворительность
По словам, управляющего секонд-хенда «Чердак» Вячеслава Климова, из общего ассортимента секонд-хенда продается около трети вещей.
«Где-то 30% всех вещей у нас идет на продажу, 60% — на благотворительность. Еще 10-20% разделяется: что-то выбрасывается, что-то сразу уходит на переработку. Как правило, в эту категорию входит ветошь и техника», — пояснил Климов.
Примерно такую же статистику приводит и администратор магазина Svalka Андрей.
«Примерно 70-80% уходит на благотворительность, остальное продается. Вещь мы держим у себя около месяца. Если даже после всех акций и скидок она не уходит, ее отдают волонтерам», — рассказал администратор.
Кроме того, у многих секонд-хендов есть проблема — вещи устаревших, неактуальных моделей. Иногда часть из них возвращается в моду – как оверсайз, кружева и брюки-карго. Однако большой процент фасонов уже вышел из моды на десятилетия вперед. На благотворительность и переработку зачастую отправляются именно эти вещи.
Покупатели экономные и «с ценностями»
Владельцы и администраторы ростовских секондов сошлись во мнении, что целевых аудиторий у такого рода магазинов несколько.
«Выделить целевую аудиторию сложно. У нас покупают все: молодежь и люди среднего, старшего возрастов, дети. Многие из них, конечно, хотят недорого одеться. Также у нас покупают те, кто хочет сделать вклад в сохранение окружающей среды», — рассказал Вячеслав Климов.
Похожий портрет посетителей дал администратор Svalka.
«Много постоянных клиентов, мы сформировали своего рода коммьюнити. В основном люди преследуют одну из целей: просто одеться или же найти брендовую, хорошую вещь. Для многих из наших посетителей осознанное потребление — не пустой звук, а ценность», — отметил сотрудник магазина.
Как принимают одежду от населения
Не стоит скептически относиться к секонд-хендам как к инструменту улучшения окружающей среды. Именно такие магазины, уверен Вячеслав Климов, дают «вторую жизнь» вещам и уменьшают процент того, что гниет на мусорных полигонах.
«Часть вещей мы сдаем на переработку: бумагу и ткани. Что-то от нас уходит ветошью в автомастерские, что-то — на набивку игрушек или для поделок. Большинство вещей к нам приносят люди после уборки дома. Расхламляться полезно. Люди стараются сделать жизнь немножко лучше, освобождаясь от того, что им не нужно. Многие не осознают, что около 30% своих вещей они не используют. Если ты не пользовался вещью год-два, то эта вещь не должна находиться у тебя дома», — объяснил эксперт.
В ростовском «Чердаке» есть специальный сервис по вывозу старых вещей.
«Чердак — прежде всего, сервис по вывозу ненужных вещей. Поэтому вещи в наш магазин поступают от ростовчан. Например, человек разобрал шкаф, нашел много старого. Вместо того, чтобы выбрасывать это в мусор, он оставляет заявку у нас. После мы оцениваем вещи, если с ними все в порядке — все целое, чистое, то мы приезжаем и забираем. Книги берем только не ветхие, одежду — без сколов и трещит, мебель — целую, а посуду без сколов. Многие приносят вещи прямо к нам в магазин, иногда так удобнее, если вещей мало или они небольшие», — рассказал Климов.
Экопросвещение – в массы
Некоторые секонды, например ростовская Svalka, помимо сбора вещей ведет еще и работу по экопросвещению, созданию сообщества.
«Мы делаем свопы, это наша любимая акция. Приносишь вещь и равноценно бесплатно обмениваешь. Людям очень нравится эта акция», — объяснила Светлана Якимова.
Магазин Светланы также проводит тематические вечеринки и мероприятия, часть из которых посвящены осознанному потреблению и экологии. В свою очередь ее, Татьяна Кочеткова, уверена, что секонды с помощью вторичного потребления позволяют снизить уровень выбрасываемых отходов.
Сложнее всего с переработкой тканей
Участь вещей и одежды, которые выбросили на свалку или же отправили в утиль, незавидна. По словам представителей секондхенд-индустрии, чаще всего такие вещи остаются гнить десятки лет на мусорных полигонах, отчасти из-за того, что их переработка невозможна. На Юге России ситуация с переработкой старой одежды и вовсе плачевна. Как объяснил Вячеслав Климов, ее практически нет.
«Есть одна компания в Краснодаре, мы с ними сотрудничали. Но они принимают большими объемами, примерно от полутонны по цене около рубля за килограмм. У нас нет возможности хранить такие объемы, потом еще туда их отвозить», — объяснил управляющий «Чердака».
По словам Вячеслава Климова, в переработке тканей есть особенность — синтетику почти не берут на переработку, с ней ничего не сделаешь в отличие от того же хлопка. Если присмотреться к вещам, во многих около 30% хлопка и 70% синтетики — такой одеждой в плане переработки ничего не сделать. С техникой та же история — ее очень сложно переработать, поэтому чаще просто разбирают на детали и сдают или продают отдельно.
Остается только надеяться, что со временем компаний, занимающихся переработкой, станет больше, это должна быть инициатива бизнеса. Потому что без соответствующей инфраструктуры идеи «осознанного потребления», переработки и сохранения окружающей среды теряют свой смысл.
Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.
Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции
Дарья Храмочкина, Алина Гафарова, Кристина Бочарова